Модели развития ребенка в замещающей семье

Модели развития ребенка в замещающей семье thumbnail

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Виды замещающих семей

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Усыновление/удочерение

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Приемная семья

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Детский дом семейного типа

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Опекунская семья

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Семейная воспитательная группа

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Патронатное воспитание

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Сопровождение замещающих семей

Страх

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению копинг-стратегий поведения.

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его темперамента, личными качествами и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения конфликта).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

Рекомендации для кандидатов в приемные родители

Стресс

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

Источник

Занятие № 19 (2/38)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие замещающая семья
  2. Типы замещающих семей

1. Понятие замещающая семья

Присущая нашему обществу нестабильность, прямо или косвенно, влияет на современную семью, влечет за собой ослабление родительской функции. В современных условиях семья – главная и естественная защита ребенка – оказалась в кризисной ситуации, что привело к отрицательным последствиям, таким как: уменьшение рождаемости, распаду каждого третьего брака, социальному сиротству детей.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались.

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему, в этом случае, присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

2. Типы замещающих семей

В настоящее время можно выделить следующие сложившиеся в России типы замещающих семей:

  1. Семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей.
  2.  Семьи опекунов /попечителей в связи с тем, что, как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей.
  3.  Приемная семья — форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом, ребенок не получает статус родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей.
  4.  Патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Что делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.

Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей.

Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:

  1. Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.
  2.  Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности.
  3. Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.

Сегодня в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества замещающих семей. Вместе с тем нередки случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем отказываются от ребенка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство.

Не зависимо от возраста взрослых, опыта предыдущего воспитания как своих, так и приемных детей, уровня образования и проживания характер затруднений типичен для всех категорий замещающих родителей: незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт нахождения в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание задач и целей воспитательной работы, которая является основной в деле адаптации депривированных детей в условиях замещающей семьи, не владение методикой коррекционной работы с такими детьми.

Следовательно, замещающие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того, чтобы полноценно реализовывать предписанные обществом функции.

Социальная работа с замещающей семьей должна быть направлена на решение повседневных проблем, крепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социально-психолого-педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя из этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

  • диагностическую, которая предполагает изучение особенностей замещающей семьи, выявление ее потенциалов;
  • охранно-защитную, которая включает правовую поддержку замещающей семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод;
  • организационно-коммуникативную, которая подразумевает организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества;
  • социально-психолого-педагогическую, предполагающую психолого-педагогическое просвещение членов замещающей семьи, оказание им неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж;
  • прогностическую, подразумевающую моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи замещающей семьей в целом и приемному ребенку в отдельности;
  • координационную, которая включает установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающих семей, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб;

Конкретное содержание социальной работы с замещающей семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты. Тем не менее можно выделить ряд основных направлений социальной работы с замещающей семьей: диагностическое, профилактическое и реабилитационное.

Диагностика замещающей семьи предусматривает сбор и анализ информации о ней, приемном ребенке и других ее членах, выявление существующих проблем. Это длительный процесс, который не допускает непродуманных поступков и выводов. Диагностика подразделяется на первичную, углубленную и проблемную и осуществляется по двум направлениям: диагностика замещающих родителей и диагностика ребенка.

Диагностика взрослых направлена на изучение истинных мотивов принятия неродного ребенка, личностных черт потенциального замещающего родителя-воспитателя, уровня психолого-педагогической компетентности, имеющихся у них проблем, которая предполагает сбор общей информации о ребенке; ознакомление с особенностями его развития; определение уровня интеллектуального развития, адаптивных способностей, его характерологических особенностей, ценностных ориентаций, трудностей в становлении, развитии и взаимоотношениях в замещающей семье.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист по социальной работе получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Причем важно, установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

Комплексом превентивных мер, способствующих полноценному функционированию замещающей семьи, предотвращению возможных проблем среди ее членов является профилактика. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Изучение проблем замещающей семьи и семейного воспитания показывает, что приемные родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности приемного ребенка.

В основу программ просвещения замещающих родителей закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания. Логика программы складывается из теоретического курса и практической отработки умений и навыков, включает следующие модули: подготовка замещающих родителей – воспитателей, который включает два основных направления: юридическое и психолого-педагогическое и консультирование — предполагает привлечение к работе с замещающими родителями специалистов разного профиля: психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, психотерапевта, юриста, при необходимости — специалиста более узкой направленности, что обусловлено спецификой детей-сирот, которые имеют нарушения как медицинского, так и социального характера, нуждаются в ресоциализации; требует, чтобы замещающие родители владели коррекционными методами воспитания и обучения.

Организационные формы обучения в ходе подготовки замещающих родителей включают сочетание лекций, рассказов, бесед, базирующихся на продуманной последовательности вопросов, побуждающих приемных родителей включаться в обсуждение проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения, соотносить их с уже известными теоретическими положениями; дискуссий; круглых столов с привлечение экспертов; групповых обсуждений, выполнения упражнений, которые могут требовать совершения действий по образцу; применения знаний, умений, выходящих за пределы известного образца, поиска новых способов решения и обоснования их целесообразности, изучения теории, использования иного оборудования, подготовки дополнительной систематизированной информации; экспериментирование (вовлечение в исследовательскую деятельность); участие в проектах; тренингах (мотивационном, поведения, общения в типичных ситуациях и деловых отношениях; психологической защиты, перемотивации); клубные формы работы.

Профилактика предполагает также использование мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании детей. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и приемными детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и их приемных детей, не сводится к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.

Системой мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые, является реабилитация. В отношении замещающих семей реабилитация рассматривается как процесс формирования у приемного ребенка и других членов семьи качеств личности, обеспечивающих адекватное взаимодействие внутри семьи, а также семьи с социальной средой. Преобладающим методом реабилитации в этом случае является консультирование межпрофессиональной командой, в котором координатором выступает специалист по социальной работе. Кроме того могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, патронаж.

Источник