Модели помощи семье ребенка с отклонениями в развитии
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
“Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько”
Выступление на окружном семинаре по теме «Инновационные формы взаимодействия
в детско-взрослой общности».
Тема: Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Подготовила педагог-психолог
Сурмак Евгения Михайловна
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.
На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».
Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.
Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:
• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;
• оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;
• обучение специалистов и повышение квалификации.
В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.
При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:
• выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);
• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;
• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;
• определить тип образовательного дошкольного учреждения;
• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;
• обосновать педагогический прогноз.
Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.
Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.
Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.
Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.
Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.
На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.
На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.
Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).
Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.
На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.
Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога.
Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.
Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.
Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.
Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.
Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.
К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.
Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.
Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.
Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:
• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
• деятельностью подход к развитию личности ребенка;
• коррекционная направленность воспитательного процесса;
• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.
Источник
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные типы воспитания. Ниже приводятся их характеристики.
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка как бы помещают в «тепличные» условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что ребенок может сделать сам, а в чем ему необходимо помочь. Тип воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей детей с отклонениями в развитии. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода.
Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с отклонениями в развитии, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда не дотягивает до оптимального результата, поэтому постоянно неуспешен. Его часто ругают, и он чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.
Авторитарная гиперсоциализация. К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие социальные установки. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т.п.). Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Симбиотический тип воспитания развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи – атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и Личностного развития ребенка. В результате такого воспита-^н* формируется эгоистическая личность, не способная к ^явлению любви.
Тип воспитания <<^eHbKUU,Heyda4HUK>KZc^TCBoe-пользующие этот воспитательный подход, придаетсвое му ребенку социальную несостоятельность и уверены,
„„аио побьется успеха в жизни. Родители м^иошэ что он никогда не добьет У ^ постоянно
нают чувство Досади « Некоторые рассмат-
ГвГЛ^нГс^тГм ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.
л п„,™ Этот тип воспитания чаще встречается в семьях Г” ппиалГньш статусом (в семьях наркоманов, алкого-
СНЙЗГвМедГих асоциальный образ жизни) или в семьях, где ликов, в^И^наениЦямив развитии не имеет ценности в силу ребенок с °™^e™™ ^ практически не осуществляют за этих о-лоХок моГтбытГнеопрятно одет, плохо накорм-Н^Ун ;НУследит за соблюдением условий, обеспечивающих “о развитие. Обычно в таком же положении находятся и его здоровые братья и сестры.
Птвеожение ребенка. Отсутствие любви к ребенку бывает
ZTIZ только с низким, но и с высоким социальным ста-
в семьях не тольк ^ ^^ с(шряженов сознании
тусом. °;ГсР^еНнИтифИкацией себя с дефектом ребенка. Чаще Р°ДГт.ечается У отцов. В случае материнского отвержения ЭТ0^нкГситуаЦия объясняется незрелостью личностной сфе-Р Лпи и нГформированностью материнского инстинкта.
РЫ пГихологиче^кая травматизация родителей детей с отклони развитии, особенности личности, «тупиковость» НеН Гной позиции часто не позволяют им рационально ис-СОльзГть воспитательные приемы. Родители нервничают, пользовать восп ребенка, и чаще всего ошиба-
^ТГвьхбоГе правильно воспитательного подхода. Доказа-яьствомэда служат материалы, полученные с помощью Габлю’ния иЭкспериментального изучения моделей воспи-
лм11Яу летей с отклонениями в развитии. ТаНГ,тоПельДю чаще используются следующие методики: я™ рЖш«£ри Белл), методика ОРО («Опросник ро-методикаРАКНШ Ф Р Столин), методика
ГсГ(ХГлГсемейно;о воспитания», Э.Г. Эйдемиллер) и ЛабоотГя нами анкета «Определение воспитательских разработанная н ОТКЛОНениями в развитии».
^oZlZ^Z^ue^ — И особенности ради-тел^ко Детски отношений оцениваются с помощью методи-
ки PARI. Следует отметить, что данный опросник определяет внутренние позиции родителей по обеим исследуемым проблемам и дает субъективную (родительскую) оценку измеряемым
параметрам.
Анализ взаимоотношений между родителями свидетельствует о том, что большинство обследованных лиц считают свои семьи семьями с низким уровнем интегрированности. Члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, во взаимоотношениях преобладают существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми подросткового или юношеского возраста, отсутствуют чувства духовной близости. Родители признают, что могут использовать неадекватные приемы воспитания, вплоть до жестоких. Лишь около трети родителей оценивают свои семейные отношения как имеющие нормальный уровень интегрированности. Среди родителей детей с отклонениями в развитии практически полностью отсутствуют лица, которые оценили бы уровень взаимоотношений в своей семье как высокий.
Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя. Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуется отношение психосоматичных родителей. Гиперопекающее отношение в наибольшей мере проявляется у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопекающее отношение доминирует у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей. Эти факты свидетельствуют о том, что родители психологических типов «психосоматичный» и «авторитарный» имеют максимально выраженные возможности для осуществления обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время невротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво.
Изучение моделей воспитания с помощью теста-опросника родительского отношения (ОРО) показывает, что у части родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересы ребенка и его личность. В целом ребенок воспринимается родителями как неуспешный и неприспособленный. Небольшая часть родителей признается в беседах, что согласилась бы поместить ребенка в хороший интернат закрытого типа. О неблагополучии использования пе-
дагогических методов в домашнем воспитании детей с отклонениями в развитии свидетельствуют и такие факты: более трети родителей больных детей воспринимают своего ребенка как «маленького неудачника», а около половины родителей подвергают своих детей авторитарной гиперсоциализации. Они стараются во всем навязать детям свою волю, пристально следят за их достижениями.
Симбиотические связи с детьми проявляются у небольшой группы родителей. Эти родители стремятся во всем слиться с ребенком, удовлетворять его потребности, ограждать от трудностей. Чаще эта неправильная модель воспитания формируется у матерей.
Лишь 2% родителей, по данным методики ОРО, используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребенком (шкала «кооперация»).
Исследование родительских моделей воспитания с помощью методики АСВ подтверждает доминирование выделенных выше родительских позиций по методикам PARI и ОРО. Так, модель воспитания «эмоциональное отвержение» коррелирует с данными шкалы «тенденция к гипоопеке» по методике PARI. Эта модель оказывается достаточно популярной, т.к. каждый пятый родитель, в соответствии с данными двух методик, ее активно использует. Такие родители рассматривают отчужденность от проблем ребенка и отрицание меры воздействия на него как одну из составляющих средств воспитания. Они чаще уповают на то, что ребенок сам все поймет и сам всему научится. В результате у ребенка не формируются аффили-ативные чувства к родителям и искажается восприятие характера личностных взаимоотношений между людьми.
Данные по шкале АСВ «повышенная моральная ответственность» коррелируют с данными, полученными по шкале ОРО «авторитарная гиперсоциализация». Тип воспитания «повышенная моральная ответственность» (АСВ) характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Результаты, полученные по шкале АСВ «потворствующая гиперпротекция», соотносятся с данными, полученными по шкале PARI «гиперопека» и данными шкалы ОРО «симбиотическая связь».
Качественная оценка всего фактического материала позволяет обобщить параметры воспитательского отношения родителей к детям и выделить две модели воспитания, доминирующие в этих семьях, а именно:
4*-977
– модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребенку;
– модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми.
Завершая анализ моделей воспитания, используемых родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Собранный нами огромный фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека). Поэтому модель «сотрудничество» может включать неправильные типы воспитания: гиперопеку, авторитарную гиперсоциализацию, симбиоз. В то же время модель «отказ от сотрудничества» представлена неправильными типами воспитания, такими как гипоопека, «эмоциональное отвержение» или «маленький неудачник».
В семьях с детьми, имеющими отклонения в развитии, обычно доминируют две модели воспитания:
► модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребенку;
> модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми. Модель «сотрудничество» может включать неправильные
типы воспитания: гиперопеку, авторитарную гиперсоциализацию,
симбиоз.
Модель «отказ от сотрудничества» также может быть представлена
неправильными типами воспитания: гипоопекой, «эмоциональным
отвержением» или типом «маленький неудачник».
Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции все же можно проследить. В связи с тем, что в основе воспитательного влияния родителей лежат особенности их взаимодей-
О о о
О О О
О
о
ствия с детьми, включающие принятие или непринятие дефекта ребенка, доминирующие (качественные) характеристики конкретного психологического типа могут влиять на определение родителями модели воспитания.
Сопоставительный качественно-количественный анализ психологических особенностей родителей и моделей воспитания ребенка («сотрудничество», «отказ от взаимодействия») позволил установить следующие тенденции. Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие количественные показатели (в 60,1% случаев) по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит стеническая реакция на стресс, качественные характеристики которой предполагают возможность преодоления и разрешения различных проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.
Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые высокие показатели по установлению неадекватных взаимоотношений с ребенком (в 86% случаев). Эти родители используют воспитательную модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического реагирования на стресс, что объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротич-ных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному воспитанию.
Психосоматическому типу присуще смешанное реагирование на стрессовые факторы, что обусловливает наличие у лиц этой группы как стенических, так и гипостенических характеристик.
Влияние социума
Рекомендуемые страницы:
Источник