Модель развития нравственного ребенка доу

Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Курочкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ

“Детский сад № 8”

Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитаниядетей в Российской Федерации и защиты их нравственности: мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников. Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками. Используя полученные материалы,мы выявили проблемы:

• дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

• недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников;

• недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье.

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», направленной на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.Авторами программы являются: Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях.Цели деятельности: объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Для достижения выбранной цели были определены задачи:

• развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста;

• обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;

создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье, повышение педагогической культуры родителей;

• интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия;

• обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;

• обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении, прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.

Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки». Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария, эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования.

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов,детей и их родителей:

• в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятиесоциокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;

• в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека,дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;

• в старшей группе обращаетсявнимание на ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;

• Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.

Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является:

создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно – образовательного процесса;

• обеспечение программно – методической художественной литературой;

• профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраныкартотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, экологическому развитию.

Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:

• заседания педагогического совета;

• семинары;

• консультации индивидуальные и групповые;

• дни творчества;

• открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса;

• презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс.

Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы,как:

• непосредственная образовательная деятельность;

• праздничные мероприятия;

• мини-музей;

• проекты, создание лепбуков;

• кружок «Истоки»;

создание развивающей предметно – пространственной среды

В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя.

• Используемые активные занятия –высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают:

• активное участие всех детей группы в практической деятельности;

• субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

• вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий.

С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции». Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника.

Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятиедетьми и родителями ценностей внутреннего мира человека: Веры, Надежды, Любви, Мудрости.

Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Праведный труд дошкольников, организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека: труда на земле.

В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам, нравственным ценностям.В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку – ценность наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок». Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательнаяпрограмма разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательнаяпрограмма разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданиемпортфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка.

Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения».Цель проектов: приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.

Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука – как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба». Родители являются активными участниками по созданию среды музея.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей.Работа с родителями осуществляется через:

• организацию ресурсного круга с семьями;

• мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки»;

•совместные конкурсы: “Светлая надежда”, «Ожидание», «Рождественская елочка», «Пасхальное чудо».

Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо».

Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност:.

• экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;

• Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела», приобщиться к удивительному явлению радости труда.

Вывод: из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это:

• совершенствовать систему работы по духовно-нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;

• выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;

• обеспечить систему преемственности духовно-нравственного развития со школой.

Выступление хочется закончить словами:

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».

(А. Г. Асмолов)

Источник

Анна Щукина
Современная модель успешной социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания

Щукина А. А.

воспитатель МБДОУ №175 г. Ульяновска

первой квалификационной категории

Аннотация: В данной статье поднимается проблема об успешной социализации путем духовно-нравственного воспитания как наиболее актуальном направлении, поскольку нравственные приоритеты общества вырабатываются историческим опытом нескольких поколений и находят отражение в семейных, культурных, социально-исторических и религиозных культурах. В статье отражен опыт работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ № 175.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственные и патриотические ценности, социализация дошкольников.

В новом Федеральном образовательном стандарте одной из приоритетных задач становится духовно – нравственное воспитание и социализация дошкольников. Особое внимание уделяется образовательным программам, которые и определяют содержание образования. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира.

Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и образцов поведения на основе подражания. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.Мы с вами объединены одной целью: содействовать духовно-нравственному развитию ребёнка путём приобщения его к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Моя работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольниковначалась с того что я поставила следующие задачи:

1. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.

2. Способствовать развитию нравственных чувств (сопереживание, ответственности, благодарности и др.).

3. Зажечь в ребенке искорку любви и интерес к жизни народа в разное историческое время, его истории и культуре, природе России.

4. Расширить у родителей представлений о православных традициях и их роли в развитии личности ребёнка.

5. Создавать условия для благотворного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

На первоначальном этапе была проведена предварительная работа: индивидуальные беседы и анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в ДОУ.

Получив положительный отклик родительской общественности, я начала вести активную работу, которая была основана на программе духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно – продуктивной деятельности» О. М. Потаповской.

Работа проводилась в вечерние часы два раза в неделю. Это были– беседы, игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные или дидактические, а также творческая рукодельная работа, которая носит индивидуальный и коллективный характер. Во время художественного творчества дети усваивают правила доброй и благочестивой жизни, учатся общению, возможности приложить усилия в общем деле, сделать подарок своими руками и порадовать родных.

Одновременно с этим в группе создается развивающая среда по этнокультурному компоненту, где собраны старинные предметы русской культуры и быта. Центральное место мини-музей с образцами народных промыслов, глиняной посуды, самовар, образцы вышивки, тканные ручные изделия, русские национальные костюмы. Это оказывает большую помощь в проведении работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию, материалы музея дают детям возможность соприкоснуться с историей своего народа, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Для повышения результативности по духовно-нравственному воспитанию пополняется развивающая среда художественной литературой.

Художественная литература для чтения детям:

«Детям о честности»

«Детям о дружбе»

«Детям о любви»

«Детям о добре»

• Борис Ганаго «Свеча в окне»

• Небесные заступники.

• Святые хранители России.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольниковя использую также и другие формы работы:

• Творческие проекты;

• Развлечение;

• Непосредственно-образовательная деятельность;

• Мастер-классы;

• Народные подвижные игры;

• Игры-драматизации;

• Кукольный театр;

• Конкурсы, выставки;

• Работа с семьёй.

В нашей группе стало традицией отмечать такие народные праздники как Рождество Христово, Колядки, Масленица, Пасха. Эти праздники помогают детям ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. С раннего возраста и до школы дети усваивают этот материал, постепенно усложняя и углубляя его.

К Рождественским Колядкам в нашей группе дети начинают готовиться заранее, разучивают разные колядки-щедровки, наряжаются в народные костюмы. Это не просто слепое следование традиции. Костюмы удобны для детей, любимы ими, создают праздничное настроение. Дети ходят по группам, рассказывают колядки, угощаются сладостями. Для этой народной традиции, что характерно, нет просто зрителей. Каждый ребенок – главный герой в театрализованном действии.

А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем в группе, и на участке детского сада. Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами, куличами и пасхальными играми.

Нужно подчеркнуть, что все наши занятия, праздники не бывают перегружены назидательностью, они содержат доступный, понятный нашим детям информационный материал. Я еще раз хочу сказать, что все происходит в игровой и театрализованной форме.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Народная игра – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка, развитие его речи. Мы собрали большой материал народных игр «Методическую копилку» группы. Дети научились эмоционально произносить текст в игре, научились согласованно действовать в коллективе.Это народные игры: «Плетень», «Заря-зарница», «Малечина-калечина», «Золотые ворота» и т. д.

Как показывает практика, работа по духовно-нравственному воспитанию требует большого такта и терпения. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы

Особенное место в своей работе уделяю воспитанию у детей чувства патриотизма. Это и любовь к своей семье, к Родине, её природе и гордость за свой народ. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы мы готовим вместе с детьми и музыкальным руководителем музыкальные мероприятия для родителей. Разучиваем песни и стихи, оформляем стенд с армейскими фотографиями пап. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства, воспитывают гордость за своих отцов, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время.

В был реализован проект «Семейные традиции». Активное участие в проекте приняли не только родители, но и бабушки и дедушки.Каждая семья оформила свой творческий альбом:

«Традиции нашей семьи»;

«Любимые блюда нашей семьи»;

«Праздники в нашей семье»;

• «История моей семьи.

Родители оформили свои альбомы фотографиями, рассказами, стихами, сделали эскизы родословного древа семьи, которые включали три, а иногда и четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки). Дети рассказывали о своей семье, они очень бережно относились к семейным фотографиям и гордились своими близкими.

Совместно с родителями в группе проводились тематические выставки: «Осенние фантазии», «Рождественское чудо», «Пасхальный сувенир». Так, после проведения «открытых» просмотров непосредственной деятельности с детьми, первых выставок, мы увидели большой интерес к своей деятельности и со стороны родителей. Это послужило поводом для того, чтобы совместно отмечать многие праздники. Подготовка к праздникам всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Проведя анализ проделанной работы по социализации дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада,получили следующие результаты: многие родители пересмотрели свое отношение к знакомству детей с православной культурой.

Без сомнения совместное сотрудничество семьи и детского сада по социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания способствует развитию творческой инициативы, социальной активности детей и родителей, стимулирует детей к применению полученных умений и навыков в повседневной жизни. Установив психологический контакт с семьей, эффективнее проходит процесс приобщения детей к истокам духовной культуры народа, русских традиций, а выполнение творческих заданий способствует приобретению новых знаний воспитанниками и их родителями.

Приобщая своих воспитанников к духовно-нравственным ценностям,мы достигли следующих результатов:

1. Воспитали позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2. Закрепили умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.

3. Обогатили словарь детей вежливыми словами (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

4. Расширили представление о формах традиционного семейного уклада, сформировали у детей интерес к своей родословной.

5. Развили уважительное отношение к труду близких взрослых.

6. Научили чувству ответственности за свои дела и поступки.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении:

• повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов;

• профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников;

• стараемся заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка.

Список литературы

1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании – Сборник материалов первой ежегодной международной научно практической конференции/ Воспитание и обучение детей младшего возраста М., 2011. с. 169.

2. Маленькие Россияне. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. с. 787

3. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В. В. Малова. – М.: Владос, 2013. с. 351

4. Потаповская О. М. «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания в современной практике дошкольных образовательных учреждений /Вестник ПСТТУ Серия. «Педагогика. Психология» 2012. №4.

5. Савченко В. И. Авторизованная “Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников” / В. И. Савченко. – М.: Детство-Пресс, 2013. с. 320.

6. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. / Красна изба… знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: Детство. – Пресс, 2000. с. 208

7. .Шорыгина Т. А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.

8. Шмелева Н. В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М, Сфера, 2012.

Источник