Мне кажется мой ребенок отстает в развитии

Мне кажется мой ребенок отстает в развитии thumbnail

Мне кажется мой ребенок отстает в развитии

 «Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.

Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:

  1. Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.

Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.

  • Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  • Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.
  • Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
  • Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.

    Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].

    Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.

    Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

    Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

    Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».

     Стоит забить тревогу,

    – если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;

    – если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;

    – если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;

    – если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;

    – если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;

    – если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;

    – если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;

    – если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;

    – если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;

    – если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;

    – не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;

    – если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;

    – если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;

    – если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;

    – если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].

    Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):

    – не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;

    – ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;

    – он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;

    – если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;

    – он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);

    – малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;

    – даже не пытается жевать еду;

    – если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;

    – если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;

    – он не слушает вас и не смотрит на вас;

    – не проявляет беспокойство от мокрых штанов;

    – не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;

    – не узнает членов семьи на недавних фотографиях;

    – утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;

    – предпочитает играть сам по себе;

    – если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это  повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.

    Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].

    До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:

    – у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;

    – забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;

    – ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;

    – он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;

    – он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;

    – он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по  ступенькам;

    – он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;

    – ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;

    – он не проявляет интереса к новой еде;

    – ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;

    – не понимает смысла совместной игры в мяч;

    – ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;

    – когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;

    – ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;

    – ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);

    – проснувшись утром, он не зовет вас;

    – его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;

    – малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;

    – не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;

    – ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;

    – ребенок не просится в туалет;

    – не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;

    – если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;

    – если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;

    – ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;

    – не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;

    – если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.

    Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.

    Список литературы

    1. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
    2. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
    3. От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
    4. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.

    Источник

    Наши дети, какими бы они ни были, всегда остаются самыми любимыми. В предыдущей статье я разбирала основные, ранние симптомы аутизма, алалии, ЗПР. А сейчас я хочу рассказать не только о симптомах, но и о том, что с этим делать в первую очередь.

    Если родитель приходит к неутешительной мысли, что с развитием ребёнка что-то не так, то конечно первые вопросы, которые у него возникнут это: “Что делать?” и “Куда бежать за помощью?”. Родители часто оказываются в тупике и не знают с чего начать. Это неудивительно, ведь про подобные вещи не рассказывают на родительских курсах и никто не ждёт, что именно у него родится ребёнок с нарушением развития.

    фото из открытых источников

    В своё время, мне пришлось копать информацию в интернете самостоятельно. Я знаю, что трудно искать помощь для ребёнка, когда она нужна самим родителям. Ведь осознание что с ребёнком, который буквально вчера был обычным, на самом деле что-то не так, вводит в ступор. Я знаю, что есть риск потратить деньги не туда и упустить кучу времени. Чтобы этого не было, я решила составить первоочередный список специалистов и обследований для детей с нарушением развития.

    А в конце статьи вас будет ждать полезная информация о том, на что обратить внимание при выборе врача, чтобы не ошибиться и не потратить время впустую.

    Итак:

    • Невролог

    Это врач №1 по вопросам функционирования нервной системы.

    Невролог проведет общий осмотр, сделает первичный анализ состояния нервной системы на основании рефлексов, назначит первый маршрут обследований.

    Теперь я расскажу немножко подробнее об осмотрах у невролога, чтобы вы понимали, что именно он делает.

    Невролог обращает внимание на тело ребенка и наличие у него так называемых стигм дизэмбриогенеза. Звучит довольно заумно. На самом деле это малые пороки развития кожи, которые возникают еще во время беременности. Стигмы есть практически у всех людей, так как не бывает идеальных беременностей, где на маму, а значит и на ребёнка, не действовали какие-то вредные факторы, типа экологии, инфекции, курение, даже пассивное, и т.д. Просто одно дело, если стигм 1-3 и фактически только врач понимает, что это стигма. Другое дело, когда стигм уже целый набор (от 5 и больше).

    В основном достаточно осмотра кожи и общего строения скелета. Почему? Потому что кожа и скелет эмбриона развиваются из той же самой группы клеток, что и головной мозг. Если стигмы находятся преимущественно на голове и их много(!)- это маркер возможного нарушения нервно-психического развития, нарушений речи и психо-неврологических патологий в дальнейшем.

    Наиболее распространенные: нарушения пигментации кожи (много родинок, родинки с оволосением, кожные пятна), слишком короткая или длинная шея, складки на шее, слишком маленький или большой рот, скошенный или, наоборот, выдающийся подбородок, широко посаженные глаза, короткая уздечка языка, раздвоенный язык, сращение пальцев рук или ног, ассиметрия лица и ещё очень-очень много чего. Ниже небольшой коллаж с некоторыми стигмами развития.

    фото взяты из открытых источников

    Кроме стигм, невролог также обращает внимание на общий мышечный тонус, рефлексы. Эта информация дает врачу представление о правильности работы и зрелости участков мозга, которые регулируют рефлексы и тонус.

    Часто родители задаются вопросом о том, на основании чего врачом сделан вывод о природе органического/неорганического поражения мозга. Так вот, по сути патологические рефлексы, проблемы с мышечным тонусом и контролем естественных процессов и дают неврологу представление о том, что перед ним именно органическое поражение – нервная система не функционирует так, как должна. Поражение этого рода не означает, что имеет место какие-то обширные или необратимые повреждения, типа инсультов и опухолей. Чаще всего у детей находят банальную незрелость нервных структур.

    • Отоларинголог-сурдолог

    Всем детям еще в роддоме или на первом месяце жизни в поликлинике по месту жительства делают так называемый аудиологический скрининг (отоакустическую эмиссию). Обследование входит в программу ОМС и призвано выявлять детей с тяжелыми врожденными нарушениями слуха.

    Тем не менее, если вы видите, что ребёнок не реагирует на обращенную речь, не понимает просьб, посещение сурдолога, или по крайней мере ЛОРа, становится обязательным обследованием.

    Дело в том, что проблемы со слухом у ребёнка также вызывают задержку психоречевого развития. Кроме этого, при нарушениях слуха также, как при ЗПР, аутизме и алалии, наблюдается стереотипное поведение (кручение предметов, бег по кругу, “крылышки”) и странные игры. Связано это с тем, что мозг ребенка из-за глухоты недополучает сигналы из окружающего мира. Это состояние называется депривацией. Стереотипии позволяют ребенку снизить напряжение от депривации.

    Что может выявить обследование у отоларинголога-сурдолога?

    Аденоидит

    Ага, такая банальщина может вызывать снижение слуха и, как следствие, ЗРР, а потом и ЗПР. Разросшиеся аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, уши у ребёнка закладывает и он начинает хуже слышать.

    Степень разрастания аденоидов для начала проблем со слухом – 3 ст.

    фото из открытых источников

    Экссудативный отит

    Эта форма отита появляется как незаметное осложнение после обильного насморка. За барабанной перепонкой скапливается вязкая жидкость и вызывает снижение слуха. В итоге ребенок все слышит сквозь скопившуюся воду в ушах. И если для реакции на бытовые звуки его слуха все еще оказывается достаточно, то для нормального развития речи уже нет. Нарушается распознавание слов и, соответственно, реакция на обращенную речь.

    Экссудативный отит коварен тем, что часто протекает бессимптомно. Нет типичной для среднего отита острой боли, нет температуры. Распознать вредную болячку сможет только врач на очном приеме.

    Слуховая нейропатия

    Точность отоакустической эмиссии (ОАЭ) более 90%. Она довольно высокая, но не 100%. ОАЭ позволяет выявлять детей с повреждением конкретно ушей (барабанной перепонки, среднего уха и улитки). Но ОАЭ не выявит слуховую нейропатию – повреждение нервных волокон от внутреннего уха до слухового центра мозга. Такие дети на ОАЭ диагностируются как здоровые.

    При слуховой нейропатии ребенок слышит речь неразборчиво, прерывисто. Звуки речи могут звучать для него каждый раз по-разному. В итоге ребенок не может нормально распознавать слова, не понимает речь и, соответственно, не может говорить. Это нарушение слуха надежно выявляет другое сурдологическое исследование – КСВП.

    Если отоакустическую эмиссию может провести ЛОР, то КСВП делается практически всегда только сурдологами. Поэтому я изначально рекомендую искать именно отоларинголога-сурдолога для проведения комплексного обследования.

    Психиатр

    Психиатрия у нас достаточно стигматизирована. До сих пор визит к этому врачу считается чем-то стыдным, как будто человек, посещающий психиатра, имеет как минимум шизофрению. На самом деле психиатры лечат огромный спектр расстройств. Среди них есть и те, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей. Например, нарушения пищевого поведения (психогенное переедание (это когда расстроился – надо конфетку съесть, а лучше килограмма два), анорексия, булимия), депрессия, разные формы зависимости, фобии, панические атаки, тревожность и т.д. То есть, визит к психиатру далеко не означает клеймо с устрашающим диагнозом.

    В контексте проблем развития ребенка нас интересует конечно детский психиатр.

    На осмотре он оценивает:

    1. адекватность реакции ребенка на новую окружающую обстановку (пугается ли ребенок или наоборот, осторожничает, закатывает истерику и т.д.);
    2. возможные симптомы – тики, стимы, гиперактивность или, напротив, заторможенность;
    3. уровень психического развития – может предложить ребенку игрушки по возрасту (пирамидку, кубики, вкладыши), задаёт простые вопросы.

    Осмотр психиатра необходим, если ребенок проявляет явные признаки психических расстройств: неадекватно реагирует на опасность, есть галлюцинации, чрезмерная агрессивность, расстройства внимания и тики, мешающие социальной жизни и обучению ребенка.

    Вопреки распространенному мнению, психиатр может не только назначить таблетки. Психиатр может предложить вам реабилитацию, после которой, возможно, как раз удастся избежать таблеток – при многих районных ПНД функционируют дневные стационары с педагогическим сопровождением. Там с ребенком работают дефектологи, психотерапевты, психологи и логопеды. Эту помощь через психиатра можно получить совершенно бесплатно по ОМС.

    фото из открытых источников

    А теперь обещанная информация о том, как выбрать нормального врача.

    Если вам повезло и у вас адекватный, внимательный врач в детской поликлинике, можно обратиться и туда. Врачи, что называется “от Бога” далеко не всегда бывают непременно платными.

    Немножко подробнее про “повезло”. Значит это то, что врач слушает ваши жалобы, расспрашивает вас, не стремится закончить приём за 2 минуты. И самое главное, такой врач не будет, смотря на ребёнка 5 минут, сходу сыпать диагнозами “моторная алалия”, “ЗПР” или “аутизм”, качать головой как у вас все плохо и выписывать ведро таблеток.

    Если вы ищите платного специалиста, потрудитесь перед тем, как к нему записаться, почитать отзывы в интернете. Да, отзывы на данный момент легко покупаются и продаются. Но если врач хороший, то у него не будет:

    • однотипных хвалебных отзывов как под копирку;
    • врача наверняка будут знать на родительских форумах, групах в соцсетях, или вы даже услышите живую рекомендацию о нем от знакомых;
    • если будут плохие отзывы, то буквально 1-2, просто потому, что прям всем угодить нельзя.

    В нашей стране неврологи часто назначают ноотропные препараты. Если врач компетентен, он никогда не назначит ноотропы ребенку без предварительного ЭЭГ.

    ЭЭГ – это безопасное и безболезненное исследование электрических импульсов мозга. Чаще всего его используют для диагностики эпилепсии.

    Эпилепсию и судорожную готовность не всегда бывает видно в классическом варианте с припадками. Иногда эпилепсия бывает скрытая (абсансная – бывает только после 4 лет) – ребенка не трясет, но он иногда теряет сознание на несколько секунд и это можно не замечать. Иногда бывают очаги судорожной готовности, которые могут при неблагоприятных условиях перерасти не только в отвратительное поведение из-за перевозбужденного мозга, но даже в настоящие припадки. Все это диагностируется на ЭЭГ. При данных состояниях категорически нельзя выписывать стимулирующие ноотропы, так как они повышают судорожную готовность. Соответственно, если вы пришли к неврологу, он вас видит впервые, никаких исследований нет, а вам сразу назначают вагон ноотропов, то лучше поискать для консультации другого специалиста.

    То же самое касается и психиатров. У психиатров свой набор лекарств – транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. И если транквилизаторы иногда назначают, чтобы снизить судорожную готовность, то для нейролептиков и антидепрессантов эпилептическая активность очень часто является противопоказанием для приема. В результате мозгу можно по незнанию очень сильно навредить.

    Понятное дело, что специалисты назначают препараты без исследований потому, что явления скрытых эпилептических очагов и приступов достаточно редки. Но я не думаю, что кто-то из родителей хочет ставить эксперименты на своем ребенке и смотреть что из этого получится, в особенности, когда уже и так есть проблемы. Поэтому эту информацию нужно обязательно иметь ввиду при выборе врача.

    Как всегда, я благодарю всех дочитавших до конца!

    Ставьте лайки, задавайте свои вопросы и подписывайтесь – я буду рада помочь информацией всем желающим!

    Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

    Источник