Мягкая игрушка творческое развитие ребенка

Мягкая игрушка творческое развитие ребенка thumbnail

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования Тюльганского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей». п. Тюльган.

Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста, через изготовление мягкой игрушки.

Обобщение опыта работы

Автор:

Педагог дополнительного образования детей

Громова Анастасия Ивановна

Тюльган 2015 год.

Актуальность опыта

Актуальность данного опыта определяется недостаточным уровнем и степенью разработанности вопросов связанных с развитием творческих способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе изготовления мягких игрушек. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления мягкой игрушки с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста, через изготовление мягкой игрушки.

Задачи:

Способствовать формированию:

– специальных знаний и умений по выбранному направлению деятельности,

Способствовать развитию:

– эстетического воспитания, художественного вкуса, творческого воображения.

Создать условия для воспитания:

– ребенка как творческой личности, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к чужому труду.

Формы и методы:

Объяснительно – иллюстративный (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением);

Поисково-исследовательский (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала);

Игровой (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий:

Беседа, викторины, конкурсы, соревнования, выставки, игра, экскурсии.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.

Каждый рожден творцом. Создание красоты – это уже творчество. Прекрасным образцом творчества является игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку.

Занятия по авторской программе кружкового объединения «Игрушка», дает возможность ребенку получить знания о нескольких видах декоративно-прикладного творчества, расширяя свой кругозор, увеличивая потенциал своих творческих возможностей.

Широкое распространение на кружковом объединении получил один из разделов программы «Игрушка – сувенир». Изготовление игрушек – сувениров отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер и оформление используются для включения некоторых дизайнерских идей: прежде всего той, что игрушка имеет характер и настроение. При ее изготовлении дети постигают закономерности и принципы дизайна, и с их учетом планируют оформление игрушки. Изготавливая различные игрушки – сувениры в большей мере удовлетворяется любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек – сувениров, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой необычной поделки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносит детям изготовление своими руками замысловатых игрушек. Эти эмоции являются стимулом воспитания у них трудолюбия. Не так просто изготовить своими руками поделку. Ее изготовление требует волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями (проблемной ситуацией), он пытается самостоятельно ее разрешить, в результате этого происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, и развитие мыслительных способностей. Не всегда сразу детям удается выполнить какую – либо работу (подобрать материал, сделать шаблон и т.д.) под руководством педагога ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самосовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирование отдельной личности и общества в целом. Дети своими маленькими ручонками, пусть еще не всегда умело, и уверенно создают свой удивительный мир художественных образов, чувств, восприятие. Педагог помогает воспитывать душу ребенка и учит не только видеть и понимать прекрасное, но и творить его. Способность к прикладной деятельности не является врожденной, а развивается непосредственно на протяжении всех занятий. Прежде чем приступить к изготовлению той или иной поделки дети знакомятся с технологией ее изготовления, осваивают технику.

При этой работе проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом деятельности не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.
На занятиях в нашей творческой мастерской «Рукодельница» мы с детьми изготавливаем различные виды игрушек и сувениров из ткани и ниток. В настоящее время игрушки – сувениры ручной работы стали очень популярными. Главная их ценность в том, что это уникальный и неповторимый в своем роде подарок. Изготавливать игрушки очень интересно, здесь фантазия ребенка ничем не ограничена. Можно использовать материал, который всегда найдется под рукой: мех, сентипон, остатки красивых тканей, нитки, и т.д. Такие работы способствуют развитию глазомера, чувство формы и цвета, ритма, умение соотносить части и целое, понимать целое и преобразовывать его. Умелые руки и фантазия творят чудеса!

Познакомить с традициями русского народного художественного творчества помогают занятия по изготовлению народной куклы. Народная кукла – огромный и незаслуженно забытый пласт нашей истории. Куклы принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Куклы делали на рождение ребёнка и на свадьбу, на начало покосных работ и на зимние святки, куклы помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Все они имели своё значение и свой неповторимый облик. По этому, это направление декоративно-прикладного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей и взрослых.

Сколько радости получают дети от сделанных своими руками поделок из ткани, мягких игрушек. При работе с тканью младшие школьники делают на занятиях первые шаги в мир декоративно – прикладного искусства в этом направлении, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его пониманиях. Знакомя детей с начальными стадиями изготовления мягкой игрушки, непринужденно ввожу детей в мир сказки, где воспитанники узнают о принцессе Иголочке, о ее несносном и колючем характере, о ее родственниках – инструментах необходимых в дальнейшей работе и правилах обращения с ними. Дети приходят к выводу, что принцесса Иголочка должна иметь свое место – трон и сами выбирают образец изготовления трона для своей принцессы Иголочки. Прежде чем приступить к изготовлению игрушки – трона (игольницы) дети знакомятся и осваивают технику выполнения ручных швов. Использование у младших школьников сказочных моментов ведет к более продуктивному познанию. На занятиях обучающиеся не только получают знания, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде, главной целью которых является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении игрушек, дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы. В случае затруднения ребенку предлагается карта поэтапного выполнения работы.

Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые, оригинальные изделия. Знание техники выполнения пошива мягкой игрушки подсказывает способ оформления выбранной модели, помогает найти оригинальное решение проектно-творческой задачи и создает условия для возникновения различных модификаций проектируемых объектов, развивает творческую активность детей ассоциативную мыслительную деятельность, способность анализировать, сопоставлять, обобщать и комбинировать полученные знания.

С 2013года принимаем участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, в районных выставках декоративно – прикладного творчества.
Большое внимание уделяется здоровьесбережению ребенка: на занятиях используем интересные гимнастики, корректирующие зрение детей, снижающие усталость и напряжение. Проводим гимнастику для пальчиков, развивающую гибкость, подвижность кисти и мелкую мускулатуру рук, для смены деятельности – физкультминутки.

Итак, правильно организованный процесс обучения, дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по изготовлению мягкой игрушки и сувениров, как важный элемент гармоничного, творческого развития способностей детей.

Источник

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

     Актуальность 

Программа «Мягкая игрушка»  заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости  выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того  вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

     Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.  

     Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления   мягкой игрушки.

Задачи:

           Образовательные

           -Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

            Развивающие

           -Развить творческую активность и фантазию;

            Воспитательные

         – Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

            аккуратность и бережливость.

     Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей   6,6-14 лет , потому что  это доступная  для этого возраста  по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы  предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

     Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

    Количество детей в группе: 10 человек.

    Формы организации детей на занятии:  групповая, индивидуально- групповая.

    Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

       Предполагаемый  педагогический  результат

–  Ребёнок научится  изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

– У ребёнка будет  развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

     Формы и способы проверки результата: опрос, беседа, наблюдение педагога.

Тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, правила ТБ.

2

2

2.

Ручные швы.

4

1

3

3.

Изучение сметочных швов.

2

1

1

4.

Изучение швов на швейной машине.

2

2

5.

Изготовление игольницы.

2

1

1

6.

Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань.

2

1

1

7.

Изготовление плоских игрушек.

4

1

3

8.

Изготовление объемных игрушек.

4

1

3

9.

Мягкая игрушка из носка.

4

1

3

10.

Игрушка «Домашний слоник»

6

1

5

11.

Новогодние игрушки

16

6

10

12.

Кукла Тильда «Ангел»

16

2

14

13.

Сувениры к праздникам

4

1

3

14.

Игрушка Тильда «Гусеница»

16

2

14

15.

Текстильные цветы «Тюльпаны»

8

2

6

16.

Цветочная корзина

6

1

5

17.

Изучение лоскутной техники

8

2

6

18.

Декоративная подушка из лоскутков

12

2

10

19.

Подушкам-думка

12

2

10

20.

Декоративная подушка

12

2

10

21.

Подведение итогов. Выставка изделий.

2

2

ИТОГО:

144

32

112

Учебно-тематический план

1 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, правила ТБ.

2

2

2.

Ручные швы.

4

1

3

3.

Изучение сметочных швов.

2

1

1

4.

Изучение швов на швейной машине.

2

1

5.

Изготовление игольницы.

2

1

1

6.

Выкройки. Способы переносавыкройки на ткань.

2

1

1

7.

Изготовление плоских игрушек.

3

1

2

8.

Изготовление объемных игрушек.

3

1

2

9.

Мягкая игрушка из носка.

4

1

3

10.

Игрушка «Домашний слоник»

6

1

5

11.

Новогодние игрушки:

-елка

-олень

-ангел

16

6

6

6

6

2

2

2

10

4

4

4

12.

Кукла Тильда «Ангел»

14

2

12

13.

Сувениры к праздникам

4

1

3

14.

Игрушка Тильда «Гусеница»

12

2

10

15.

Текстильные цветы «Тюльпаны»

6

1

5

16.

Цветочная корзина

6

1

5

17.

Изучение лоскутной техники

8

2

6

18.

Декоративная подушка из лоскутков

12

2

10

19.

Подушкам-думка

10

2

8

20.

Декоративная подушка

6

1

5

21.

Подведение итогов. Выставка изделий.

2

2

ИТОГО:

144

32

112

Тематический план

2 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторный курс.

2

1

1

2.

Шьем джинсовую сумку.

30

4

26

3.

Текстильные куклы из капрона.

.

30

3

27

4.

Обереги для дома.

30

2

28

5.

Игрушки из меха.

30

3

27

6.

Знакомство с техникой «Канзаши».

4

2

7.

Цветы в технике «Канзаши».

20

2

18

8.

Панно в технике «Канзаши».

24

4

20

9.

Вышивка крестом.

22

22

10.

Вышивка лентами.

20

2

18

11.

Подводим итоги. Оформление выставки.

4

4

Итого:

216

26

190

Учебно-тематический план

2 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторный курс.

2

1

1

2.

Шьем джинсовую сумку.

30

4

26

3.

Текстильные куклы из капрона:

– малыш

-бабушка

-дедушка

30

10

10

10

3

1

1

1

27

9

9

9

4.

Обереги для дома.

30

2

28

5.

Игрушки из меха:

-медвежонок

-овечка

-котик

30

10

10

10

3

1

1

1

1

27

9

9

9

6.

Знакомство с техникой «Канзаши»:

4

2

7.

Цветы в технике «Канзаши»:

-мак

-подсолнух

20

10

10

2

1

1

18

9

9

8.

Панно в технике «Канзаши».

-земляника в корзине

-цветочное настроение

24

12

12

4

2

2

20

10

10

9.

Вышивка крестом:

-пейзаж

-животный мир

22

11

11

22

11

11

10.

Вышивка лентами:

-панно «Лето пришло»

-панно «Розы»

20

10

10

2

2

18

8

10

11.

Подводим итоги. Оформление выставки.

4

4

Итого:

216

26

190

Содержание программы

  1. год обучения.

1.Вводное занятие.

Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы. Знакомство с оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.

Практические занятия. Подготовка рабочих мест. Организация группы.

2. Ручные швы.

Теоретические занятия. Ручные и машинные швы. Названия и назначения швов. Соединительные швы.

Практические занятия.  Применение  различных швов на практике.

 3.Изучение сметочных швов.

Теоретические занятия. Виды швов. Их разнообразие.

Практические занятия. Изучение сметочных швов на практике.

4.Изучение швов на швейной машине.

Теоретические занятия. Виды швов на швейной машине. Их разнообразие.

Практические занятия. Машинная строчка на ткани.

 5. Изготовление игольницы

Теоретические занятия. Основы технологического процесса. Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей.

Практические занятия. Изготовление игольницы.

6.Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань.

Теоретические занятия. Знакомства  с правилами изготовления выкройки их видами, увеличением и уменьшением выкройки.

Практические занятия. Технология изготовления выкроек, их уменьшение и увеличение.

7. Изготовление плоских игрушек.

Теоретические занятия. Знакомство с плоскими игрушками и технологией их выполнения.

Практические занятия. Подбор материалов и инструментов для изготовления плоских игрушек.

8.Изготовление объемных игрушек.                                                         Теоретические занятия. Особенности объемных игрушек. Основные этапы выполнения объемных игрушек. Виды соединений деталей. Оформление игрушек.                                                                                                         Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

9.Мягкая игрушка из носка.                                                                       Теоретические занятия. Знакомство с игрушками из носка, способы их изготовления.                                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

10.Игрушка «Домашний слоник»                                                              Теоретические занятия. Знакомство с формой игрушки ,подбор подходящего материала.                                                                                                              Практические занятия. Подготовка выкройки ,раскрой игрушки, пошив  и оформление готового изделия.

11.Новогодние игрушки.                                                                               Теоретические  занятия. Знакомство с новогодними игрушками. Выбор наиболее понравившейся .                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

12. Кукла Тильда «Ангел».                                                                              Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения, подбираем подходящую ткань.                                                                                              Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

13.Сувениры к праздникам.                                                                   Теоретические занятия. Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне.            Практические занятия.  Раскрой деталей. Декоративное оформление готовой игрушки.

14. Игрушка Тильда «Гусеница».                                                            Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения ,подбираем подходящую ткань.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий

15.Текстильные цветы «Тюльпаны».                                                    Теоретические занятия. Изучение особенностей .                                      Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

16.Цветочная корзина.                                                                                   Теоретические занятия. Особенности изготовления                                Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

17.Изучение лоскутной техники.                                                                  Теоретические занятия. Знакомство с техникой.

Практические занятия. Подбор подходящего  материала для лоскутной техники. Оформление изделий.

18. Декоративная подушка из лоскутков.

Теоретические занятия. Знакомство с техникой выполнения.  Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей(лоскутков). Сборка изделий. Оформление изделия.

19. Подушкам-думка.

Теоретические занятия. История создания.  Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка изделий. Оформление изделия.

20.Декоративная подушка.                                                                  Теоретические занятия. Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка изделий. Оформление изделия.

21.Подведение итогов. Выставка изделий.

Теоретические занятия. Подведение итогов года.

Практические занятия. Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме. Организация итоговой выставки. Поздравление победителей и участников детских фестивалей и конкурсов.

Содержание программы

  1. год обучения

1. Вводное занятие. Повторный курс.

Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы.            Знакомство с оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.

Практические занятия. Подготовка рабочих мест. Организация группы.

2. Шьем джинсовую сумку.

Теоретические занятия. Подборка модели, ткани, украшений.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка  и оформление изделия.

3. Текстильные куклы из капрона.

Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения ,подбираем подходящую ткань.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

4. Обереги для дома.

Теоретические  занятия. Знакомство с оберегами. Выбор наиболее понравившегося .                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

5. Игрушки из меха.

Теоретические занятия.  Изучение особенностей меховых тканей и работы с ней.

Практические занятия. Подготовка выкройки, раскрой игрушки, пошив  и оформление готового изделия.

6. Знакомство с техникой «Канзаши».

Теоретические занятия. Знакомство с техникой.

Практические занятия. Подбор подходящего  материала (ленты) для  знакомства с техникой «Канзаши».

7. Цветы в технике «Канзаши».

Теоретические занятия. Изучение особенностей .                                      Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Сшивание деталей, опаливание. Сборка изделий. Оформление изделий.

8. Панно в технике «Канзаши».

Теоретические занятия. Выбор оформления панно.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Сборка изделий. Оформление изделия.

9. Вышивка крестом.

Теоретические  занятия. Знакомство с техникой выполнения  «крестик» на ткани.                                                                                  

 Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Оформление изделий.

10. Вышивка лентами.

Теоретические  занятия. Знакомство с техникой выполнения  лентами.

 Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Оформление изделий.

11. Подводим итоги. Оформление выставки.

Теоретические занятия. Подведение итогов года.

Практические занятия. Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме. Организация итоговой выставки. Поздравление победителей и участников детских фестивалей и конкурсов.

Список литературы для руководителя кружка.

1.        Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

2,        Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.
З.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

  1. Концепция художественного образования в Российской Федерации.
  2. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990.
  3. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.
  4. Программа педагога дополнитель?