Мягкая игрушка и развитие ребенка

Мягкая игрушка и развитие ребенка thumbnail
  • 16 июня 2017

Мягкие игрушки любимы детьми всех возрастов. Для крохи это не просто развлечение, а настоящий друг, с которым можно разделить все радости и печали. Ребенок спокойно засыпает в кроватке, обнимая пушистого зверька, наслаждается общим времяпрепровождением с любимой забавой.

Мягкую игрушку можно взять в детский садик, чтобы не так драматично переживать разлуку с мамой, укладывать спать, напевая колыбельные песенки, рассказывать сказки и прибаутки, используя для ролевых игр.

Значимая роль мягких игрушек для ребенка

Игрушка во все исторические эпохи помогала ребенку формировать личность, физические и нравственные качества. Изделия способны удовлетворять и развивать эстетический вкус малыша, поощрять стремления к коллективным играм.

Мягкая игрушка и развитие ребенка

Плюшевый друг поможет ребенку:

  • наладить дружеские контакты с окружающими;
  • почувствовать себя взрослым, взять на себя определенные обязанности по уходу за игрушкой;
  • преодолеть страхи и одиночество;
  • познать разные эмоции;
  • выражать свои взгляды на жизнь через действия;
  • быть уверенным в себе;
  • развивать воображение.

Конечно, родители должны создать правильные условия для взаимоотношения ребенка с игрушками, дабы малыш не привязывался чрезмерно к плюшевым друзьям. Игрушки должны поощрять стремление детей к коллективизму, а не закрываться в себе и оставаться наедине.

Мягкая игрушка для ребенка – какой должна быть

Чтобы ребенок с удовольствием проводил время с мягкой игрушкой она должна быть приятной расцветки, с забавной, милой и добродушной мордочкойс лучезарными глазками. Малыш должен доверять пушистому зверьку.

Обязательно – реалистичной, или аналог животного, или персонажа с любимого мультфильма. Окрас игрушки соответствовать действительности: если это зайчик, то не красного или зеленого цвета, если это мягкая игрушка обезьянка, то не розовая или голубая. Цвет лучше выбирать нежный, пастельный, с минимумом художественных украшений.

Игрушку ребенок должен понимать, охарактеризовать и объяснить – например, у зайчика маленький хвостик, а у слона длинный хобот. Поэтому медведь не должен быть с длинными ушами или лисица с большими зубами.

Мягкая игрушка и развитие ребенка

Также нужно отметить, что плюшевая игрушка может стать для малыша спутником в его приключениях. А потому размеры изделия не должны быть габаритными – обезьянка или собачка обязаны быть легкими, чтобы малыш не уставал их держать и носить в руках.

Внимание: для детей до 3 лет игрушка не должна содержать мелкие детали, желательно без длинного ворса, чтобы ребенок мог безопасно тянуть ее в рот. Обязательно без следов краски и резкого запаха.

Правила выбора детской мягкой игрушки

Самые распространенные виды – это трогательные мишки, щенки, любимые детьми герои мультфильмов – Винни Пух, Микки Маус, Дональд Дак и прочее. Перед покупкой товара важно ознакомиться с инструкцией, сертификатом на изделие, изучить состав наполнителя.

Родителям важно позаботиться, чтобы мягкая игрушка для ребенка отвечала всем стандартам качества:

  • гипоаллергенность;
  • нетоксичность;
  • целостность;
  • отсутствие грубых швов;
  • возможность постирать и пропылесосить.

Еще одно качество хорошей мягкой игрушки – это ее открытость для разнообразных действий ребенка. Если игрушка будет слишком жесткая, то малыш не сможет варьировать позу, хлопать в ладоши, дергать лапками и прочее.

Можно выбрать мягкую игрушку со встроенным звуком, чтобы воспроизводить слова ребенка или напевать ему веселую песенку. А вот игрушки с определенным набором слов очень быстро надоедают карапузу и отправляются в дальний угол, становясь неинтересными.

Важно обратить внимание на качество наполнителя, в составе синтепона, искусственного меха или синтетического пуха могут быть мелкие гранулы, которые позволяют активизировать мелкую моторику чада.

Виды мягких игрушек

Среди разнообразия мягких игрушек можно выделить несколько видов:

  1. Изделия из вельветовой и ситцевой ткани – натуральные, приятные на ощупь, легко копируются в домашних условиях.
  2. Игрушки в стиле пэчворк «Cuddlecorner» – оригинальные модели из разноцветных лоскутков.
  3. Тряпочные игрушки из качественных материалов серии «Gulliver» – с дополнительными аксессуарами, сменной одеждой, элементами туалета и прочее.
  4. Игрушки – тильды в панамках, штанишках и платьицах – ангелы, котики, улитки, зайчики, медвежата, рождественские гуси.
  5. Персонажи серии «Трикки» – дети могут самостоятельно шить мягкие игрушки из подручных материалов, набивая шерстью или холлофайбером.

Нельзя представить мир детства без мягкой игрушки. Это отличный подарок для детей любого возраста. Ассортимент товаров как для мальчиков, так и для девочек удивляет своим разнообразием.

Производители включают новые технологии – игрушки выдают звуки, плачут, смеются, могут повторять слова, танцевать, петь песни. Удивляет цветовое разнообразие – рюшечки, стразы, сердечки.

Первостепенная роль таких моделей – это развитие ребенка, возможность скрасить досуг, привить малышу чувство любви, заботы и ухода за «прирученными животными». Мягкие игрушки оставляют самые нежные, теплые и искренние воспоминания для каждого человека.

Игрушка – друг человека

Игрушка может стать верным спутником для малыша, быть для него опорой и поддержкой в трудную или радостную минуту. Плюшевый мишка или слоник подарят ощущение защищенности и безопасности при походе в садик, в период болезни, во время напряжения или дискомфорта – это часть родного дома, которая постоянно с карапузом.

Мягкая игрушка и развитие ребенка

Предостережения психологов! За счет общения с игрушкой ребенок компенсирует недостаток родительского внимания, а потому если малыш замыкается в себе, отдает предпочтение «верному другу» вместо коллективных игр, тогда стоит насторожиться – это первый звоночек о возможности эмоционального или психического нарушения.

Очень интересно наблюдать, как ребенок играет с мягкой игрушкой: выражает мысли, действия, о чем беспокоится, что-то желает. Таким образом, родители могут познать внутренний мир своего чада.

Читайте также:  Результаты развития ребенка 2 лет

Приятной Вам покупки и прекрасных эмоций!

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник

На свете есть немало мам, которые относятся к мягким игрушкам скептически, называя их «пылесборниками» и мечтая о тех днях, когда малыш подрастет, и можно будет с чистой совестью от них избавиться. Но для крохи мягкие игрушки – это самые настоящие друзья детства. И они становятся не только участниками игр. Нередко мягкие мышки и мишки играют роль своеобразной психологической отдушины, помогают малышу почувствовать себя увереннее, снимают напряжение. Такие игрушки особенно дороги ребенку. Впрочем, нередко так бывает, что мягкие игрушки валяются по всей квартире, ненужные и забытые. Ребенок, чуть-чуть поиграв новой игрушкой, тут же ее забрасывает. И вот уже несчастный мягкий зверь превращается в тот самый «пылесборник». Как же не допустить подобного? Все достаточно просто. Как и настоящих друзей из реальной жизни, мягких «друзей» у ребенка не должно быть слишком много. Иначе они будут обесцениваться. Сколько же мягких игрушек необходимо малышу?

Сколько игрушек нужно ребенку?

Необходимо контролировать поток мягких игрушек, попадающих в ваш дом, иначе очень быстро они заполонят все жизненное пространство! Приобретайте их только тогда, когда чувствуете в этом потребность. Например, вам не хватает персонажа для кукольной постановки любимой сказки. Или, скажем, малыш увлекся динозаврами, а ни одного симпатичного мягкого ящера в игрушечном хозяйстве до сих пор нет.


Для полноценной игры вашему крохе необходимо несколько разнообразных мягких игрушек не слишком большого размера (от 10 до 40 см). Чем младше ребенок, тем меньше мягких игрушек ему нужно для игры. Попробуем определить их оптимальное количество для каждого конкретного возраста.   

Мягкие развивающие игрушки до года

Мягкие игрушки, в отличие, скажем, от резиновых или пластиковых, быстрее загрязняются, пылятся, их сложнее вымыть. Но это не значит, что мягкие игрушки грудничку противопоказаны. Просто достаточно будет одной-двух.Отдавайте предпочтение небольшим, «гладким» (не меховым) тряпичным зверушкам. Игрушка не должна быть тяжелой, чтобы кроха мог держать ее в руках. Играть ею в привычном понимании слова малыш пока не будет. Скорее, он станет просто теребить игрушку в руках, рассматривать. Поэтому неплохо, если тряпичный зай-
ка сшит из нескольких разных по фактуре тканей и имеет внутри силиконовый наполнитель. Ощупывая такую игрушку, малыш будет развивать осязание.


Покажите малышу тряпичного зайку или другую зверушку, расскажите, где у него глазки, ушки, лапки… Зайка может прыгать, танцевать, гладить малыша лапкой, рассказывать потешки, петь маминым голосом колыбельные. Укладывайте его в кроватку с малышом, усаживайте рядом в коляску на прогулке и за стол во время обеда. Пусть зайка поучаствует в игре, помогая малышу собирать пирамидку, или рассказывает крохе, что нарисовано на картинке. Малыш лучше усваивает новую информацию, если она эмоционально окрашена.    

Ролевые игры с игрушками (от 1 года до 2 лет)

Ребенок уже «одушевляет» игрушки, он играет с ними так, как будто это живые существа. Причем не всегда собачка или зайка будут играть «природные» роли. Скорее всего, они наравне с куклами будут участвовать в повседневных малышовых делах: кроха будет их кормить, возить в коляске, заматывать в тряпочки, укладывать спать и даже усаживать на горшок. В этом возрасте ребенку по-прежнему не нужно много мягких игрушек. Для полноценной игры подойдут 4–5 зверушек.


Хорошо, если ваши мягкие игрушки не жестко зафиксированы в какой-то одной позе (сидящая собачка, лежащая кошка и т.п.), а имеют подвижные лапки. Играть с ними будет гораздо интереснее.  

мягкие развивающие игрушки, Сколько игрушек нужно ребенку, Мягкие развивающие игрушки до года, Ролевые игры с игрушками, игры с игрушками, мягкие игрушки смешарики

Ролевые игры с игрушками (от 2 до 3 лет)

Простые игры постепенно заменяются более сложными. Сначала малыш будет поддерживать сюжеты игр, предложенные мамой. Затем станет  придумывать свои.


Теперь уже собачка играет роль именно собачки. Кроха может привязать к ней веревочку и таскать за собой, как на поводке. Собачка будет тявкать голосом малыша, спать на коврике в углу комнаты, охранять кукол и их хозяйство. Может, малыш будет дрессировать свою собачку, обучая разным трюкам, или захочет построить для нее будку из кубиков.


Вот теперь количество мягких игрушек можно увеличить. Покупая их для ребенка, продумывайте возможные сюжеты игр с ними. Тогда и случайных игрушек в вашем хозяйстве не будет. Для 3-летних малышей будут вполне уместны экзотические звери: жираф, крокодил, зебра, леопард, бегемот. Как правило, к этому возрасту малыш уже знаком с подобными животными по книгам и мультфильмам и даже видел их в зоопарке. С новыми приятелями можно будет придумывать разные сюжеты. Например, поиграть в тот же зоопарк.

Игры с игрушками (от 3 до 5 лет)


Пожалуй, самая полезная игра с малышами этого возраста – инсценировка сказок. И здесь нам  очень помогут мягкие игрушки. В большинстве историй фигурируют в основном одни и те же персонажи. Поэтому наличие зайца, медведя, лисички, волка, собачки, кошки, мышки, ежика, петушка и лягушки поможет вам разыграть любую народную сказку.


Конечно, покупая мягкие игрушки, стоит ориентироваться и на интересы ребенка. Возможно, ваш кроха традиционно любит собачек, кроликов, котят… Но есть малыши, которые обожают маленьких цыплят или поросят, а может, они готовы часами рассматривать картинки, на которых нарисованы львята… В этом случае стоит пойти навстречу малышу и купить игрушку в виде того животного, которое ему симпатично.

мягкие развивающие игрушки, Сколько игрушек нужно ребенку, Мягкие развивающие игрушки до года, Ролевые игры с игрушками, игры с игрушками, мягкие игрушки смешарики

Мягкие игрушки-“смешарики”

Если ваш малыш просто обожает Нюшу из мультсериала «Смешарики» или в сотый раз просит поставить Винни-Пуха, наверняка он обрадуется своему любимцу, воплотившемуся в мягкой игрушке. Скупать всех игрушечных мультгероев излишне, но вот завести одного-двух будет очень полезно. Это сразу расширит диапазон игр. С такими игрушками можно проиграть сюжет любимого мультфильма, спеть песенки, побеседовать о героях и их поступках. И не беда, что в вашем игрушечном арсенале нет всех персонажей любимого мультфильма. Их с успехом заменят другие игрушки, они, словно актеры в театре, будут играть роли тех или иных персонажей. Овечка станет Барашем, а любой зайка – Крошем. Такие игры будут развивать речь и фантазию, учить малыша пересказывать сюжет, помогут как бы пропускать сказку через себя, проживать ее, острее ощущать ситуацию. Придумывайте продолжение историй, добавляйте в сказку новых персонажей, круто меняйте поворот сюжета…

Читайте также:  Личностное развитие ребенка с овз

Пусть хорошие и добрые, милые и уютные мягкие игрушки станут лучшими товарищами по игре для вашего малыша!

Источник

Пожалуй, самым популярным и распространённым видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка, т.е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек и пр.), сделанные из мягкого материала (плюша, ваты, паралона и пр.) Такие игрушки принято дарить детям на праздники, ими украшают комнату. Игрушечные прилавки и детские комнаты обычно завалены всевозможными зверями – огромными (буквально с человеческий рост) и крохотными (с напёрсток), пушистыми и гладкими, звучащими и молчащими, страшными и симпатичными, гибкими и твёрдыми. Как выбрать среди этих звериных залежей то, что нужно конкретному ребёнку? Для ответа на этот вопрос недостаточно ориентироваться только на привлекательность и внешнее обаяние пушистого зверя.

Конечно же многие плюшевые мишки или собачки очень милы и могут украсить любое помещение. Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых – их носят и возят с собой в качестве амулетов и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушка для ребёнка, даже если она очень приятна на вид – не только украшение, сувенир или амулет, но прежде всего игрушка, т.е. предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками, и какую роль они играют в жизни ребёнка.

Размер имеет значение

Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам, или использовать в качестве кресла, подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см.), чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней.

Но подходящий размер – это лишь самое формальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры. Что же нужно, для того, чтобы тряпочные зайчики и белочки не просто стояли на полке, но стимулировали активность и воображение ребёнка.

Плюшевые актеры

Наиболее распространённый и подходящий вид игры с мягкими игрушками – это так называемая режиссёрская игра, в которой ребёнок сам действует и говорит за своих героев. Игрушки выступают в ней в качестве актёров, которыми как режиссёр управляет и руководит ребёнок. Под его руководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаёт сам ребёнок, который выступает в них как режиссёр. Это может быть и проигрывание известных детских сказок – колобок, теремок, репка – в которых в качестве главных актёров выступают известные всем звери.

Желательно сначала помочь малышу подобрать «компании» таких зверей и для разных сказок вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет. Такая игра наверняка понравится ребёнку и скорее всего скоро он сам захочет играть в знакомые сказки, а потом будет изменять их, придумывая собственные действия. Особенно полезны такие игры для детей 2-4 лет.

Корова с крылышками?

Конечно, игрушечный зверёк должен быть по возможности симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем более, что представления о привлекательности ребёнка и взрослого сильно различаются. Важно, чтобы игрушка вызывала у ребёнка чёткий, непротиворечивый и понятный для него образ, чтобы он легко мог узнать и назвать кто это – зайчик, слон или медведь. Этот образ подсказывает малышу характер действий героя его игры – как он ходит (прыгает или переваливается), что любит кушать, как разговаривает. В последнее время в связи с появлением новых видов «животных» – драконов, динозавров, инопланетян – эти вопросы становятся проблематичными. Порою даже взрослый с трудом может узнать и назвать какого-нибудь игрушечного животного. Корова с крылышками, мишка с головой собачки или верблюд с телефоном на спине не вызывают чёткого однозначного образа в сознании ребёнка, поэтому малышу непонятно, что с этими игрушечными зверями можно делать и как с ними играть.

Свобода движений

Ещё одно важное качество хорошей мягкой игрушки – её открытость для разнообразных действий малыша. «Жёсткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребёнка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действий и фантазии самого ребёнка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапками можно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребёнка она может прыгать, кувыркаться, вставать на задние или передние ножки, хлопать в ладоши, тявкать, и говорить, что угодно.

Читайте также:  Развитие интеллектуального потенциала личности ребенка

Говорящие игрушки

Очень важна возможность игрушки «говорить своим голосом», т.е. голосом ребёнка. Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Например, симпатичная коза, при нажимании на её живот, начинает громко петь хором детских голосов «Жил-был у бабушки серенький козлик….». Это кажется забавным, но данное техническое дополнение резко ограничивает возможности действия с этой игрушкой. Скорей всего ребёнок будет постоянно нажимать на нужное место и вызывать знакомую песенку. И так пока ему не надоест. После этого коза исчерпает свои возможности и станет неинтересной. Без такой песенки та же коза могла бы стать персонажем развёрнутых игровых действий: её можно было бы и кормить, и раздевать-одевать, знакомить с другими животными и т.д.. При этом она могла бы произносить самые разные слова своим голосом (т.е.голосом самого ребёнка), а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами.

Верный друг

Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности общения ребёнка с игрушкой. Обычно общение разворачивается с другими людьми. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как опора для внутреннего диалога, как «партнёр» по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые «игрушки-подружки», способные стать друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. В подавляющем большинстве случаев такими подружками становятся не куклы и не машинки, а именно мягкие игрушки. Как ни странно, игрушечные животные легко одушевляются детьми и начинают выполнять очень важную роль в их жизни. Такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектом его душевной жизни.

Близость такого мягкого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребёнок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации. К таким наиболее трудным периодам безусловно относится время адаптации ребёнка к детскому саду.

Педагоги и психологи заметили, что маленькие дети в первые дни пребывания в детском саду буквально не расстаются со своей любимой игрушкой. Особенно нуждаются в ней дети с так называемой «трудной адаптацией», которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Такие дети постоянно прижимают к себе своего любимого мишку или зайчика, и физическая близость любимой мягкой игрушки даёт им ощущение защищённости и безопасности. Это как бы кусочек своего родного дома, который он постоянно носит с собой.

Замечено, что с любимой игрушкой ребёнок быстрее засыпает, лучше кушает, охотнее одевается, и вообще чувствует себя более уверенным. На первых порах мягкая игрушка может заменить малышу друзей и стать партнёром по общению. Малыши довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания, например: «Белочка плачет, потому что маму ждёт, а мама не приходит» – говорит девочка, поглаживая любимую игрушку.

По мере привыкания к новой обстановке потребность в такой игрушке-подружке постепенно снижается. Дети становятся всё более самостоятельными, активными и лишь иногда включают своего любимца в игру. Интересно, что дети, которые с самого начала хорошо себя чувствуют в детском саду, фактически не нуждаются в помощи любимой игрушки – они свободно общаются со сверстниками и с воспитателем, занимаются с самыми разными игрушками или материалами. Но тем, кому трудно в новой обстановке, игрушка-подружка конечно же облегчает этот тяжёлый период и становится важным источником психологической защиты, партнёром по общению и опорой для становящегося собственного Я. Поэтому очень важно помочь малышу обрести такого игрушечного друга и конечно же не препятствовать этой «дружбе».

«Подружками» могут мягкие игрушки с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Необходимым качеством такой игрушки является открытость для любых превращений и настроений, беспомощность, стимулирующая заботу и помощь ребёнка. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто плюшевым предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнёром по общению.Однако сделать мягкую игрушку любимой, придать ей характер, одушевить её может только близкий и внимательный взрослый. Поэтому, делая ребёнку подарок поговорите с ребёнком голосом игрушечного зверя, расскажите как его новый питомец очень любит его, хочет вместе с ним жить, спать, гулять, что он нуждается в заботе – ему бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что вы можете подарить ему не просто очередную мягкую игрушку, но и настоящего верного друга.

Журнал “Мама и малыш”

Автор: Елена Смирнова Зав. Лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, д.псих.н

Источник