Мяч в психофизическом развитии ребенка

Сабина Мирзоева
Влияние игр с мячом на психофизическое развитие детей дошкольного возраста

«ВЛИЯНИЕ ИГР С МЯЧОМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мирзоева С. М.

ГБДОУ детский сад №80

Московского района

Санкт-Петербурга

«Движение – это жизнь, – писал Аристотель. – Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

Актуальность темы определяется тем, что развитие психофизических качеств, одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.

Ни одно, из основных физических качеств, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике, на мой взгяд, мячу уделяется недостаточное внимание.

В своей статье я не буду описывать все множество игр с мячом, а лишь попробую раскрыть его огромную роль в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

Так же не стоит забывать, что психофизические качества имеют определенную физиологическую, даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника.

Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже – в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствует разгрузке нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Совместное выполнение движений – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детейк универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Игры должны подбираться с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них необходимо использовать лишь те элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Не стоит рассматривать мяч только как средство для развития физических качеств – лoвкости, меткости, силы, координации. Возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.

Источник

hello_html_bbccaaa.png

Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.

Сначала его плели из травы, тростника, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, скручивали из тряпок, шили из кожи, набивая травой, опилками и даже вырезали из дерева.

Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.

Поражает разнообразие игр и упражнений с

мячом у народов мира.

hello_html_m1ea8c95e.pngВ Древней Индии( III – II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра “катхи-ценду” ( с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве.

hello_html_m1ea8c95e.pngВ древнеегипетских гробницах(3500 г. до н.э.) был найден мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой. Изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. такими мячами играли дети фараонов и их подданных.

hello_html_m1ea8c95e.pngРаспространены игры и упражнения с мячом были и в Древней Греции, и в Древнем Риме (III – II тыс до н.э.). Мячи шили из кожи и наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. назначались эти упражнения врачами и выполнять их нужно было в строгой последовательности, придерживаясь определенных правил

hello_html_m1ea8c95e.pngСреди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как “же – де – пом” во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и “суль” – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IХ век)

hello_html_m66da6c12.pngВ России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали.

hello_html_m66da6c12.pngВ северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые или набивались песком.

hello_html_m66da6c12.pngВ некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и

мягким, а по своей упругости не уступал резиновому.

hello_html_7022d6d0.pngИзвестный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.

hello_html_7022d6d0.pngЧаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже – в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность. hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngНа протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. С 6 лет дети уже осознанно сравнивают и обсуждают свойства мячей, делятся своим опытом и умением hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngМалыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngУпражнения в бросании, катании мячей способствуют

развитию глазомера, координации, ловкости, ритмич

ности, согласованности движений.

hello_html_7022d6d0.pngИгры с мячом развивают быстроту, прыгучесть, силу, смекалку, способствуют общей двигательной активности.

hello_html_7022d6d0.pngМожно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке, тем самым совершенствуются навыки большинства основных видов движений.

hello_html_7022d6d0.pngУпражнения с мячами различного объема развиваюткрупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Развивается мышечная сила, усиливается работа важнейших органов: сердца и легких

hello_html_7022d6d0.pngДействуя с мячом в постоянно изменяющейся обста

новке, у ребенка развивается наблюдательность,

концентрация внимания, формируется умение нахо

дить быстрые, но разумные и твердые решения, что

способствует развитию самостоятельности и волевой активно сти.

hello_html_7022d6d0.pngТаким образом, игры и упражнения с мячом оказывают положительное влияние на психофизическое развитие ребенка: развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей.

hello_html_7022d6d0.pngМЯЧ – прообраз мироздания hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngМЯЧ – предмет для великого многообразия действий hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngМЯЧ – предмет наблюдения и экспериментирования hello_html_7022d6d0.png

hello_html_7022d6d0.pngМЯЧ – средство общения hello_html_7022d6d0.png

hello_html_m269bbfd4.pnghello_html_m2749beef.png

hello_html_7022d6d0.png

Свечки – подбросить мяч вверх, сначала невысоко и поймать его. Во второй раз подбросить выше, в третий – еще выше.

Поднебески – подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.

Гвозди ковать – отбивать мяч рукой о землю.

Хватки – поднять руки с мячом вверх, выпустить его и поймать на

лету.

hello_html_m375f73af.pngВертушки – перевертыши –положить мяч на ладонь,

слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши – ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зhello_html_2d2614a8.pngайца гонять – бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

В ладоши –ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и пой мать мяч

Пришлепы – ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч

ударить ладонями так, чтобы он опять ударился о стену, после чего пой

мать.

Галки, вороны, зеваки – встать спиной к стене, откинуть голову на

зад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье – подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой,подбросить левой и поймать левой (свободная рука за спиной)

Ручки – опереться левой (правой) рукой о стену, правой (левой) рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки – упереться левой (правой) ногой о стену, из –

под нее ударить о пол (о стену) мячом и поймать двумя руками.

По коленям – ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и

поймать мяч от стены.

Нитки наматывать – ударит мячом о стену, быстро сделать движения руками, будто наматываешь нитки и поймать мяч.

С одеванием – ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска – “обуться” и т.д.

hello_html_m375f73af.pnghello_html_m375f73af.png

Упражнения “Попугайчики” с теннисным мячом.

hello_html_m375f73af.png

hello_html_7022d6d0.pngПодбросить мячик вверх и , когда он упадет и отскочит от земли, – пой-

мать

hello_html_7022d6d0.pngНевысоко подбросить мяч и поймать.

hello_html_7022d6d0.pngПодбросить мяч вдвое выше и поймать. последний раз подбросить мяч как можно выше и поймать.

hello_html_7022d6d0.pngВзять мячик в правую (левую) руку, отпустить вниз, и тут же поймать на лету.

hello_html_7022d6d0.pngМячик кладется на ладонь, слегка подбрасывается вверх, ловится тыльной стороной ладони, снова подбрасывается и ловится одной или двумя руками.

hello_html_7022d6d0.pngРука с мячиком заводится за спину, делается бросок из-за спины. и мячик ловится спереди одной или двумя руками.

hello_html_7022d6d0.pngПодбросить мячик вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать мячик. С каждым броском увеличивается число хлопков (до 5)

hello_html_7022d6d0.pngКаждый игрок упражняется до тех пор, пока не ошибется или не уронит мяч. После этого ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закончит “обязательную” программу.

Играйте, на здоровье!

hello_html_m269bbfd4.pnghello_html_7022d6d0.pnghello_html_352ef3.pngИгры с мячом для развития мелкой

моторики.

hello_html_7022d6d0.pngМячик сильно посжимаю сжимать мячик правой, затем левой рукой

И ладошку поменяю.

hello_html_7022d6d0.pngЗдравствуй, мой любимый мячик! удерживать мячик большим и указательным

Скажет утром каждый пальчик, пальцем правой р., затем большим и средним и т.д

Крепко мячик обнимает крепко сжать мяч большим и указательным

Никуда не выпускает пальцем правой руки

Только брату отдает передать в соответствующие пальцы левой руки

Брат у брата мяч берет

hello_html_7022d6d0.pngДва козленка мяч бодали удерживать мячик указательными пальцами обеих

и другим козлятам дали рук, затем средними и т.д.

hello_html_m375f73af.png

hello_html_7022d6d0.pngПо столу круги катаю hello_html_7022d6d0.png Танцевать умеет танец

Из-под рук не выпускаю. На мяче мой каждый палец

Взад-вперед его качу Мячик мой не отдыхает

Вправо-влево – как хочу Между пальцами гуляет

hello_html_m73b4bea1.jpghello_html_m4b4413a0.jpghello_html_m5645951a.jpg

hello_html_2307af14.jpghello_html_59d7753f.jpghello_html_516d34ef.jpg

hello_html_m784be89c.jpg

Источник

Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С. А. Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.

В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

А систематические игры и упражнения с мячомактивно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.

Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.

К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.

Посмотрите, как легко мячик наш катается.

• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.

Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.

Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.

Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.

Постараться должен мяч – этот друг веселый.

• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.

Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.

Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.

Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

• Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.

Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.

Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник