Мяч как средство развития ребенка

Мяч как средство развития ребенка thumbnail

Валентина Мануйлова
Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба»

г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский район

352244 Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Новаторов,10 тел. 8(86195) 3-40-43

«Использование разнообразных мячей

в физическом развитии дошкольника».

Подготовила

Инструктор по физической культуре

Мануйлова Валентина Викторовна

г. Новокубанск

2016г.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Одна из основных задач в дошкольном воспитании – это укрепление и охрана здоровья детей. Укрепление здоровья – это систематическое закаливание организма, формирование и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание гигиенических навыков, а так же, формирование у детей положительных эмоций, активности и самостоятельности двигательной деятельности. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Согласно Федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации” «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Одной из главных задач, на которую направлен ФГОС дошкольного образования, является «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Данные задачи можно решать с помощью одного из основных средств физического воспитания – подвижных игр.

Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнёру, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Актуальность:

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии: руки; кисти; общая двигательная активность; здоровье, мозг; эмоциональная достаточность; речь; физическое развитие; группа мышц (туловище, руки, ноги); интеллектуальное развитие; ориентация в пространстве; глазомер; ловкость; координация; быстрота реакции; смекалка; мышечная сила (легкие, сердце).

Изучив федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,я поставила перед собой следующую цель и задачи в работе с воспитанниками:

Цель:

способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности посредствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве с взрослыми (родителем, педагогом).

Задачи:

• провести цикл занятий и мероприятий с мячами;

• организовать выставку различных мячей;

• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по мячам;

• ознакомить детей с литературой, художественными и музыкальными произведениями по спортивной тематике;

• пропаганда ЗОЖ по средствам организации активного досуга с использованием мяча;

• пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления.

Мой опыт работы заключается в использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольников. Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции дошкольников.

В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры учат детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Например, ради интересов команды ребенку приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнёру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими членами команды. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Для укрепления здоровья детей через организацию спортивных игр с мячом,первостепенное значение имеют:

• Максимальное исполнение двигательной активности летом;

• Забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии;

• Уважительное отношение к результатам обучения спортивным играм с мячом;

Читайте также:  Развитие ребенка в восемь недель

• Обеспечение участия семьи в жизни дошкольного учреждения;

• Подбор оборудования для проведения игр, с учетом зрительного диагноза и общего состояния здоровья;

• Знание содержания игр и степень их влияния на организм ребенка.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.Все мячи можно разделить на две категории: прыгучие и не прыгучие. К прыгучим мячам относятся надувные, резиновые и баскетбольные мячи. Остальные мячи хорошо использовать для прокатывания, бросания, подбрасывания и т. д. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д., поверхность площадки должна быть ровной, однородной.

Меры безопасности дают возможность ребенку легко входить в игру, создают положительный эмоциональный фон.

Примерный перечень игр, предлагаемый для организации спортивных игр с мячом на прогулке в летний оздоровительный период.

Младший дошкольный возраст:

«игры – упражнения с прокатывание мяча»

«Прокати мяч»

«Мяч ко мне»

«Докати до стены»

«Мяч между скакалками»

«Подбрось еще выше»

«Брось дальше»

«Какой мяч больше»

«Не урони мяч»

Средний дошкольный возраст:

В среднем дошкольном возрасте используются игры – упражнения с прокатыванием мяча, а так же такие игры,как:

«Мяч в обруч»

«Мяч по кругу»

«Будь внимателен»

«Догони мяч»

«Попади в мишень»

Старший дошкольный возраст:

«Мяч водящему»

«Стой»

«Ловишка в кругу»

«Мяч в обруч»

«Метание мяча»

«Горячий мяч»

«Школа мяча»

«Ловишки с мячом»

«Чей дальше»

«Сбей кеглю»

«Вышибалы»

«Передай мяч»

Педагогам известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей.

Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй,такие как:

Открытые физкультурные занятия для родителей.

Физкультурные праздники.

Беседы — индивидуальные и групповые.

Консультации.

Разработка и оформление стендовой информации.

Анкетирование.

Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.

В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами:

выступила на педсовете с сообщением «Правила организации игр»;

провела консультации: «Игры с мячом», «Школа мяча»;

провела открытый просмотр образовательной деятельности по физкультуре с использованием мячей;

разработала и изготовила картотеки для воспитателей всех возрастных групп «Игры с мячом».

В дальнейшем планируем продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием разнообразных мячей, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать физкультурные уголки, составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми

Источник

Доклад по самообразованию на тему:

«Игры с мячом как одно из средств физического развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения в семье за счет телефонного и виртуального -общения. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как оздоровительный фактор.

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….?

Читайте также:  Особенности развития ребенка с нарушением зрения реферат

Ну, конечно же, мяч!

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.
Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.

Создатель системы общественного дошкольного воспитания и основатель первых садовФридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка – дошкольника.

В своей работе я использую различные упражнения и игры с мячом.

С октября 2016 года в нашем детском саду организован дополнительный кружок физкультурно – оздоровительного направлении «Школа мяча». Данная программа состоит из двух этапов 1 этап -1 год для детей 4-5 лет, и 2этап – 2 года для детей 5-7лет.

Цель.

Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.

Задачи.

– Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

– Формировать навыки прокатывания, передачи, ловли, отбивания мяч о пол, о стену, бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

– Научить детей передавать, ловить и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.

– Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

– Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.

– Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

В ходе реализации программы и выполнения поставленных цели и задач мы с детьми выполняли различные упражнения и задания с мячами различного веса и обьема, играли в подвижные и малоподвижные игры , игры коллективного характера , игры с элементами баскетбола , волейбола и футбола. Занятия проводились 2 раза в неделю и длительностью в младшей группе 25 мин. и в старшей 30 мин.

Какое же значение оказывают игры и игровые упражнения с мячом на развитие дошкольников?

Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Игры и действия с мячами различного веса и объема (малыми, большими, набивными и другими) развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, что способствуют развитию моторики рук, которая имеет особое значение для развитий функций мозга ребенка, развитие речи и интеллекта.

В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств (выдержку, коллективизм, честность, справедливость, взаимопонимание, дисциплину, умение считаться с другими), и конечно же коммуникативный навык (в процессе игры дети общаются, сближаются)

Например, ради интересов команды ребенку приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнёру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими членами команды. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Но не будем забывать и о том, что игры с мячом являются не только средство физического развития,но и оздоровления детей дошкольного возраста!

Развивая мышечную силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение, улучшается работа важнейших органов растущего детского организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия. Например, подбрасывая мяч, вызывается необходимость выпрямления, что благоприятно сказывается на осанке. Упражнение на фитболах оказывают профилактическое действие по нарушению правильной осанки. Криво сидеть на фитболе просто невозможно, т. к. нарушается равновесие и теряется баланс. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖТК, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.

Даже в древние времена римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства.

По данным А. Лоуэна (психотерапевт), отбивание мяча повышает настроение, снимает усталость, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка fb2 скачать

Что необходимо соблюдать и учитывать при выборе и проведении игр и игровых упражнений с мячом?

– возрастные особенности детей . Например с детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры с переносом, с прокатыванием, удержанием мяча, а с детьми старшего дошкольного возраста с отбиванием, забрасыванием метанием и тд. В зависимости от их двигательных умений и навыков владением мячом игры можно усложнять или упрощать.

На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

– место и время проведения.Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д.). Поверхность площадки должна быть ровной, однородной.

Перед дневным и ночным сном игры большой интенсивности не проводятся.

– выбор мяча для конкретной игры, или упражнения (он должен быть удобен и не вызывать неловкости у ребенка);

– методику проведения подвижных игр.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

– сбор детей на игру;

– создание интереса;

– объяснение правил игры;

– распределение ролей;

– руководство ходом игры;

– подведение итога;

Таким образом игры с мячом – это незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых и других качеств способствующих гармоничному развитию ребенка.

Возвращаясь к нашему кружку и чтобы выявить эффективности его работы, мною был проведен мониторинг. В октябре дети выполняли определенные задания позволяющие выявить уровень владения мячом на момент начала кружка и в мае после всего пройденного материала они выполнили те же задания с целью определения освоения детьми программы «Школа мяча».

Критерии оценки для группы №1 дети 4-5 лет.

Низкий уровень: неуверенно выполняет упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом.

Критерии оценки для группы №2 дети 5-7 лет.

Низкийуровень: ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении.

Средний уровень: неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.

Высокий уровень: правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован.

Детям в старшей группе (5-7 лет) были предложены следующие задания:

– броски мяча в баскетбольную корзину;

– перебрасывание мяча через сетку;

– перебрасывание мяча друг другу;

– броски мяча в ворота на меткость;

– отбивание мяча на месте;

– подбрасывание мяча с хлопками и ловля в движении;

– подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте;

– отбивание мяча в движении;

Группа № 1 (4-5 лет) Группа №2 (6-7)

Анализируя проведенный мониторинг по усвоению детьми программы кружка «Школа мяча, мы можем сказать, что работа в данной области ведется эффективно. На графике видно что, дети на момент начала кружка в первой группе не имели навыков владения мячом, дети второй группы 41%(5чел.) с низким уровнем, 34%(4чел.) с среднем и всего 25% (3 чел.) с высоким уровнем. На конец кружка дети из первой группы приобрели навыки владением мячом т.к. показатели с низким уровнем уменьшились и стали 37,5(3 чел.) и появились показатели с среднем уровнем50% (4чел.) и высоким 12,5%(1чел). Среди детей второй группы показатели улучшились 58%(7чел.) владеют мячом на высоком уровне и 42 % (5чел.) на среднем, а дети с низким уровнем отсутствуют.

Таким образом, мы можем с полной уверенностью повторить еще раз слова

создателя системы общественного дошкольного воспитания и основателя первых садовФридриха Фребеля, онговорил что:

Мяч  является средством всестороннего развития ребенка – дошкольника.

Друг веселый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

Источник