Мир звуков в развитии ребенка
Марина Мухина
Конспект занятия «Мир звуков»
Конспект занятия «Путешествие в мир звуков»
Цель; экспериментирование со звуками,помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звуковая волна, выявить причины усиления звука, выделить характерные звуки стеклянных предметов, используя разные способы обозначения. Формировать желание заботится об органах слуха – уши, развивать фантазию, способствовать импровизации.
Ход.Воспитатель звенит в колокольчик и напевает: «Раз, два, три, все скорей ко мне беги». Слышите, как звонко звенит колокольчик, он приглашает нас посетить удивительный мир звуков. Вы хотите? (ответы детей). А поможет нам в этом стихотворение – дети по ролям читают стих.
.Что такое звуки? За окном метель, Что такое звуки? За окном капель. Это струны ливня, это первый гром. Звуки, звуки, звуки – кругом….
Подойдите, пожалуйста, ко мне, здесь за ширмой спрятаны различные предметы, а вы по звуку должны определить, что же там и что я делаю. Дети присаживаются полукругом, а воспитатель за ширмой переливает воду из стакана в стакан, мнет бумагу, звонит телефон, ломается ветка. А. как вы догадались, ведь предметы не были видны. (ответы детей) Правильно, вы слышали и представляли в своем воображении то или иной предмет. Значит звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть. А хотите, узнать, как мы слышим звуки? Я приглашаю всех ребят в волшебную лабораторию. Каждый подойдет к столу, возьмет камень и аккуратно бросит в таз с водой. Что вы видите? Расходятся круги, будто волны по воде. Вот тоже самое происходит со звуком в воздухе, только звуковая волна, как и воздух невидимы.
Посмотрите, вы видите тазы одни пустые, другие с водой, если мы сейчас бросим камень в каждый из тазов, как вы думаете, где в каком тазу звук будет звонче, а где глуше. (ответы детей без эксперимента и их рассуждения). Теперь свой ответ обоснуем. проводя эксперимент.
Ребята перед вами есть коробочки, а там находятся предметы, вы должны послушать звуки, их можно зарисовать на листке, а потом постарайтесь объяснить, что вы зарисовали. Дети слушают звуки, зарисовывают и рассказывают о зарисовках. Молодцы! А теперь немного пошагаем.
Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш, кто –то выл (у-у-у, а кто мяукал (мяу- мяу, кто – то хрюкал (хрю- хрю, кто- то топал (тихо ш шагаем,кто –то крыльями захлопал (машем руками, кто- то ухал и кричал (ух-ух, и глазищами вращал (движение глаз, ну, а кто – то тихо, тихо тонким голосом молчал. (тс).
Ребята,а вы знаете, как усилить звук (ответы детей) На концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором. (картинки) А, давайте представим, что мы все капитаны, но у нас нет рупора, тогда матросы не услышат нас. Ребята, рупор можно сделать самим, попробуем. Дети берут круги и сворачивают их, что получилось – рупор, а на что похож рупор – на конус.
Попробуйте, поиграем в игру «Что хорошо, а что плохо для наших ушек». (дети раскладывают карточки, а затем объясняют свои результаты). Молодцы! Давайте, закроем глаза и послушаем тишину. Открывайте глаза. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих артистов. Наши чашки – это музыкальные инструменты. Артисты готовы,тогда объявляю: народные артисты группы №5 «Солнечные зайчики исполнят русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде». Дети исполняют мелодию играя на чашках ложками Молодцы!. Ребята наше путешествие в мир звуков подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось? Знаете, у меня для вас есть сюрприз, посмотрите вот какой интересный телефон я смастерила для ребят, мы с вами поиграем им в группе со всеми ребятами и расскажем о нашем загадочном и познавательном путешествии. (воспитатель дает детям телефон сделанный из спичечных коробков).
Ребята, а вы подумаете и потом скажите -Что помогает звуку перемещаться в этом телефоне
Источник
Валентина Бабошкина
Конспект НОД по музыке «Мир звуков»
Конспект НОД
(Реализуемая образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» – Музыка). Для детей 6 – 7лет с использованием личностно – ориентированной, игровой, исследовательской технологии.
Направление: Художественно-эстетическое развитие (музыка).
Тема: «Мир звуков».
Тип: Интегрированный.
Возраст детей: 6- 7 лет.
Форма организации: группа.
Целевые ориентиры: Создать радостную атмосферу, непринуждённую обстановку и яркий эмоциональный отклик на музыкальную деятельность.
Педагогические цели: Дать понятия «шумовой» и «музыкальный» звуки. Знакомить со свойствами звука: высокий – низкий, с тембровой окраской звука. Развивать слуховое внимание, умение прислушиваться к окружающему. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности. Приобщать детей к музыкальному искусству.
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникативно – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Средства реализации: Пианино, музыкальный центр, мольберт, ноутбук, проектор, набор детских музыкальных инструментов, бумага.
Длительность образовательной деятельности: до 30 минут.
Предварительная работа: Повторять попевку «Барбос», провести беседу о шумовых звуках.
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Вы заходили в этот зал под музыку, потому что этот зал – музыкальный. Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Меня зовут Валентина Николаевна, а как же вас зовут? Давайте познакомимся? А поможет мне с вами познакомиться вот такой волшебный бубен (показывает, простукивает своё имя).
Музыкальный руководитель: А как тебя зовут? (Ребёнок простукивает своё имя на бубне самостоятельно). Вот мы и познакомились. Наш зал музыкальный, а как вы думаете, кто здесь живёт?Дети: Музыка. Музыкальный руководитель: А что такое музыка? Откуда она берётся?Дети: Звуки, из пианино. Музыкальный руководитель: Музыка – это настоящее волшебство, она расскажет нам о сказочных героях, о природе, о чувствах и настроении людей. Всё это нам расскажет музыка, которую сочинили самые настоящие волшебники – композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку. Смотрите какой у меня альбом (Слайд – альбом). А хотите его открыть?Дети: Да, конечно. Музыкальный руководитель: Давайте мы откроем с вами музыкальный альбом, (Слайд – композитор П. И. Чайковский). Этот альбом написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, Сочинённый для ребят, много, много лет назад!
Презентация «Детский альбом» – заставка «Игра в лошадки».
Музыкальный руководитель: Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картинки, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! В детском альбоме П. Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своей лошадке. Музыка рассказывает об этом. Послушайте и посмотрите. Когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо- тихо, чтобы услышать, о чём рассказывает музыка. Если зашуметь – всё волшебство музыки сразу исчезнет.
«Игра в лошадки» П. И. Чайковский – восприятие музыки с презентацией.
Музыкальный руководитель: Какая была музыка? Что вы представили, когда слушали её?Дети: Тревожная, как будто заблудились в лесу, а потом нашли дорогу и ускакали. Музыкальный руководитель: А что слышится постоянно, на протяжении всей пьесы?Дети: Как будто лошадка скачет, цокот копыт. Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите покататься на лошадке?
«Лошадка» диск №1 Бурениной – ходьба с высоким подъёмом ног, сопровождая цоканьем языка.
Музыкальный руководитель: Ехали, ехали, на лужок приехали. Сядем, отдохнём и послушаем, какие звуки доносятся? Что же такое звук? Давайте закроем глаза и прислушаемся, какие звуки слышатся с улицы?Дети: Шум машины, пение птиц, плач ребёнка и др. Музыкальный руководитель: Мир, который нас окружает, весь состоит из звуков. Звуки бывают – шумовые (от слова шуметь, шум, и музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение.
Все на свете дети знают, звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот. Гул машины во дворе, лай собаки во дворе. Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые, только есть ещёдругие: Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.
Музыкальная дидактическая игра: «Узнай звук!» (дети с закрытыми глазами определяют, какой был звук – шумовой, или музыкальный – шуршание бумаги, стук палочек, хлопки, звучание фортепиано и др.)
Музыкальный руководитель: Музыкальные звуки отличаются тем, что они имеют определённую высоту. Посмотрите на экран.
Слайд:- (Изображение Барбосов различной высоты)
-Чем они отличаются?
Дети: У каждого Барбоса своя песенка.
Попевка: «Барбос» – (Звучит- в трёх контрастных регистрах,одна и та же мелодия со словами: «Жил лохматый пёс, звать его Барбос».
Музыкально –дидактическая игра «Три Барбоса»
(Дети сравнивают мелодии и высказывают впечатления- о «музыкальном портрете» каждого Барбоса. Выясняют, что мелодии отличаются высотой, громкостью, темпом.
Музыкальный руководитель: А вы хотите быть настоящими музыкальными волшебниками? Тогда, давайте сами сочиним песенку для своего Барбоса. А, как называют человека, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Музыкальный руководитель: Когда композитор сочиняет музыку, он выбирает определённую высоту на инструменте.
У рояля много клавиш, ты их всех звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит. В крайних слева звук высок, будто птичий голосок. В средних клавишах как раз, тот же голос, что у нас.
Музыкально– дидактическая игра: «Сочини песенку» (Дети на фортепиано подбирают «музыкальный портрет одному из Барбосов).
Музыкальный руководитель: А теперь мы поиграем, высоту звуков будем передавать в движении.
Музыкально- подвижная игра: «Звуки средние, высокие, низкие» («марш» из оперы «Фенелла», произвольное перемещение звучания в разные регистры). Средний регистр – обычная ходьба. Верхний регистр – ходьба на носочках, руки и голова тянутся к верху. Низкий регистр – ходьба в полуприседе, наклонившись вперёд, руки за спиной.
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в мир звуков. Но на прогулке попробуйте прислушаться, какие звуки вас будут окружать. И своими впечатлениями поделитесь со мной при следующей нашей встречи.
Источник
Ольга Петрова
Конспект занятия по развитию речи «В мире звуков»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «В мире звуков».
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: формировать представление о гласных звуках русского языка.
Задачи.
1. Продолжать учить детей выделять голосом первый гласный звук в словах, соотносить звуки и буквы «А», «У».
2. Формировать умение выделять основные характеристики гласных звуков, соотносить звук и звуковой символ.
3. Создать условия для развития фонематического восприятия и слуха,используя ИКТ: диктофон, интерактивная доска.
4. Стимулировать мыслительную, речевую, игровую активность детей.
5. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, упражнять в умении работать в команде.
Материал:
карточки со звуковыми символами,
предметные картинки,
звуковой экран,
интерактивная доска,
указка,
диск МЕРСИБО «Звуковой калейдоскоп»,
диктофон,
цветные листы бумаги.
Ход занятия. I часть.
1. Организационный момент. Приветствие.
Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей.
Дети и педагог приветствуют друг друга.
Собрались ребята в круг.
Я твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки беритесь
и друг другу улыбнитесь.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Дидактическое упражнение «Определи символ гласного звука».
Дидактическая задача: формировать умение выделять основные характеристики гласных звуков, соотносить звук и звуковой символ.
Дети с помощью символов называют звуки.
Делают вывод – это изображены символы гласных звуков.
Отмечают, что при произнесении гласного звука воздух, выходя изо рта, не встречает преграду, и гласные звуки можно пропеть.
II часть. Игры с гласными звуками.
Педагог объясняет, что существует много игр с гласными звуками, и предлагает детям в них поиграть.
3. Дидактическое упражнение «Фонетическая ритмика».
Цель: отрабатывать двигательные упражнения, в которых движения рук сочетаются с произнесением гласных звуков. (методика Власовой Т. М.)
Дети одновременно выполняют движения и произносят гласные звуки.
4. Дидактическая игра «Поймай звук».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук из ряда звуков по артикуляции, по произношению.
Игра проводится в два этапа. Первый этап – дети по артикуляции определяют звук. Если звук гласный, хлопают в ладоши.
Второй этап с усложнением – педагог, закрывая рот экраном, называет гласные звуки. Услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
5. Дидактическое видео упражнение «Песенка гласных звуков»
Дидактическая задача: упражнять детей в пропевании гласных звуков по образцу с опорой на буквы.
Этапы проведения упражнения:
1. Дети слушают исполнение песенки весёлыми лягушками.
2. Пропевают вместе с ними.
3.Пропевают без музыки хором: сначала хор девочек, затем хор мальчиков.
6. Дидактическая видеоигра «Принцессы».
Дидактическая задача: продолжать учить выделять в слогах гласные звуки «А», «У», соотносить звук и букву.
Для игры используется диск МЕРСИБО «Звуковой калейдоскоп».
Дети называют слог, затем выделяют гласный звук в слоге, соотносят звук с буквой и выбирают букву «А», или «У», тем самым помогая принцессам собрать бусы.
7. «Зрительная гимнастика».
Гимнастика для глаз способствует релаксации, быстрому восстановлению работоспособности.
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Лёгких – две тучки, тяжёлых – три тучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе опять засияло.
8. Дидактическая игра с использованием диктофона «Назови первый звук в слове».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять первый гласный звук в слове голосом.
Игра проводится в два этапа.
Первый этап – дети садятся на стулья. У каждого ребёнка в руках предметная картинка. Ребёнок рассматривает её, не показывая другим. Педагог даёт задание: «Произнесите слово, изображённое на картинке, выделяя голосом первый звук, а ваши ответы я запишу на диктофон.»
Второй этап – дети встают в круг без картинок. Педагог даёт задание: «Давайте послушаем, что у нас получилось».Включает диктофон и обращается к детям:
«Какое слово вы услышали? Назовите первый звук. Чей это был голос? Давайте произнесём звук вместе.»
III часть. Итог занятия.
Педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать предмет, название которого начинается с гласного звука. А с какого звука – детям подскажет символ, изображённый на листе.
–
Источник
НОД в области речевого развития «В мире звуков» |
для старшей группы дошкольного возраста |
Подготовила педагог Муниципального автономного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» Погосова Светлана Викторовна |
Актуальность
Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.
Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.
Развивающие:
Развитие просодической стороны речи.
Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Материал:Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.
Ход занятия
Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».
Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).
Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей)
Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.
Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).
Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).
Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.
Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).
Педагог: Что вы услышали?(Ответы детей).
Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).
Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).
– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.
– Чем вы слушали?(Ответы детей).
Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).
И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).
Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).
Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!
В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!
В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!
Мимо машины бежали: – ТРРРР!
Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!
Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!
Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!
Листья на ветру шумели: – ТСС!
Змеи в лесу шипели: – ШШШ!
А комары все пели: – ЗЗЗЗ!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!
Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?
– Как перекликались поезда?
– Как кашляли куклы?… и т.д.(Ответы детей).
Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес. (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).
Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).
Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.
Педагог: А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).
Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?(ответы детей).
Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.
Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносится губами.
Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.
В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.
Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.
Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки?(Ответы детей).
Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).
Итог занятия:
Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?
Источник