Мир глазами ребенка с проблемами в развитии

Мир глазами ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Автор: Ващенко Александра Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Терентьевский детский сад”
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район, село Терентьевское
Наименование материала: эссе
Тема: “Мир глазами ребенка с проблемами в развитии”
Дата публикации: 29.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Эссе на тему: « Мир глазами ребенка с проблемами в

развитии».

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида? Эти дети

живут рядом, но мы их стараемся не замечать и толерантно называем их

детьми с проблемами в развитии. Они существуют в своем отдельном мире, о

котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую,

удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно

отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-

инвалиды – не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и

индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную

жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же,

как все.

Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей

непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет

о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое

яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Дети у нас так мудры по

жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться – той трогательности и тому

детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей

повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат

искренне, они не стесняются быть самими собой.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные

проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой,

дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда

могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.

Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать

заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и

мы, имеют право на счастье.

С помощью подражания ребенок всегда может сделать в образовательной

области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком без

помощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная

ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под

влиянием все той же социальной ситуации развития, в конкретном случае –

взаимодействия

с

более

опытным

человеком

,будь

то

сверстники

или

взрослые. Очень сложно научить детей радоваться в жизни не только своим,

но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться

.

Когда в редком случае замечаешь, что особенный ребенок тянется к кому-

нибудь

из

сверстников,

свое

внимание

и

дружбу;

когда

нуждается

в

поддержке воспитателей более, чем когда-либо, хочет поделиться своими

идеями. Тогда понимаешь ,что особенный ребенок

готов приоткрыть нам

дверцу

в

свой

уникальный

мир-мир

внимания

,

радости,

творчества

и

фантазии.

Это

дорогого

стоит

,

ведь

добиться

расположения

особенного

ребенка крайне не просто.

Источник

Анна Климченко
Эссе «Мир глазами ребёнка-инвалида»

Люди разные, как звезды.

Я люблю всех.

Сердце вмещает все звёзды Вселенной.

(Шаталова Соня, 9 лет)

Каждый человек – уникальный, непохожий на других. Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Мир глазами детей – мир, в котором живут и которому радуются и удивляются наши малыши. Они у нас так мудры по жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться – той трогательности и тому детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат искренне, а «не за что-то». Они не стесняются быть самими собой, не боятся быть трогательными и смешными и всегда верят в чудеса.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням с момента зачатия

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида? Эти дети живут рядом, но мы их стараемся не замечать. Они существуют в своем отдельном мире, о котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую, удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-инвалиды – не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же, как все.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой, дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье.

Я работаю воспитателем в детском саду в группе компенсирующей направленности. У нас воспитывается ребенок-инвалид Ванечка. Почему детей-инвалидов считают «не такими»? Я считаю, что все дети одинаковы, просто они «другие».

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

Общаясь с Ваней каждый день, я видела, как он воспринимает окружающий мир, и, поверьте мне,его восприятие ничем не отличается от других детей: такой же мир улыбок и слез, мир радости и печали. Это мир, где черно-белые краски сменяются ярким фейерверком. У Вани, как и у всех детей, чистый взгляд широко открытых глаз, в котором отражается светлый и удивительный мир. Но мы, взрослые, из-за ежедневных проблем, забот и обязанностей не замечаем ярких красок вокруг, а видим одни серые будни. Все дети видят эту жизнь идеализированной и смотрят на неё, как бы через розовые очки. Они еще не знают, что такое ложь, фальшь, злость, ненависть, лицемерие и обман. Дети искренние и непосредственные в проявлении своих чувств и пока живут в мире грез, впечатлений, надежд; в мире, где самая маленькая деталь отображается в ярких красках.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что наш Ванечка видит окружающий мир искрящимся радостью и светом. Он так же, как и все дети, чувствует заботу и поддержку не только своих родных, но и нас – окружающих его людей. Дети-инвалиды имеют такое же право на счастливую жизнь, образование, работу. Необходимо, чтобы было больше специалистов, понимающих проблемы «особых» детей, готовых в любую минуту прийти им на помощь. Только тогда исчезнут барьеры в их жизни, люди начнут понимать друг друга, сопереживать ближним, а дети с особыми потребностями реализуют свои способности и возможности. Я считаю, что каждый человек может и должен помогать нуждающимся детям в преодолении жизненных трудностей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали в мире никаких барьеров.

В заключение я хочу сказать вот что. Ребенок родился и создал свой собственный мир. Теперь он живёт в нем со своими персонажами, историями. Пустит ли он вас туда, не знаю. Но я уверена, что насильно вы туда не попадете. И если вы хоть чуточку сумеете растопить его маленькое сердечко, он будет приоткрывать дверцу, и вы сможете туда заглянуть.

Источник

    Мир не одинаков для каждого из  нас. Тем  более, для взрослых и детей и особенно, когда мы наблюдаем сложные  и многогранные отношения между людьми,обстоятельства жизни семьи. Ваши дети и вы далеко не одинаково воспринимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание? Часто мы просто не замечаем или со снисходительной улыбкой относимся к своеобразным высказываниям детей,  видя  в  них милые глупости или случайные сочетания  несочитаемого. Тем не  менее  за  этими высказываниями скрывается уникальное,  другое,  детское  понимание  мира.  Разобраться  в  ребенке,  в причинах его поведения можно, только поняв, как он воспринимает происходящее вокруг.

Читайте также:  Доктор комаровский развитие ребенка по месяцам 2 месяца

   Дети наблюдательны,  любознательны, им  до всего есть дело  –  будь  то конструкция швейной  машины  (в интересах матери  ограничить  такой  интерес малыша, иначе она рискует в один день найти вместо  машины кучку разобранных деталей), вопросы крепления луны к небу, процесс деторождения. Но далеко  не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам,  которых мы ожидаем.  Причиной этого  является  не  только ограниченный  жизненный  опыт детей,  но и  своеобразная структура их мышления.

    Большая  часть дошкольного возраста  (от 2  до  7  лет) –  период интенсивного  становления  личности -происходит под знаком до операционной стадии, если пользоваться терминологией известного швейцарского психолога Жана Пиаже. В первой её половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенствовать речь, мыслит образами и обобщает нелогично.  Проблемы  чаще  решаются  не  в  уме, а  действием.  На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом  интуитивной мысли.  Для  него  характерен ряд  особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы  можете и сами вслед за Пиаже провести   некоторые  эксперименты  с  детьми   дошкольного   возраста   или шестилетками.    

    Разложите  перед  ребенком  два  ряда  пуговиц  или  других  одинаковых предметов. Спросите: равны ли ряды предметов?  Наверняка ребенок  скажет, что они равны. Раздвиньте пуговицы в одном ряду: Чаще  всего ребенок дошкольного  возраста отвечает, что в верхнем  ряд пуговиц стало  больше. Такую же ошибку делают дети,  которые умеют  считать: Тут пять и тут пять. Но в этом больше. А теперь? Теперь в верхнем меньше…. Ребенок дошкольного  возраста  ошибается.  Почему? Ведь очевидно,  что число пуговиц в рядах не изменилось, он  их сосчитал,  почему же  ребенок не понимает, что  происходит? Потому что он не обладает  такими мыслительными операциями, как мы, и строит  свои  суждения, основываясь только  не внешнем впечатлении, а не на том, что представляет  собой явление на  самом  деле.

   В другом похожем эксперименте Пиаже в первый  день  дал детям восемь  конфет с условием,  что четыре должны быть  съедены утром и четыре после  –  обеда. В другой раз он тоже  дал  детям восемь конфет с условием,  что  семь  из  них должны  быть  съедены утром  и  одна  – после обеда. Как  и  ожидалось. дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет – это кое-что, а четыре…  

    Ребенок  дошкольного возраста склонен  объединять  явления, не  обращая внимания на  наличие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на  основе  внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени.  Он,  например,  думает,  что два одновременно появляющихся события находятся  в   причинно-следственных  отношениях.  Помните  детскую  игру  сулиткой: Улика,  улитка, высуни рога, дам тебе конфетку и пирога… Дети  нисколько не сомневаются,  что именно их песенка заставляет  улитку вылезти из своего  домика,  а  не  просто  улитка  сама   вылезает  через  определенный промежуток времени. Точно так же  трехлетний ребенок убежден, что именно его плач  заставил  маму  вернуться  домой,  а не она  сама,  сделав  покупки  в магазине,  поспешила домой… Дети делают умозаключения на основе отдельных,иногда  случайным и даже не  существующих признаков. Эта  особенность хорошо видна в следующем диалоге:  – Папа, мама старше тебя?- спрашивает четырехлетняя девочка.  – Почему ты так считаешь? – удивился отец.  – Мама больше ругает меня, чем ты…   

   Ребенок  мыслит  конкретными  представлениями,  и  это  особенно   ярко выступает в причудливых, на наш взгляд,  суждениях о том,  чего  ребенок  не может непосредственно увидеть,  ощутить. А  таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание.    

   Мама обращается к четырехлетней  дочке,  которая только что  впервые сумела полностью одеться сама, к тому же застегнула верхнюю пуговицу зимнего пальто,  завязала шнурки ботинок: Какой большой ты  уже стала, доченька! Все умеешь делать сама!  Девочка подходит  к зеркалу, пытливо смотрит на  свое отражение и после непродолжительного  времени  недовольно  говорит:  По-моему,  я  ничуть   не подросла со вчерашнего дня… Конкретность детского мышления проявляется в восприятии таких моральных категорий,  как хороший,  плохой, которые  часто  имеют  у  каждого  ребенка индивидуальное значение. Например,  для одного  хороший  –  это тот, кто  не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном,  для другого – кто слушается маму.  

    Свои    индивидуальные,    конкретизированные   категории    ребенок распространяет  и на  других, что  можно проследить  в рассказе шестилетнего мальчика.Другая   особенность   ребенка   –   центрированность   его   мышления. Центрированность мышления  не моральная категория и не означает, что ребенок ставит собственные интересы выше других, действует ради собственной выгоды и во вред другим. Эта особенность мышления просто указывает на то, что ребенок данного возраста не способен посмотреть на мир с другой точки отсчета, кроме своей собственной. Подобно астрономам до  Галилея, считавшим, что все звезды вращаются  вокруг  Земли  (геоцентризм),   ребенок   ощущает   себя  центром происходящего,  не  может  взглянуть  на себя  со  стороны. Простой  пример: спросите пятилетнего ребенка, где у него правая, а где левая рука. Наверняка он знает. Но  когда  вы станете напротив него и спросите,  показывая на свою правую руку,  какая это рука,  очень  вероятно, что вы услышите неправильный ответ. Ребенок просто не смог посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения, ив этом нет ничего удивительного.

Читайте также:  Развитие первый год жизни ребенка

   Подобные явления можем  наблюдать и в речи ребенка.  Вот как пятилетний мальчик рассказывает маме, как он ободрал себе нос где-то во дворе:- Ну, мы прыгали  сперва  с  крыши.  Потом  этот меня толкнул и я упал, -неохотно рассказывает мальчик.-  Ты упал с крыши?! Какой ужас! Хорошо, что ты вообще  не разбился, -встревоженно говорит мама. – Да нет. Я упал не с крыши, а на улице. – Ты  же говорил – с  крыши! –  не понимает мама. – Что-то скрываешь…Ладно, разберемся. А кто же все-таки толкнул тебя? Мальчику  не нравится появившаяся  решительность  матери, и он неохотно отвечает: Я же уже говорил… Паша. Мама идет  во двор и быстро  находит группу мальчишек того же возраста,что и её  сын.  Но её желанию узнать, что  же  случилось,  не  сразу суждено сбыться: рассказываемые  ими  истории еще больше  все  запутывали, а главный участник Паша,  увидев  маму потерпевшего,  испугался и  заплакал. В его хныканье  выделялось разве что я  не нарочно.  К счастью,  во дворе находился подросток, который уже  полностью  растерявшейся матери объяснил все толком:малыши прыгали с невысокой отвесной крыши сарая – во-о-он того. Потом им это занятие надоело, и  они начали играть в догонялки. Тогда-то бежавшего полным ходом  её  сына  догнал  Паша,  дотронулся  до  его  плеча.  Этого  было достаточно, чтобы он свалился носом в землю. Когда мать дома упрекала малыша за то, что он ей не правдиво рассказывал- ведь дело было так и так, – малыш с недоумением посмотрел на нее: Я же таки говорил! И  это на самом  деле так. Мальчик рассказывал все как было,  но  таким текстом, который понятен только ему одному. Он, как  и большинство детей его возраста,  не  смог  посмотреть  на  свою  речь  со  стороны  слушателя,  непосвященного в то, что на самом деле произошло.

   Центрированность детей проявляется и в том, что происходящее вокруг они воспринимают  как относящееся к  ним самим. Ребенок в этом возрасте  считает, что когда он  идет  по улице,  луна следует  за  ним  или же что  папа  ездит  в командировки, чтобы купить ему подарки… Иногда эта особенность может стать причиной  серьезных эмоциональных  проблем  ребенка,  связанных  с семьей. В ситуации развода,  когда взрослые прямо или косвенно поддерживают искаженную  интерпретацию  ребенка, он может прийти  к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого  поведения.  Возникшее чувство  вины в последствии может привести к самым разнообразным отклонениям в развитии личности…
 
    Пытаясь  понять  причины  поведения  других   людей,  дети  чаще  всего опираются на собственный опыт и придают поведению других такой же смысл, как   собственному. Чей  папа   самый   сильный?  Чья  мама  самая   нежная?  Конечно   же, собственная…  Сколько  бы  раз   дошкольник,  да  и  младший  школьник  не встречался с фактами, что Дед Мороз – это переодетый взрослый, он не склонен этому верить. Дети замечают, что  из  под  пышной шубы  выглядывают  штаны и ботинки  Деда Мороза, такие  же,  как  у дяди, с которым мать  разговаривала после торжественного утренника, и голос такой же. То чаще всего не делают на этой основе напрашивающегося вывода. Еще бы! Кому  же тогда  писать письмо в Лапландию?  Чьих  подарков ждать в  Новый  год?. Мне  пришлось слышать, как третьеклассник  приводил  самые  различные доводы в  пользу отсутствия  Деда Мороза пятилетней девочке. Когда она исчерпала все свои аргументы – Кто же к нам приходил с бородой? (Переодетый взрослый), Откуда он тогда взял подарки? (Папа купил в магазине и дал ему), – то кинула последний, железный аргумент:Что ты все объясняешь?  Ты  маленький  мальчик и ничего  не знаешь! Взрослые знают все, и они говорят, что Дед Мороз есть… Ведь правда, мама?

   Принятие  желаемого  за  действительное проявляется  буквально во  всей жизни дошкольника. Используя свое яркое воображение, ребенок вмиг превращает себя в принцессу, комнату – в  дворец, диван – в роскошный  лимузин. В играх дети  не только воспроизводят мир взрослых, но и создают себе то, чего им не хватает, то,  чего  они желают. И не  так  то просто убедить девочку, что её ребеночек  – это кукла, пластмассовое изделие такой-то фабрики… Они просто не  слышат  информации,  которая  противоречить  тому  миру,  в  котором они чувствуют себя уютно, который считают красивым. И в этом их сила…

    Описанные возможности детского  мышления  –  это  не  просто интересные страницы психологии. Знание о них необходимо для уяснения  того, почему дети и родители  часто не понимают друг друга., почему дети своеобразно оценивают происходящее,  почему  реагируют не  так,  как мы  ожидали. Посмотреть на происходящее с точки зрения ваших детей. Дети по-своему  воспринимают  и интерпретируют  поведение родителей, их отношение  к  себе себя  тоже.  Детские представления, осмысление мира семь и вызывают своеобразные эмоциональные реакции, странности. Их можно понять, но для этого надо знать особенности детского мышления.

Источник