Микросреда и психическое развитие ребенка
Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макросреда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи (в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии), когда маленькие дети были унесены животными и их развитие проходило вне человеческого общества, в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию, поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как правило, отлично лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки, ели, как звери; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.
Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, советские психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического развития жизни человека. И жизнь подтверждает справедливость такой позиции. Примером могут служить те изменения, сдвиги в развитии сознания, культурного уровня окраин дореволюционной России, которые произошли за годы Советской власти, создавшей благоприятные условия для развития личности. Подтверждением этого являются и результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на психическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929 и 1966 гг., исследование развития познавательных процессов в отсталых отдаленных кишлаках и в центральных районах Узбекистана, где социальные преобразования уже затронули основные слои населения, проведенное Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в 20—30-е гг.[38]
Широкая макросреда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы развития, являются только те элементы среда, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно связывает ребенка с окружающим его большим миром, макро-средой. Выбор ближайшей среды во многом определяется индивидуальными; и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. Oт того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, технически невозможно,— следовательно, невозможно представить себе эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношений.
Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых в значительной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, многочисленные наблюдения за развитием детей в разных семьях.
Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающими взрослыми, порождает острую чувствительность к отношению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, овладевают специфическими человеческими действиями. Однако эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, остаются погруженными в полудремотное состояние, пассивно реагируя на внешние первичные стимулы. Исследования советских ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микро-среды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, убедительно доказали не только отчетливое превосходство в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся при дефиците общения. Для этого достаточно было провести 3—4 раза индивидуальные занятия с ними по 7—8 мин[39]. Особо важную – роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.
Как советскими, так и зарубежными исследователями[40] замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется семейной атмосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию, проявляют ли они к’ нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность, холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии.
С поступлением в детский сад еще один очень значимый для ребенка взрослый включается в его микросреду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказываются на психическом развитии дошкольников, их отношениях, на формировании самосознания детей.
Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.
На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада — «мать (значимые взрослые) — дитя». К. ней затем подключается система «сверстник — сверстник», которая закономерно видоизменяется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ГПТУ, послешкольный коллектив, студенческая группа, производственный коллектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной микросреды.
Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам, длительности существования, субъективной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер общения и взаимоотношений, эмоциональное благополучие и т. п.
Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают советские психологи, не просто «сообщаются» или прививаются ребенку извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка, со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в коллективе, насколько активно он действует в нем, в какой степени является носителем его общественного мнения.
Источник
Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.
Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.
п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.
Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004
Источник
Определенное влияние на психическое развитиеиндивида оказывает и среда. (Схема 10.)
Схема 10 Влияние среды на психическое развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НАПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА | |||
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ | |||
Социальные | Экономические | Экологические | Культурные |
МАКРОСРЕДА (Изменяющаяся———— Принцип историзма) |
МИКРОСРЕДА (Изменяющаяся———— Полигрупповая) | ||
Отношение к ребенку взрослых, сверстников | ЗНАЧИМОСТЬ социального окружения | Характер воспитания |
РЕБЕНОК его активная деятельность |
Та общая ситуация (МАКРОСРЕДА), в которой развивается индивид, оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Это условия жизни: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ и др.
Придавая важную роль в развитии ребенка внешним воздействиям, необходимо иметь в виду изменчивость этой окружающей среды, исходя из принципа историзма психического развития жизни человека.
Ребенок с макросредой связан через микросреду. выбор ближайшей микросреды определяется: возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, отношением к ребенку взрослых, отношением к ребенку товарищей, особенно значимых для него, характером воспитания.
Социальная ситуация развитияребенка, подростка, взрослого показана на схеме 11.
Оказывают влияние на процесс развития ребенка те элементы окружающей среды, с которыми он активно взаимодействует. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать.
Влияние микросредывступает в силу с первых дней появления ребенка на свет. Характер заботы взрослых, их взаимоотношения между собой, единство взглядов, характер эмоциональных реакций и др. (см. схему 11) — все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его психическое развитие.
Схема 11
В разных семьях разные условия воспитания — и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитание.
Потребность общения с людьми побуждает ребенка искать контакты с ними и перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, организуя его деятельность. Но потребность в общении может задержаться, даже не возникнуть при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, оставаясь пассивными.
Исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников доказали, что дети, имеющие опыт тесного общения со взрослыми, превосходят сверстников в психическом развитии. Доказали и возможность ликвидации отставания в развитии младенца, если он ранее имел дефицит общения.
В разные периоды жизни ребенок включается в разные микрогруппы, которые имеют разное для него значение: семья, детский сад, школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, производство.
В психологическом климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, дети приобретают немало преимуществ в своем психическом развитии.
Уровень развития умственных способностей ребенка зависит преимущественно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие. Именно родители в основном ответственны за психическое развитие ребенка.
* * *
Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.
В каждой контактной группе для индивида складывается определенная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. В процессе взросления ребенок вступает в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования личности.
А.С. Макаренко уделял большое внимание воспитательному влиянию социальной среды, соответствующим образом ее организуя (режим, порядок, традиции, ритуалы и др.).
Те или иные качества личности формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней.
Д.И. Фельдштейн пишет, что присвоение ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности происходит в противоречивом процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, как постоянном открытии и формировании себя как субъекта с его творческим потенциалом. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации.
Чем больше развито самосознание и самоопределение индивида, тем более он индивидуален и одновременно социально самоопределен.
Источник