Мифы о развитии мозга ребенка

@: Миф № 1: Мозг полностью развит к моменту рождения.
Реальность: Мозг – это орган, который развивается дольше всего. До рождения ребенка его мозг развит лишь на уровне основных, жизненно необходимых психических функций. Остальное развитие мозга происходит в первые годы жизни, главным образом, с 0 до 3 лет. 75% развития мозга заканчивается к 7 лет.
@: Миф № 2: Детское раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст. Раннее развитие имеет прямое отношение к обучению.
Реальность:Детское раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка. Раннее развитие стремится дать ребенку самые лучшие условия для развития его потенциала. Оно имеет прямое отношение к правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.
@: Миф № 3:Детское раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.
Реальность:Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.
@: Миф № 4:Нельзя научиться быть хорошими родителями, ими можно только изначально быть. Лучшее развитие ребенка обеспечивается родителями традиционного склада мышления.
Реальность: Люди, считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере обучения, которого настоятельно требует современный мир.
@: Миф № 5: Раннее развитие ребенка – это слишком дорого.
Реальность: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже?
@: Миф № 6:В бедной стране проблема выживания ребенка превыше раннего развития.
@:Реальность:Раннее развитие – сильнейшее оружие в борьбе за выживание. Более того, раннее развитие детей необходимо обществу не только для того, чтобы выжить, но и чтобы обеспечить высокое качество жизни и устойчивость сообщества.
@: Миф № 7: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.
Реальность: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры.
@: Миф № 8:Раннее развитие принесет ребенку проблемы в школе.
Реальность: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Боятся, что ребенку будет скучно в школе, тоже не стоит: если уроки будут скучными, они будут скучными для всех детей. Зато у развитого ребенка есть шанс отличить правдивую информацию от ложной, научиться самому делать выводы и проводить исследования. Единственная проблема, которую может принести ребенку раннее развитие – это то, что он, скорее всего, будет более веселым, уверенным в себе и довольным жизнью ребенком, чем сверстники. А это может не понравится окружающим, которые убеждены, что все вокруг должны быть несчастными и что, если человеку радостно, с ним что-то глубоко не так.
@: Миф № 9: Существует только один правильный подход в развитии детей.
Реальность: Здоровое развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Различные культуры создали разные методики развития, и «лучшей программой развития» в какой-либо стране всегда становится та программа, которая более всего удовлетворяет локальным культурным, экономическим и социальным условиям. Однако, есть несколько «золотых правил» для методик раннего развития. Они должны:
1) уважать местную культуру,
2) рассматривать ребенка целостно и исходя из мултидисциплинарной модели,
3) гармонично включать развитие ребенка в общее развитие его семьи и сообщества вокруг него.
@: Миф № 10: Ребенок должен как можно дольше оставаться дома, на домашнем воспитании.
Реальность: Большинство экспертов отмечают, что дети, большое количество времени проводящие вне дома и посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы способны оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает ребенку чувствовать себя уверенным и способным понять мир и жить в нем.
Источник
Раннее развитие с точки зрения педагогики и психологии представляет собой деятельность взрослых, направленную на освоение детьми новых знаний, умений и навыков, свойственных старшему возрасту. Мнения специалистов о целесообразности раннего развития диаметрально противоположны. Рассмотрим наиболее популярные мифы, которыми окутано современное явление.
Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.
А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные 🙂
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
Миф № 1: чем больше новых знаний освоит ребенок, тем успешнее будет
Родители предполагают, что обучение письму, чтению, математике, иностранным языкам в возрасте до 3-х лет полезно. Со стороны такие малыши выглядят опережающими развитие, однако, это не совсем так.
Существует сенситивный период развития. Это время наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний. От года до трех лет ребенок осваивает речь. Она формируется через общение со взрослыми. Начиная с 1,5 лет, особое место занимает предметная деятельность, через которую развивается мелкая моторика.
Наиболее подходящие виды деятельности в этот период – это двигательная активность в различных ее проявлениях, сенсорное развитие.
Сензитивный период позволяет максимально раскрыть способности малыша в определенный возрастной отрезок.
Миф № 2: чем раньше, тем лучше
Ранний старт может пагубно сказаться на дальнейшем развитии. «Образованные» дети плохо адаптируются в детском коллективе. Поначалу они чувствуют себя уверенно, затем из опережающих превращаются в середнячков или откатываются назад. Во-первых, ребенок, чувствующий свое интеллектуальное превосходство, расслабляется, во-вторых, время, когда вместо чтения нужно было заниматься другими видами деятельности, упущено. Теперь для освоения новых знаний требуются дополнительные усилия.
Миф № 3: ранее развитие делает ребенка счастливым
Малыши, вечно занятые в секциях и кружках, имеют больше психологических проблем, чем их более свободные сверстники.
Ребенок теряет значимые «вещи»:
- утрачивается качественное родительское внимание;
- потребность в безусловной любви не удовлетворяется;
- искажается эмоциональное развитие;
- потребность в двигательной активности уходит на второй план;
- отсутствие развивающих игр;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- дефицит общения.
Переизбыток интеллектуальной деятельности наряду с отсутствием адекватного общения приводит к трудностям с адаптацией в детском коллективе.
Миф № 4: раннее развитие полезно всем
Инновационные методики, которые предлагают в центрах, являются всего лишь инструментом развития психических функций: памяти, внимания, мышления. Это главная задача обучения. Получая огромную умственную нагрузку не по возрасту, дети рискуют получить серьезные психологические и физиологические проблемы. Как правило, они появляются не сразу, а ближе к школьной поре.
Наиболее распространенные негативные явления:
- спазмы сосудов;
- головные боли;
- заикание;
- нервные тики;
- энурез.
Физиологи и детские врачи давно бьют тревогу. Психологическое напряжение приводит к дефициту веществ в головном мозге. Вся энергия уходит на интеллектуальную деятельность.
Формирование структур искажается. В период раннего возраста многие отделы мозга еще не сформированы. Оказывается, у младших школьников, чьи родители настаивали на активном обучении, связи между верхними отделами мозга недостаточно прочны. Дети рассеяны, быстро устают, плохо контролируют свое поведение.
Если у ребенка зафиксировано отставание в развитии, чрезмерная интеллектуальная нагрузка для него противопоказана.
Миф № 5: ранее развитие – зона ответственности педагогов и воспитателей
Дошкольные и внешкольные учреждения решают проблему обучения. Но в процессе групповых занятий не учитываются индивидуальные психофизиологические особенности. Только родитель знает, каковы склонности и таланты ребенка.
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
В известной книге по психологии определение раннего развития звучит как: « принуждение ребенка к приобретению знаний…». Звучит оно директивно, но многие родители действуют именно так. Взрослые должны сами определить, что лучше для их чада, но без фанатичного стремления вырастить из ребенка гения.
Источник
На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили с нейрофизиологом, доцентом Института живых систем БФУ им. И. Канта Ириной Ваколюк о том, как развивается мозг ребенка.
Родители узнали, что и в каком возрасте способно освоить их чадо, остаются ли у малыша на всю жизнь «травмы», полученные еще до рождения, и что ему дают занятия музыкой.
«Слышат» цвет и «видят» звуки
О работе мозга существует масса мифов. Например, что, если не вложить ребенку основные навыки до трех лет, потом будет поздно. А к десяти годам мозг сформирован практически как у взрослого. И что свой мыслительный аппарат мы используем не на полную, а лишь на какие-то 10%.
Чтобы отличить правду от вымысла, нужно разбираться в физиологии. И тут открывается много любопытного.
Когда нам буквально две недели с момента зачатия, у человека уже закладывается мозг. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Из них все потом и вырастет.
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха. Затем приходит время зон языковых навыков и познавательных функций.
– Младенцы – синестетики: они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга, в которой происходит обработка и интеграция всех сигналов), в которую поступает информация о звуках. Такая особенность остается и у некоторых взрослых, но если для малышей это норма, то в старшем возрасте – уже отклонение, – поясняет нейрофизиолог.
Каждому периоду – свое
В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга.
У детей главную роль играет мозговой ствол. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения.
У взрослых важнейшими зонами становятся лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга в ответе за мышление и осмысленное поведение, планирование.
– Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам. У новорожденных появляются автоматические и моторные функции, пять чувств. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию. Для периода от четырех до десяти лет характерна высокая активность мозга (больше, чем у взрослого). Идет формирование логических способностей, – говорит эксперт.
Используй или теряй
Важный период наступает в 6–7 лет: в этом возрасте запускается процесс прунинга — чистки, прореживания связей в нервной системе. Ненужное — то, что уже не используется, обрезается. И этот период так же важен для развития мозга, как и период роста.
Когда-то вам было важно научиться ходить — чтобы справиться с задачей, появлялось огромное количество новых связей. Но вы все выполнили – и в них больше нет необходимости. Связи обрезаются – так освобождается место для новых навыков и знаний.
– В подростковом возрасте мозг теряет 1% своего серого вещества каждый год. И в этом его развитие. Действует принцип «используй или теряй»: если вы что-то не используете, оно уходит, – поясняет Ваколюк.
А вот к 18 годам у нас уже формируется некая база личности — биологическая основа психических процессов.
– Процесс формирования мозга продолжится до 30 лет. Но если, к примеру, подросток привык методично делать какую-то мелкую работу, потом он может заниматься чем угодно, но склонность к этому останется, – поясняет эксперт. – Впрочем, и время после тридцати – еще не финал. Дальше тоже будут возникать новые клетки мозга: нейрогенез продолжается на протяжении всей жизни. Мозг будет по-прежнему способен к обучению, но станет менее пластичным. Так что он будет отлично справляться со сложными функциями, но вот к переменам или непредвиденным обстоятельствам адаптироваться начнет хуже.
Эмбрион все помнит
Чтобы еще лучше разбираться в развитии мозга ребенка, важно понимать, за что отвечают и как работают такие отделы мозга, как гиппокамп и миндалина.
Миндалина формируется еще до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции, такие как радость и печаль, в этом возрасте зашкаливают.
Гиппокамп – структура, которой мы «помним». До 2,5–3 лет он дозревает, и наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста.
– Воспоминаний и правда нет. Однако, согласно последним исследованиям, оказалось, что психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама кричала на вас в 6-месячном возрасте или оставила на долгое время в одиночестве, в полном понимании слова вы действительно не будете. Но это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте и вылезти в критических ситуациях, – говорит нейрофизиолог. – Развитие же гиппокампа, по последним данным, сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него.
В зависимости от состояния спокойствия или стресса иначе функционирует гормональная система, и она меняет работу мозга. Ученые наблюдали за тремя группами детей – обычными малышами из полных семей; детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но все же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.); и брошенными детьми, у которых, может, и были родные, но они не проявляли к ним интереса.
С помощью ФМРТ выяснилось, что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. Потом эти дети лучше социализировались, успешнее учились и т. д.
Еще одно открытие последних лет — пренатальные психологические травмы. Казалось бы, ребенок еще в животике, разве могут быть проблемы у эмбриона?
– Исследования доказывают, что могут, и этому есть физиологическое обоснование. Если у беременной будущей мамы сложности, она переживает и нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, в тревожности и сложностях с формированием привязанности, – комментирует эксперт.
Возраст и развитие
Новорожденные:
- Развиваются автоматические функции, моторные;
– формируется 5 чувств;
– мозг растет в объеме;
– бессознательная память позволяет узнавать мать и членов семьи.
От 1 года до 3 лет:
- Мозг растет и развивается сознательная память.
- Закладываются способности к обучению, социальному
- взаимодействию и эмоциональному реагированию.
От 4 до 10 лет:
- Высокая активность мозга (больше, чем у взрослого).
- Формирование логических способностей.
От 11 лет и старше:
- Процесс вызревания нервных связей.
Правда ли, что:
1. Существует правополушарное рисование.
Любое решение мозга, а значит, и ваше действие не происходит только в одной из частей мозга. Сигнал действительно поступает из конкретной точки коры, но вы видите рисунок, кисточку, бумагу – и задействуется затылочная доля коры головного мозга. Осознаете процесс – включается префронтальная кора. С помощью гиппокампа вспоминаете, что и как делать. Через миндалину возникает эмоция, связанная с рисованием, и так далее. Так что при рисовании задействованы обе половины мозга.
2. Занятия музыкой развивают серое вещество.
Чтобы мы совершали действия и делали их осознанно, нужно, чтобы левая и правая половины мозга «дружили» друг с другом. Для этого нужно хорошо развитое мозолистое тело (оно их соединяет). Большое исследование показало, что музыка способствует его росту. Причем это зависит и от инструмента. У тех, кто играет на фортепиано, мозолистое тело на 25% мощнее, чем у тех, кто выбрал духовые или скрипку. Ну и значительно крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой вообще.
3. Мозг ленив и не хочет учиться.
Это не так. Мозг всегда готов к обучению, потому что не может существовать иначе. Это его физиологическая потребность. Вопрос лишь в том, чему: разговаривать, различать цвета и температуру, говорить на иностранных языках и т. п.
4. Обнимашки важны.
Действительно, при тактильном контакте (объятия, поглаживания) возбуждаются те структуры мозга, где выделяется оксид азота. Он срабатывает как успокоительный сигнал. Так что у всех социальных животных записана программа, по которой они, если видят или слышат страдание сородича, начинают его вылизывать, поглаживать, согревать. Это происходит бессознательно.
Важное на разных этапах
- Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам.
- После 6–7 лет начинается процесс прунинга – прореживания и удаления ненужных связей в нервной системе. Он так же важен для развития мозга, как и период роста.
- Мозг подростка в возрасте от 13 до 18 лет теряет 1% своего серого вещества каждый год, но это – его развитие.
- Основное формирование мозга завершается к 30 годам, но новые клетки возникают в нем на протяжении всей жизни и способность к обучению сохраняется.
Очаги активности
- У детей – ствол мозга и средний мозг: контроль работы сердца, сосудов, легких, желудка, давления и температуры тела; пробуждение/сон, аппетит, ориентация в пространстве,
- У взрослых – лимбическая система и кора головного мозга: эмоции, двигательная активность, секс, контроль действий, мышление, планирование.
Что мешает, а что помогает
- Физическая нагрузка работу мозга стимулирует.
- Скука «тормозит» мозг (он не обращает внимания на скучное).
- Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
- Хороший сон способствует мышлению.
- Хронический стресс подавляет способность мозга учиться.
Нейрофизиолог Ирина Ваколюк аргументированно развенчала расхожие выдумки о развитии нервной системы человека
На встрече читатели нашей газеты узнали от специалиста о том, на что нужно обращать внимание в конкретном возрасте ребенка
В возрасте от 4 до 10 лет у мозга очень высокая активность – больше, чем у взрослого. В этот период идет формирование логических способностей
Наш проект «Клуб для родителей»
Это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты.
Следующая встреча состоится в 2020 году, следите за анонсами в нашей газете и записывайтесь – участие в «Клубе для родителей» (18+) бесплатное!
цитата
,
:, :
До 2,5–3 лет память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. Однако все психологические травмы записываются в наших нейронных сетях
Источник