Межличностной сферы ребенка упражнение на развитие

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до­говориться о темпе движения, следить за синхроннос­тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров 

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво­рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре­мя игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют дру­гие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд­но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется …», « Царевна-Несмеяна »).

Близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу, 

затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.

Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между

 собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их 

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Остров

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

 Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи­мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ­ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Читайте также:  Роль конструктора лего в развитии ребенка

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточ­ках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ла­дони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудно­сти в процессе общения.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрите­ли — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ро­лями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного живот­ного, а также по своему желанию наделяли его каки­ми-либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, дове­рия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязы­вания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей ста­новятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побе­седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно по­тренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоот­ношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со­блюдать правила.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

  1. “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

  1. “Ласка”

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Посмотри ей в глазки ласково, погладь мягко, чтоб ей было приятно”.  Ребенок показывает движение, исполняя его выразительно, с участием.

Источник

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года).

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

2. “Ласка” (2-3 года).

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

3. “Проснись” (3-4 года).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.

Взрослый. Давай поиграем.

Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.

Читайте также:  Методика для развития речи ребенка буквограмма

4. “Прошу – не надо” (3-4 года).

Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

5. “Давай дружить” (4 года).

Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.

Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.

Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.

6. “Волны” (5-6 лет).

Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается “купанием в море”: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

7. “Передай движение” (5-7 лет).

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий (взрослый), “будит” своего соседа и показывает ему какое – либо действие: причёсывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так – по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто – либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть желание загадать своё желание.

8. “Радио” (6-7 лет).

Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

9. “Я очень хороший, ты очень хороший” (4-7 лет).

Дети встают в круг. Взрослый говорит показывая на себя: “Я хороший”, затем дотрагиваясь до ребёнка произносит: “Ты очень хороший”. И далее каждый ребёнок по кругу делает то же самое.

10. “Ласковое имя” (5-7 лет).

Инструкция: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён (например, как называют вас родители).

11. “Мы очень любим” (5-7 лет).

Дети сидят в кругу.

Инструкция: “Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка – словом те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя”.

12. “Волшебники” (6-7 лет).

Дети сидят в кругу.

Инструкция: “Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником”.

Ведущий подводит к “кандидату в волшебники” по очереди 3-4 ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

13. “Ловишки” (5-7 лет).

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: “Раз – два – три, Скорее нас лови!” Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

14. “Тяни – толкай” (6-7 лет).

Соревнуются пары ребят в беге на 20-25 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую сторону – пятиться спиной.

Читайте также:  Нормы развития недоношенного ребенка по месяцам

Источник

Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия младших школьников

“Закончи предложение”
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них.

Описание
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог, у него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч, ребёнок заканчивает предложение и бросает мяч взрослому. 
Моя любимая игра – …
Моя любимая игрушка – …
Моё любимое занятие – …
Мой лучший друг (подруга) – …
Моя любимая песня – …
Моё любимое время года – …
Моя любимая сказка – …
Мой любимый праздник – …
Мой любимый мультфильм – …
Мой любимый цветок – … и т.д.

“В центре круга”

Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребёнку ощутить внимание и дружескую поддержку.

Описание

Дети сидят в кругу на ковре или на стульчиках. В центре игрок, который назначается педагогм или выбирается с помощью считалки. Задача детей – говорить находящемуся в центре круга разные приятные слова: “Ты вежливая и добрая”, “Я люблю с тобой играть”.

«Паутинка»

Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплочённости группы.

Описание

Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.

«Рассказываем сказку»

Цель: учить детей внимательно слушать друг друга.

Описание

Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает выбрать хорошо знакомую всем сказку. Можно кратко напомнить её содержание. Участники рассказывают сказку, передавая эстафету друг другу, – называют по одному предложению из этой сказки.

«Поприветствуем друг друга без слов»

Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.

Описание

Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.

«Колечко»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Описание

У ведущего в руках небольшой предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет этот предмет у кого-нибудь в руках. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача владельца колечка – выбежать вперёд. Задача всех остальных – постараться не выпустить участника с колечком из ряда.

«Зеркало настроения»

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра.

Описание

Упражнение выполняется в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребёнок играет роль зеркала, другой – того, кто смотрится в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния: человек грустит, радуется, улыбается, удивляется и т.д., а «зеркало» повторяет выразительные движения партнёра.

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: предоставление возможности каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

Описание

Это упражнение предусматривает совместное рисование детьми на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что захочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Источник