Межкультурные различия в социальном развитии ребенка

Межкультурные различия в социальном развитии ребенка thumbnail

Результаты исследования детства существенным образом определяются как избранной антропологом методологией исследования, так и конкретными объектами анализа — труд, обучение, игры, сенсомоторная активность в раннем детстве. Особое место в этнологии детства занимает изучение раннего детства и отношения ребенка к незнакомому.

В исследованиях детства активно используются социологические методы, прежде всего, опросы и интервью. В частности, на основе таких методов оказывается возможным исследование эмоциональных отношений родителей и детей. Большую известность получили исследования Р. П. Ронера и некоторых других ученых, которые провели анализ отношений между детьми и родителями в 186 обществах.

Р. П. Ронер подчеркивает: ““Теория родительского разрешения-запрещения” — это теория социализации, которая пытается объяснить и предсказать основные следствия родительского разрешения-запрещения для поведенческого, познавательного и эмоционального развития ребенка” [1].

В статье Р. П. и Е. К. Ронеров “Родительское разрешение — родительский контроль: кросс-культурные коды” (журнал “Этнолоджи”, 1981 г.) выделены четыре основных типа отношения к ребенку: 1) родительское понимание — теплое отношение и любовь; 2) родительские враждебность и агрессия; 3) родительские индифферентность и отрицание; 4) родительский контроль. По частоте применения эти типы делятся па четыре рубрики: редко (исключительно), иногда, часто, всегда (почти всегда). В свою очередь, родительский контроль подразделяется на: 1) отсутствие контроля; 2) слабый; 3) следящий; 4) ограничивающий автономию контроль.

После формализации все полученные данные сводят в таблицу, при этом отдельно исследуются отношения к детям отцов и матерей. Статья Ронеров дает представление о таком социопсихологическом подходе в изучении детства, в котором соединен метод конкретного исследования с попытками создания эмпирической теории, описывающей отдельный аспект развития детей в различных этнокультурных условиях [2].

Наиболее часто в межкультурном изучении этнопсихологический анализ детства осуществляется в соответствии с тремя типами психологической теории: 1) психологическим (когнитивистским), основанном на экспериментальных исследованиях и испытывающем влияние бихевиоризма;

2) психоаналитическим; 3) этологическим, который предусматривает тщательное исследование поведения детей в естественных ситуациях. Общая проблема этих подходов — вопрос о детерминантах детства, характерных для различных культур.

Ведущий предмет изучения психологического подхода — различные формы приобретенных навыков, умений ребенка и сам процесс научения. Основные направления такого исследования:

  • — изучение познавательной деятельности ребенка;
  • – межкультурный анализ способности к научению (в интеллектуальноабстрактной, предметно-наглядной и двигательно-стереотипной формах);
  • — исследования сенсомоторного развития детей различных этносов;
  • — анализ особенностей памяти, внимания и других психологических характеристик человека;
  • — анализ генезиса и формирования специфики восприятия ребенком действительности в различных этнокультурных общностях.

Наиболее известны исследования особенностей восприятия детьми цвета и звука, пространства (предпочтение определенных геометрических форм), сохраняющиеся и у взрослых. В процессе кросс-культурных исследований детства внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей, принадлежащих разным культурам.

Одним из первых этнопсихологических исследований было изучение способов ухода за ребенком и того влияния, которое они оказывают на формирование его личности. В 1970— 1980-х гг. на первый план выдвигалась проблема общения с ребенком, особенно раннего возраста, до овладения им членораздельной речью на основе исследования отношений “мать — ребенок”, “родители — ребенок”, “незнакомые — ребенок”, “ребенок — ребенок”.

Источник

arrowПредыдущая
СОДЕРЖАНИЕ
Следующая
arrow

2 Сравнительная-культурное изучение социализации

В современной этнопсихологических науке заметно активизировались сравнительно-культурные исследования. Г. Крайг установил, что культура, в условиях которой индивид живет и развивается, неодинаково влияет на его физическое не, интеллектуальное и социальное рост. Другие исследователи обратили внимание на существование таких культурных обычаев, которые могут замедлять или ускорить моторное развитие ребенка. По данным. Баттерворта и. Харриса, младенцы с определенных африканских племен начинают сидеть почти на полтора месяца раньше по сравнению с другими детьми. Свидетельством процесса социализации ребенка выступает появление у нее чувство при вьязаности до взрослого, является универсальным для различных культальтур.

Учеными обнаружены и определенные различия в развитии чувства привязанности ребенка к взрослому. По данным. Д. Мацумото, в. Японии матери очень редко оставляют ребенка одного или с другими людьми. Тем самым у детей и формируются сильное чувство зависимости и амбивалентна привязанность. В противоположность, в. Германии матери воспитывают самостоятельность и независимость в собственных детей, то есть предоставляется преимущество избегая привязи аностості.

В описанных выше и многих других концепциях привязанности было высказано мнение о том, что первичные отношения с одним человеком, преимущественно с матерью, которые отличаются интерактивным диалогом, играми и п повышенной чувствительностью, является лучшим фактором полноценного развития младенцев.

Однако во многих культурах придерживаются отличного от описанного ранее подхода относительно воспитания и развития детей. Так, кроме матери ребенка могут воспитывать и другие люди – отец, бабушки, старшие брат ты или сестры и т иін.

Влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка отражены в теории интеллектуального развития ребенка. Ж. Пиаже. В сравнительно-культурных исследованиях. Коула и. Скрибнер было экспериментально зафиксировано в динамические изменения в развитии познавательных операций у ребенка: порядок следования стадий интеллектуального развития является неизменным и не зависит от культурной принадлежности исследуемых. П. Дейсеном было вопр ено одинаковую последовательность в развитии понимания принципа сохранения детьми из европейских и неевропейских культур. П. Дейсен и. Д. Мацумото заметили значительные возрастные различия в интеллектуальном развитии детей из европейских и неевропейских культур частности дети из неевропейских культур значительно позже достигают стадии конкретных и формальных операций по сравнению с детьми из европейских культур (это е дставання находится в пределах от 3 до 5-6 лет6 років).

Читайте также:  Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребенка

межкультурные различия были зафиксированы и при изучении процесса решения задач разного типа и сравнение их результатов в исследуемых с уровнями интеллектуального развития, отв соответствуют середине каждой стадии этого развития. П. Дсйсен экспериментально установил наличие связи между познавательными навыками представителей какой-либо культуры и значимыми для этой культуры быт овыми навыками. В проведенном исследовании приняли участие дети из. Канады,. Австралии и. Африки. Представители охотничьих племен. Канады и. Австралии вынуждены совершать дальние переходы для поисков пищи и в н ‘связи хорошо ориентироваться в пространстве. Представители африканского племени баоул, в противовес, придерживаются оседлому образу жизни, их дети мало путешествуют. В результате проведенного эксперимента бу ло установлено, что с задачей, решение которой требовало достаточного уровня развития пространственных навыков, справились половина канадских детей семилетнего возраста, половина австралийских детей девьятирич ного возраста и африканских детей двенадцатилетнего возрастао віку.

Итак, культура предопределяет значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка

arrowПредыдущая
СОДЕРЖАНИЕ
Следующая
arrow

Источник

Добавлено: 15 октября 2019

М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2012.

В монографии рассматриваются ключевые направления и инновационные подходы в управлении человеческими ресурсами в контексте инновационного развития современных компаний. Особое внимание уделено исследованию сущности креативности и особенности управления креативными людьми, а также человеческому фактору интенсивного развития отечественной экономики. Инновационные технологии управления рассматриваются на примере успешных отечественных компаний (ЛУКОЙЛ, РУСАЛ, Сбербанк, МЭСИ).

Добавлено: 29 января 2013

Романова Т. В. Respectus Philologicus. 2007. № 11. С. 56-67.

Выявлены основные тенденции в развитии современной политической коммуникации.

Добавлено: 25 июля 2012

Булатова М. Е. В кн.: Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции, 2012. Иркутск: Репроцентр А1, 2012. С. 398-403.

В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.

Добавлено: 19 ноября 2012

Shabes V. Y., Troshchenkova E., Potapova T. M. et al. US-China Education Review A. 2012. Vol. 2. No. 1. P. 70-83.

В статье на основе данных, полученных в психолингвистических экспериментах в 2009-2010 гг. с русскими и шведскими студентами (проект на грант Шведского интститута) рассматривается структура нескольких комплексных ценностей («Гармония», «Свобода», «Демократия», «Толерантность» и «Патриотизм»), а также анализируется их внешняя системная организация с точки зрения как культурной специфики, так и гендерных особенностей. Доказывается, что ценностные концепты имеют иерархическую организацию разных уровней генерализованности от простых к более сложным ценностям, причем разные комплексные ценности внутри одной системы определенным образом пересекаются между собой.

Добавлено: 27 июня 2012

Гриднева Е. А. В кн.: Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации: Материалы Всерос. науч. конф.16-17 ноября 2010 г.. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. С. 86-90.

Фирменный стиль рассматривается как интегративное выражение корпоративной культуры компании,  особый ее язык. Он способствует отправлению корпоративной культурой двух ее важнейших функций – адаптации и интеграции, тем самым становясь специфической управленческой практикой современных компаний.

Добавлено: 4 июля 2012

Окольская Л. А. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 93-125.

Изложены результаты контент-анализа учебников для старшей ступени среднего образования по предметам социально-гуманитарного цикла. Использовалась типология ценностей Ш. Шварца, состоящая из двух ценностных осей: «сохранение — открытость изменениям» и «самоутверждение — забота о людях и природе». Установлена ценностная специализация разных предметов, проанализированы значения ценностных категорий, свойственные каждому предмету. Ценностные приоритеты учебной программы сопоставлены с данными массовых опросов о ценностях россиян.

Добавлено: 27 августа 2012

Lebedeva N., Bushina E., Cherkasova L. L. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2012. No. 10/SOC/2012.

Данное исследование посвящено изучению взаимосвязей ценностей, социального капитала и отношения к инновациям. Респонденты (1238 человек) участвовали в социально-психологическом опросе, в который вошли: методика ценностей Шварца SVS-57 [Schwartz, 1992], шкала, изучающая отношение к инновациям [Лебедева, Татарко, 2009], методика оценки социального капитала [Татарко, 2011]. В результате корреляционного анализа выявлена положительная взаимосвязь ценности открытости изменениям и позитивного отношения к инновациям. Также обнаружено, что компоненты социального капитала (доверие, толерантность, воспринимаемый социальный капитал) положительно взаимосвязаны с отношением к инновациям. Эмпирическая модель, полученная с помощью моделирования структурными уравнениями,  в целом подтверждает гипотезы исследования и позволяет утверждать о позитивном влиянии воспринимаемого социального капитала и ценности открытости изменениям на отношение к инновациям в России.

Читайте также:  Особенности развития первого месяца жизни ребенка

Добавлено: 5 июля 2012

М.: Институт психологии РАН, 2011.

Книга посвящена междисциплинарному изучению современных проблем психологии творчества. В авторский коллектив вошли известные российские и зарубежные исследователи. Рассмотрены различные уровни и аспекты творческого процесса: психофизиологический, психогенетический, эволюционный, когнитивные, личностно-мотивационный, средовой, социально-профессиональный, культурный, общесистемный.

Добавлено: 11 июня 2013

Под науч. редакцией: B. Michaela, S. Hannes, V. Sandra Вена: Praesens, 2010.

Книга описывает взаимосвязь между многоязычием и литературной продуктивностью.

Добавлено: 9 ноября 2012

Булатова М. Е., Стефанов А. К. В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г.. М.: Логос, 2012. С. 124-124.

Доклад посвящен исследованию взаимосвязи ценностей по Ш. Шварцу, мотивации и креативного поведения. Исследование, выборка которого составила 353 человека, средний возраст респондентов 21 год, показано, что креативное поведение взаимосвязано с мегаблоком ценностей Открытость изменениям, а также с Внутренней и Автономной мотивацией креативного подения. Также обнаружены значимые взаимосвязи на уровне индивидуальных ценностей.

Добавлено: 25 декабря 2012

This paper examines the impact of family income on the results of the Unified State Examination (the
USE) and university choice in Russia. We argue that, even under the USE, which was introduced
instead of high school exit exams and university-specific entrance exams, entrants from wealthy
households still have an advantage in terms of access to higher education, since income positively
affects USE scores through the channel of a higher level of investment in pre-entry coaching.
Moreover, richer households make more effective decisions about university. We have found positive
and significant relationships between the level of income and USE results for high school graduates,
with an equal achievement before coaching. We subsequently propose that students from the most
affluent households do invest more in additional types of preparation (pre-entry courses and individual
lessons with tutors), and those extra classes provide a higher return for children from this particular
income group. Finally, we show that holding the result of the USE equal, students with good and fair
marks from wealthy families are admitted to universities with higher average USE score than those
from poorer families. As a result, we can observe that income status is a factor that significantly
influences enrollment to university.

Добавлено: 28 августа 2012

Utochkin I. S. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2012. No. 2.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Добавлено: 3 июля 2012

Тенилова Т. Л. Юридическая техника. 2009. № 3. С. 309-316.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса “Юридической техники” соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Добавлено: 12 декабря 2012

Под науч. редакцией: М. А. Пильгун Вып. 12. М.: АПК и ППРО, 2012.

В сборнике представлены работы, выполненные в  рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими  вопросами организационной, профессиональной и межличностной  коммуникации.

Добавлено: 26 апреля 2012

Шапиро Н. А. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № 14. С. 27-29.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Читайте также:  Педагог его роль в развитии и воспитании ребенка

Добавлено: 22 марта 2013

Под науч. редакцией: З. М. Саралиева, А. А. Иудин Вып. 1. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2011.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Добавлено: 11 мая 2012

Успенская Е. А., Шмаль М. В. Альманах современной науки и образования. 2011. № 3(46). С. 171-181.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение  или работу в Германии.

Добавлено: 14 декабря 2012

Добавлено: 16 января 2019

Под науч. редакцией: Т. В. Соколова М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.

В сборнике представлены материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах», проводившейся в НИУ ВШЭ 10 апреля 2010 г. В ходе конференции обсуждались не только вопросы методики преподавания иностранных языков, но и раздичные инновации в сфере образования, возможность использования информационных технологий как в классе, так и для организации самостоятельной работы студентов. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с межкультурной (профессиональной) коммуникацией. Издание предназначено для специалистов-филологов, преподавателей иностранного языка, аспирантов.

Добавлено: 15 мая 2012

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Добавлено: 3 мая 2012

Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2002. № 01.

Добавлено: 26 марта 2013

Татарко А. Н. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 17. № 1. С. 47-55.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Добавлено: 12 сентября 2012

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Добавлено: 15 декабря 2012

Вып. 1. М.: Некоммерческая исследовательская служба «Среда», 2011.

Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.

Добавлено: 7 февраля 2013

Под науч. редакцией: А. Михайлов Вып. 14. М.: Социологический факультет МГУ, 2012.

Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара “Математическое моделирование социальных процессов” им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.

Добавлено: 14 марта 2013

Скиперских А. В. Свободная мысль. 2005. № 8. С. 119-203.

Добавлено: 28 октября 2014

Тулякова И. И., Бочкарева Н. С. Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3(1). С. 150-154.

Добавлено: 11 декабря 2014

Источник