Международные стандарты развития ребенка дошкольного возраста
РОДИТЕЛЯМ О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
Уважаемые родители!
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. С 1 января 2014 года мы с вами взаимодействуем, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт)!
Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу. Исходя их этого, Стандарт определяет цели и задачи.
Цели: повышение социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.
Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.
Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:
– консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
– информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;
– обеспечить открытость дошкольного образования;
– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
– создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.
– обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?
Стандарт – это совокупность обязательных требований:
– к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,
– к условиям реализации образовательной программы,
– к результатам освоения образовательной программы,
На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детские сады работают по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы для утверждения. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:
– социально- коммуникативное развитие,
– познавательное развитие,
– речевое развитие,
– художественно- эстетическое развитие,
– физическое развитие.
Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.
Стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
Требования к психолого – педагогическим условиям следующие:
– уважение к человеческому достоинству детей,
– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
– поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;
– поддержка инициативы и самостоятельности детей,
– защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Требования к материально – техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно – методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.
Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.
Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.
Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.
Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Характеристики целевых ориентиров:
– инициативность и самостоятельность ребенка,
– уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,
– активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
– способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,
– способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
В стандарте определены принципы, из которых самый важный – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не на обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка – дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
– И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Источник
Конференция для педагогического и родительского сообщества
«Обсуждение механизма внедрения ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций».
Доклад по теме
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства».
Составлен
старшим воспитателя МБДОУ
детского сада №29 «Полянка» г. Павлово
Л.В. Шанц.
Декабрь, 2013год
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства.
С 1 сентября 2013 года система образования в Российской Федерации живет в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – является полноценным уровнем непрерывного общего образования.
Это событие знаковое: именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Логичным продолжением, такого решения является принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования велась с 30 января 2013 года.
В состав рабочей группы разработчиков входили представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Группу возглавил Александр Григорьевич Асмолов – директор Федерального института развития образования, советник Министра образования и науки РФ, академик Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор.
17 октября 2013года вышел Приказ Министерства и Науки РФ №1155 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”. Признаются утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299);
- от 20 июля 2011 г. № 2151 “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
По словам А.Г. Асмолова, ФГОС обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Самоценность детства – рассматривается как период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду, как мы раньше рассматривали: подготовки к школе. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку». При этом работа по обеспечению равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу заключается не столько в целенаправленной подготовке к школьному обучению дошкольников 6–7 лет, сколько в создании условий для общего развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, одним из результатов которого является полноценная готовность к школе. Это предполагает доступность для всех детей от 2месяцев до 8 лет качественного дошкольного образования вне зависимости от социального статуса семей и территории проживания.
В первой главе «Общие положения» ФГОС определено, что главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Именно здесь формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Отсюда и одна из важнейших задач дошкольного образования — введение ребенка в мир культуры, приобщения к окружающему социальному миру: семьи, общества, государства, социокультурным ценностям нашего народа.
Согласно стандарту, педагог должен учитывать индивидуальные и личностные особенности ребенка и выстраивать для него индивидуальный вектор развития, то есть найти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых он поможет ребенку развиться, открыть какие-то его способности, преодолеть проблемы, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.
Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
С выходом стандартов дошкольного образования детские сады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы с разной продолжительностью пребывания детей в организации, для Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет.
ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента требований:
- К структуре Программы и ее объему.
- К условиям реализации Программы.
- К результатам освоения Программы.
Структура образовательной программы ДОУ включает описание соотношений части обязательного образовательного минимума – 60% и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений -40%.
В данное время авторами комплексных программ, в соответствии с ФГОС создаются примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые они определяются как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программы обучения детей. Содержание этих примерных программ будет учитываться дошкольным учреждением при разработке своей образовательной программы в обязательной ее части, которая и составит 60% Программы. В части Программы формируемой детским садом – это 40%, Стандарт ориентирует на выбор тех развивающих технологий, методик, парциальных образовательных программ или разработку самостоятельных авторских, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива (в познавательном, художественно–эстетическом, физическом, социальном развитии), включая коррекционную работу или инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Игра – основный вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому многие методики и технологии сейчас пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой и осуществляться в основных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная.
Каждым дошкольным учреждением в образовательной программе будет разработан Дополнительный раздел Программы, который будет являться краткой её презентацией. Краткая презентация Программы будет ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В третьем разделе ФГОС дошкольного образования «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» даны ориентиры обеспечивающие эффективность ее реализации и качество работы с детьми. Это требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям , а также к развивающей предметно-пространственной среде, в которых должна реализовываться программа образования ДОУ.
Новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях «разнообразия детства», и основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Любой стандарт предполагает какой-то результат. Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем?, почему?, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т.п.)
Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС, директор федерального государственного научного учреждения «Института психологических проблем детства» Российской академии образования, кандидат педагогических наук говорит: “Стандарт дошкольного образования нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств. На то, чтобы ребенок стал добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему в том числе и к природе, чтобы ребенок мог общаться со своими друзьями и в том числе с окружающими его взрослыми.” Стандарт дошкольного образования, в отличие от других, не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
“Стандарт не нацеливает детей и взрослого на получение какого-то жесткого результата. Мы сейчас говорим о проживании ребенком детства как этапа его развития. Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет”, — добавила Волосовец. Стандарт дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.
ФГОС дошкольного образования вводится поэтапно до 2016 года. Этого времени достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей.
Автор Стандартов А.Г. Асмолов говорит «Стандарт писался достаточно сложно. Обычно такие документы излагают сухим канцелярским языком. На этот раз мы старались писать по-другому – понятнее и четче. Чтобы прочесть его смог не только чиновник, но и родители».
На сегодняшний день, главными задачами, для педагогического и родительского сообщества, становится изучение Стандарта дошкольного образования, создание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС, предоставление родителям возможности ознакомится с Программой для дальнейшего совместного обсуждения вопросов, связанных с её реализацией.
Таким образом, хочется подвести итог и сделать следующий вывод: Стандарт указывает на то, что – пребывание в детском саду обеспечивает всестороннее личностное развитие ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Источник