Международная программа развития ребенка icdp
Международный центр International Child Development Programme (ICDP) зарегистрирован в Норвегии как благотворительная организация. Центр объединяет специалистов в области раннего развития детей и главной целью своей деятельности ставит повышение качества заботы о детях, входящих в группу риска.
ICDP распространена более чем в 40 странах. Это такие страны, как: Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Румыния, Молдова, Россия, Япония, США, Кыргызстан, Украина, Китай, Непал, Македония, Босния, Португалия, Англия, Италия, Палестина, Ямайка, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Парагвай, Эквадор, Перу, Уругвай, Сальвадор, Гватемала, Ангола, Эфиопия, Конго, Мозамбик, Зимбабве, Лесото, ЮАР, Индонезия, Шри-Ланка, Австралия и др.
Главный девиз программы: хочешь помочь ребенку – помоги взрослому, который о нем заботится.
Направление работы
ICDP реализует свои собственные проекты лишь в незначительной степени. Главное направление деятельности состоит в сотрудничестве с международными организациями, местными неправительственными организациями или частными лицами, которые уже осуществляют свою деятельность. Сотрудники ICDP проводят занятия для специалистов, работающих с семьей и детьми с целью повысить их компетенцию в области воспитания, развития и обучения детей.
Кроме проведения учебных курсов, специалисты ICDP наблюдают за реализацией проекта, оказывают необходимую информационную, психологическую и образовательную поддержку.
История создания
International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка) начала свое существование в 1985 году. Первое время над программой работала небольшая группа специалистов, которую возглавляли Karsten Hundeide и Henning Rye. Группа поддерживала контакты с университетами в Осло и Бергене. Велась активная подготовительная работа. Идея заключалась в том, чтобы на основе научных исследований и экспериментов разработать программу раннего вмешательства.
После того, как в 1986 году были установлены контакты с профессором Университета Бар План в Израиле Пниной Клейн началась работа с программой MISC – More Intelligent Sensitive Child (Более умный чувствительный ребенок). В MISC основной акцент был сделан на интеллектуальном развитии ребенка. Эмоциональной стороне жизни придавалось мало значения. Кроме того в More Intelligent Sensitive Child не учитывались культурные особенности воспитания детей, которые уже существовали в каждой отдельной стране. Эти недостатки сильно снижали эффективность программы.
Авторы продолжали поиск. Они стремились разработать такую программу, в которой стала бы возможной активация позитивных идеалов и навыков воспитания уже существующих в семье и обществе, в которых ребенку предстоит расти и развиваться.
Так появилась ICDP – International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка). Главный акцент был сделан на развитии позитивного диалога и повышении качества взаимодействия между взрослыми и детьми. Была разработана программа поддержки и помощи взрослым, которые заботятся о детях. Программа показала свою эффективность и результативность. Была сформирована международная команда и в 1992 году в Норвегии, в Осло, была зарегистрирована благотворительная организация.
Возглавил организацию Карстен Хундаиде. Основным спонсором всех проектов ICDP с самого начала был Маркус Хофф Берге. В сентябре 2011 года Карстен Хундаиде умер.
Новым председателем International Child Development Programme избрали Николетту Армстронг. Она была одним из учредителей ICDP, являлась членом правления организации. Николетта с самого начала принимала активное участие во многих видах деятельности организации. Совместно с Карстен Хундаиде она занималась организационной и рекламной работой, разрабатывала дидактические и мониторинговые материалы.
На фото Karsten Hundeide, Henning Rye и Nicoletta Armstrong
В 1993 году International Child Development Programme была представлена в Отделе по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве. ВОЗ признала ICDP как программу, эффективно работающую в области психического здоровья. Руководство ICDP было опубликовано в качестве документа Всемирной организации здравоохранения. В это же время было налажено тесное сотрудничество с ЮНИСЕФ.
Основные черты International Child Development Programme
1. Программа не навязывает готовых формул извне. Она работает внутри уже существующих индивидуальных и культурных концепций.
2. Руководящие принципы программы являются универсальными и подходят для любой системы воспитания детей.
3. ICDP опирается на положительные моменты в существующей повседневной практике.
4. Подход ICDP облегчает и активизирует самоинициированные процессы, которые развивают и закрепляют уверенность в себе.
Достоинства ICDP:
Простота. Программа основана на простых принципах, которые легко понять каждому человеку.
Акцент на действии. Мы можем думать о своих знаниях и способностях что угодно, но если не получается, значит не умеем. Поэтому в программе мы делаем акцент на обучении через практику.
Универсальность. Несмотря на то, что изначально программа предназначалась для детей раннего возраста, оказалось что принципы, заложенные в основе этой программы, прекрасно подходят и для всех остальных возрастов, включая взрослых людей.
Одно из важных достоинств программы ICDP – гибкость. Программа допускает адаптацию к местным особенностям работы при условии сохранения базовых принципов и основного курса ICDP. Таким образом, программу можно адаптировать к особенностям работы в отдельных организациях, социальных центрах и т.д. Ее также можно адаптировать к особенностям работы с конкретной категорией населения.
Программа направлена на работу в трех направлениях:
– с родителями;
– с детьми;
– со специалистами.
Наиболее важные компоненты ICDP:
1. Восприятие ребенка воспитателем.
2. Три диалога и восемь принципов положительного взаимодействия с ребенком.
3. Семь принципов развития чувствительности у родителей.
4. Принципы применения.
ICDP может быть полезна:
Для индивидуальной работы с ребенком. Использование 8 принципов положительного взаимодействия позитивно влияет на результат.
Для семейного консультирования. В программе предусмотрены критерии, по которым можно определить сильные и слабые стороны взаимодействия между родителями и детьми.
Для индивидуальных консультаций родителей. Программа позволяет проще доносить до родителей информацию, способствующую улучшению взаимоотношений с ребенком.
Кроме того ICDP:
Способствует тому, что между родителями и детьми выстраиваются доверительные отношения.
Помогает снизить тревожность и агрессию у детей.
Эффективна в тех случаях, когда противопоказана психотерапия. Отличительные принципы программы – позитивное подкрепление, активация позитивного родительского опыта и повышение чувствительности по отношению к ребенку.
Эффективна и в индивидуальной, и в групповой работе.
Основные цели программы ICDP:
Воздействие на положительный опыт взрослого по отношению к ребенку таким образом, что взрослый будет способен присоединиться и «чувствовать» ребенка, ощущать его состояние и потребности и на основе этого приспосабливать свои действия по заботе о ребенке к его потребностям и инициативам.
Способствовать чувствительному эмоциональному выразительному общению и взаимодействию между родителем и ребенком, которое может приводить к позитивным эмоциональным и развивающим отношениям.
Способствовать обогащающему, стимулирующему взаимодействию между родителем и ребенком, которое бы расширяло и направляло опыт ребенка и его действия по отношению к окружающему миру.
Акцент делается на основных и критических аспектах хорошего взаимодействия, таких как:
– внимание и способность распознать эмоциональные сигналы ребенка;
– рефлексия и расширение опыта ребенка;
– похвала;
– поддержка способности ребенка регулировать, планировать и контролировать свое поведение.
Источник
От автора: Краткая информация о Международной программе развития ребенка. Тезисы конференции “Перспективные вопросы мировой науки” (г. София). Тезисы выступления на тему: “Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимоотношений между родителями и детьми”.
Мои тезисы в материалах конференции
“Перспективные вопросы мировой науки”
(г. София)
Тема:
“Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимоотношений между родителями и детьми”
Оригинал: украинский язык. Скачать оригинал можно по ссылке в конце публикации.
Перевод: русский язык
Сначала идет перевод на русский язык, затем оригинальный текст на украинском языке
Перевод на русский язык
Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимодействия между родителями и детьми
Качественные взаимоотношения между родителями и детьми являются важным условием как эффективного воспитания, так и полноценного развития ребенка. Они способствуют его интеллектуальному, социальному, эмоциональному развитию, стимулируют раскрытие творческого потенциала, оказывают влияние на формирование личности. Поэтому тема улучшения детско-родительских отношений все чаще становится предметом современных теоретических и практических исследований.
В настоящее время разработано много программ оптимизации отношений между родителями и детьми. Одни из них используют инструктивный подход, другие – фасилитативний.
В программах с инструктивным подходом родителям предлагаются готовые образцы поведения, которые они могут использовать в своем общении с ребенком. Фасилитативний подход направлен на создание таких условий, в которых появляется возможность научиться принимать решения и осуществлять действия, максимально способствующие выполнению задач, направленных на обучение и развитие ребенка. [3]
Международная программа развития ребенка (International Child Development Programme, сокращенно ICDP) использует именно фасилитативний подход и направлена на оптимизацию детско-родительских отношений. ICDP основана на восьми принципах качественного взаимодействия с ребенком. Эти принципы объединены в три диалога – эмоциональный, посреднический и регулятивный. Эмоциональный диалог направлен на оптимизацию эмоциональной составляющей детско-родительских отношений и объединяет четыре принципа: любовь, следование инициативе, эмоциональную беседу и похвалу. Посреднический диалог направлен на оптимизацию передачи знаний и опыта и объединяет три принципа: концентрация внимания, придавание значения и расширение опыта ребенка. Основная цель регулятивного диалога состоит в том, чтобы научить ребенка контролировать себя во взаимодействии с окружающим миром и состоит из одного принципа: регуляция. [2]
Программа разработана для передачи смысла этих принципов родителям в доступной форме, с использованием практических примеров их собственного взаимодействия с детьми и дальнейшего обсуждения этого опыта в группах. Важно, что ICDP не ограничивается только определением принципов взаимодействия, а, также, направлена на повышение чувствительности родителей к детям и мотивацию участников к получению практических навыков общения с учетом возраста ребенка. [1]
На ранних стадиях взаимодействия матери с ее ребенком подчеркивается важность в эмоциональной отзывчивости, взаимодействия лицом к лицу, в тактильном контакте. Это значит, что родители тренируются видеть и понимать выражение лица, жесты, язык тела, голос ребенка. Ведь это важное условие понимания чувств и намерений ребенка еще до того, как он выразит их с помощью слов. [1]
Для того, чтобы родители более эффективно сопровождали ребенка на этапах взросления, их стимулируют к развитию способностей, направленных на поддержку инициативы ребенка, принятие и признание его опыта, на обучение и объяснение того, что происходит в его жизни. Такая поддержка дает возможность детям постепенно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в окружающем мире.
К важным составляющим ICDP относят позитивное восприятие ребенка и отношение к нему, как к личности с потенциалом для развития и обучения. Акцент в программе сделан на готовности родителей к восприятию и принятию потребностей ребенка в любви, признании, уважении, понимании. Из актов взаимодействия исключаются такие вещи, как недооценка, унижение, неприятие, равнодушие, непонимание. [2] Вместо этого предлагается эмпатическое единство. Важность эмпатического единства состоит в том, что оно помогает родителям увидеть потребности, удовлетворение или страдания ребенка таким образом, как они сами чувствовали бы их в подобных ситуациях. Это способствует тому, что взрослый начинает сочувствовать и разделять тяготы и радости ребенка. [2]
К важнейшей составляющей в работе с родителями относят: повышении чувствительности родителей к ребенку, создание чувства доверия, уверенности в своих способностях в воспитании детей. Для этого в программе есть методы исследования того, как родители воспринимают своих детей и методы диагностики восприятия родителями себя в роли воспитателей.
С помощью эффективного сопровождения, обмена мнениями, «положительной обратной связи», указаний только на положительные аспекты взаимодействия родителей и детей ICDP стимулирует проявление способностей родителей к воспитанию. Программа концентрируется на таких аспектах воспитания, которые создают условия гармоничного развития ребенка . С помощью техник и упражнений в ICDP созданы условия, в которых актуализируется уже существующий у родителей позитивный опыт воспитания детей.
Также в Международной программе развития ребенка много внимания уделяется действиям педагога в момент оказания помощи родителям в вопросах улучшения их взаимоотношений с детьми. Обращается внимание на способность педагога осуществлять эту деятельность и дальнейшее сопровождение.
С целью повышения результативности действий педагога программа предлагает семь принципов развития чувствительности. Принципы направлены на поддержку деятельности и повышение уровня самосознания родителей [2].
Литература
- Хундейде, К. Восемь принципов хорошего диалога: ПрограммаICDPдля помощи родителям / К. Хундейде; Пер. с англ. М. Никоновой. – СПБ.: ИРАВ, 1999. – 12 с.
- Хундейде, К. Направляемый диалог: Пособие для программы ICDPпоразвитию чувствительности / К. Хундейде; Пер. с норв. М. Никоновой. – СПб.: ИРАВ, 1999. – 117 с.
- Isaeva O. M., Vilkova E.N. Early psycho-social intervention program WHO/ICDP as an effective optimization method for child-parental relationships / Prosedia – Social and behavioral Sciences Vol. 233: Fifth Annual International Conference “Early childhood Care and Education”, 12-14 may 2016, Moscow, Russia, ELSEVIER, 2016. P. 423 – 427
Оригинал на украинском языке
Міжнародна програма розвитку дитини, як засіб поліпшення якості взаємодії між батьками і дітьми
Якісні взаємостосунки між батьками та дітьми є важливою умовою ефективного виховання та повноцінного розвитку дитини. Вони сприяють її інтелектуальному, соціальному, емоційному розвитку, призводять до розкриття творчого потенціалу, впливають на формування особистості. Тому тема оптимізації дитячо-батьківських стосунків все частіше стає предметом сучасних теоретичних та практичних наукових досліджень.
Розроблено багато програм оптимізації стосунків між батьками та дітьми. В деяких з них використано інструктивний підхід, в інших – фасилітативний. В програмах з інструктивним підходом батькам пропонуються готові зразки поведінки, які вони можуть використовувати під час спілкування з дитиною. Фасилітативний підхід спрямовано на створення умов, при яких батьки мають можливість навчитись приймати такі рішення та здійснювати такі дії, які будуть максимально сприяти виконанню завдань з навчання та розвитку дитини.[3]
Міжнародна програма розвитку дитини (International Child Development Programme, скорочена назва ICDP) використовує саме фасилітативний підхід та спрямована на оптимізацію дитячо-батьківських стосунків. Вона заснована на восьми принципах якісної взаємодії з дитиною. Ці принципи об’єднані в три діалоги – емоційний, посередницький та регулятивний. Емоційний діалог спрямовано на оптимізацію емоційної складової дитячо-батьківської взаємодії та об’єднує чотири принципи: любов, слідування ініціативі, емоційна бесіда та похвала. Посередницький діалог спрямовано на оптимізацію передачі знать та досвіду та об’єднує три принципи: концентрація уваги, надання значення та сенсу, розширення досвіду дитини. Регулятивний діалог спрямовано на те, щоб навчити дитину контролювати себе у взаємодії з навколишнім світом та складається з одного принципу: регуляція.[2]
Програма розроблена для передачі сенсу цих принципів батькам у доступній формі, із застосуванням практичних прикладів з їх власної взаємодії і подальшого обговорення цього досвіду в групах. Важливо, що програма не обмежується тільки визначенням принципів взаємодії з дітьми, а спрямована на підвищення чутливості батьків до дітей та мотивацію учасників до отримання практичних навиків взаємодії з урахуванням віку дитини. [1]
На ранніх стадіях взаємодії між матір’ю та її дитиною підкреслюється потреба в емоційній чуйності, спілкуванні з допомогою взаємодії віч-на-віч, в тактильному контакті. Це означає, що ми тренуємося бачити і розуміти вираз обличчя, жести, мову тіла, голос дитини. Це є важливою умовою для розуміння почуттів та намірів дитини ще до того, як вона висловить їх на словах. [1]
З метою ефективного супроводу дитини на етапах дорослішання батьків заохочують розвивати в собі здатності, які спрямовані на підтримку ініціативи дитини, на прийняття та підтримку її досвіду, навчання та пояснення того, що відбувається в її житті. Така підтримка дає можливість дитині поступово розвивати в собі знання, необхідні для адаптації до потреб навколишнього світу.
Важливою умовою програми є позитивне сприйняття дитини. Ставлення до неї, як до особистості з потенціалом для розвитку та навчання. Наголос ставиться на готовність батьків то сприйняття потреб дитини в любові, визнанні, повазі, розумінні тощо. Це означає що батьки розвивають здатність ставитися до дитини належним чином. Мається на увазі виключення з актів взаємодії таких речей, як недооцінювання, приниження, неприйняття, байдужість, нерозуміння. [2] Замість цього пропонується емпатична єдність. Емпатична єдність дуже важлива, так як дозволяє дорослим бачити потреби, задоволення або страждання дитини так, як вони самі відчували б їх в подібних ситуаціях. Завдяки цьому людина починає співчувати і розділяти тяготи і радості дитини. [2]
Найважливішою складовою роботи з батьками є такі напрямки, як підвищенні чутливості батьків до дитини та створення почуття довіри і впевненості у них до своїх власних здібностей у вихованні дітей. Для цього в програмі є методи з’ясування картини сприйняття батьками своїх дітей та методи з’ясування того, як вони бачать та сприймають себе в ролі вихователів.
За допомогою ефективного супроводу, обміну думками, «позитивного зворотного зв’язку», вказівок тільки на позитивні аспекти взаємодії батьків з дитиною програма сприяє реалізації власної здатності батьків до виховання та концентрується на тих аспектах практики виховання, які є істотними для створення умов гармонійного розвитку дитини. Завдяки створенню умов для залучення батьків до вправ і видів діяльності, які засновані на їх власному досвіді, програма сприяє позитивним змінам в практиці виховання, фундаментом для яких є вже наявний та самостійно досягнутий батьками досвід.
Також міжнародна програма розвитку дитини приділяє значну увагу тому, як під час надання допомоги батькам з питань поліпшення їх взаємин з дитиною поводиться сам педагог. Як він підтримує діяльність та здійснює супровід. З метою підвищення дій педагога програма пропонує сім принципів розвитку чутливості, які роблять акцент на підтримці діяльності та самосвідомості батьків. [2]
Література
- Хундейде, К. Восемь принципов хорошего диалога: ПрограммаICDPдля помощи родителям / К. Хундейде; Пер. с англ. М. Никоновой. – СПБ.: ИРАВ, 1999. – 12 с.
- Хундейде, К. Направляемый диалог: Пособие для программы ICDPпоразвитию чувствительности / К. Хундейде; Пер. с норв. М. Никоновой. – СПб.: ИРАВ, 1999. – 117 с.
- Isaeva O. M., Vilkova E.N. Early psycho-social intervention program WHO/ICDP as an effective optimization method for child-parental relationships / Prosedia – Social and behavioral Sciences Vol. 233: Fifth Annual International Conference “Early childhood Care and Education”, 12-14 may 2016, Moscow, Russia, ELSEVIER, 2016. P. 423 – 427
Скачать оригинал можно здесь – “Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимоотношений между родителями и детьми”
Источник