Методы социально коммуникативного развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка»

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Воспитатель: Догдишева Д.Т.

г.Новый Уренгой, 2020г.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи – развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте – обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Формы работы в рамках развивающегообучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

1)Развитие игровой деятельности

– Сюжетно-ролевые   игры;

– Подвижные игры;

– Театрализованные   игры;

– Дидактические   игры;

– Занятия;

– Экскурсии, наблюдения;

– Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

– Досуги, праздники, народные  игры;

– Самостоятельная деятельность  дошкольников;

– Продуктивная деятельность;

– Труд в природе;

– Экспериментирование;

– Конструирование;

– Наблюдение.

2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми:

– Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  театрализованные постановки;

– Индивидуальная работа во время утреннего приема;

– Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

– Дежурство;

– Самообслуживание;

Виды деятельности позволяющие  реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников

(Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Продуктивная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным по

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Метод проектов

– Поисковые, экспериментальные, исследовательские методы

– Технология ТРИЗ

– Беседа, этическая беседа

– Рассматривание иллюстраций

-Все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, от лица героя, по картинке, и т.д.)

– Трудовая деятельность

– Продуктивная деятельность

Читайте также:  Мой ребенок отстает в развитии ему 4 года форум

-Игровая

-Чтение и обсуждение художественной литературы

-Досуговая (конкурсная, познавательная, спортивная).

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

– Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты.

– Привлечение родителей к участию в детском празднике.

– Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

– Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

– Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

– Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

Источник

Консультация для педагогов по теме:

«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

 Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Целевыми ориентирами по ФГОС стали:

– Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

– Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

– Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:

1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

  • Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
  • Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4) Формирование основ безопасности

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

Читайте также:  Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка

В среднем дошкольном возрасте задачи – развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте – обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

1) Методы формирования социального повeдения:

– Упрaжнения;

– Поручeние;

– Требoвание;

– Вoспитывающие ситуации.

2) Методы формирования социального сознания:

– Объяснeние;

– Уговор;

– Внушение;

– Просьба;

– Этическая беседа;

– Пример.

3) Методы стимулиpoования:

– Поощрение;

– Соревнoвание;

– Одoбрение;

– Награждение.

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1)Развитие игровой деятельности

– Сюжетно-ролевые   игры;

– Подвижные игры;

– Театрализованные   игры;

– Дидактические   игры;

– Занятия;

– Экскурсии, наблюдения;

– Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

– Досуги, праздники, народные  игры;

– Самостоятельная деятельность  дошкольников;

– Изобразительная деятельность;

– Труд в природе;

– Экспериментирование;

– Конструирование;

– Наблюдение.

2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми

– Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;

– Индивидуальная работа во время утреннего приема;

– Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

– Дежурство;

– Самообслуживание;

– Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);

– Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры;  сюжетно – ролевые игры, подвижные игры;   театрализованные игры;

– Продуктивная деятельность.

3)   Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:

образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).

– Викторины;

– КВН;

– Познавательные досуги, тематические   досуги, чтение, рассказ, экскурсия;

– Тематические досуги;

– Создание коллекций;

– Проектная деятельность;

– Исследовательская   деятельность;

– Сюжетно – ролевая игра;

– Дидактическая игра;

– Настольно-печатные игры;

– Продуктивная деятельность, дежурство.

4) Формирование патриотических   чувств

– Познавательные беседы;

– Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение,   творческие задания, видеофильмы;

– Дидактическая игра;

– Наблюдение;

– Упражнение;

– Рассматривание иллюстраций;

– Изобразительная деятельность.

5)  Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:

старшая   подготовительная к школе группа

– Познавательные викторины, КВН, конструирование,   моделирование, чтение;

– Объяснение;

– Напоминание;

– Наблюдение;

– Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность,   театрализация.

6) Формирование основ   собственной безопасности:

ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и  улица.

– Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание,  упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;

– Продуктивная деятельность;

– Целевые прогулки, рассказы;

– Дидактические и настольно-печатные игры;

– Сюжетно-ролевые игры;

– Минутка безопасности;

– Показ;

– Объяснения;

– Обучения;

– Напоминание;

– Рассматривание иллюстраций,

– Творческие задания.

7) Развитие трудовой   деятельности

7.1.Самообслуживание

– Чтение художественной литературы, поручения, игровые   ситуации, досуг

– Объяснение, обучение, напоминание,

– Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.

– Рассматривание иллюстраций

7.2. Хозяйственно – бытовой   труд

– Обучение коллективный труд, поручения,

– Дидактические   игры,

– Продуктивная деятельность,

– Экскурсии.

– Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения,   участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте   атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола,   самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для   занятий, убирать их.

Читайте также:  Семья ребенка с проблемами в развитии курсовая

Творческие задания, дежурство, задания, поручения.

7.3. Труд и природа

– Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа,   чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов,   целевые прогулки.

– Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в   уголке природы,

– Дидактические и развивающие игры,

– Трудовые поручения, участие   в совместной работе со взрослым в уходе за растениями  уголка   природы,

– Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,  

– Тематические досуги

7.4. Ручной труд

– Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная   деятельность

– Показ, объяснение, обучение, напоминание,

– Дидактические и развивающие игры,

– Трудовые поручения,

– Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей,   подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное   планирование трудовой деятельности,

– Продуктивная   деятельность,

– Работа с природным материалом, бумагой, тканью,

– Игры и игрушки своими руками.

7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых

– Экскурсии, наблюдения;

– Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;

– Рассказы, чтение,  рассматривание иллюстраций, просмотр видео;

– Обучение;

– Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;

– Практическая   деятельность.

Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:

– игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);

– тренинговые упражнения;

– беседа;

– наблюдение;

– педагогическая  ситуация;

– слушание музыки;

– рисование;

– релаксационная  гимнастика;

– чтение художественных произведений с последующим анализом.

А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:

– игротерапия;

– арт-терапия;

– тренинговые упражнения;

– психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

– Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с   семьей.

– Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

– Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

– Распространение инновационных подходов к   воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.

– Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

– Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

– Изучение и анализ детско-родительских отношений   с целью оказания помощи детям.

–  Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

– Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

– Повышение правовой культуры родителей.

– Консультативные часы для родителей по вопросам  предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.

– Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

– Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый  добрый? За что ты себя любишь? и др.).

Вывод:

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И  только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.

Список литературы:

1.        Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.

2.        Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.

3.        Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста.  М., 2007.

4.        Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.

5.        Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.

6.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

7.        Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201

Источник