Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии ребенка
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые можно использовать в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
К ним можно добавить:
чтение книг совместно с ребенком;
выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Этописьменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями – предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД и т.д.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.
Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
Психолого- педагогическое просвещение.
Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).
Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
Личные беседы с родителями.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.
Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях.
Заключение.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление вашей деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых родители влияют на сознание и поведение детей, средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:
Слово;
Родительский авторитет;
Учение;
Природа;
Домашний быт;
Национальные обычаи;
Традиции;
Общественное мнение;
Духовный и моральный климат семьи;
Режим дня;
Литература;
Спорт;
Праздники.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заборьевская средняя школа»
муниципального образования –Рязанский муниципальный район
Рязанской области
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии ребенка.
Подготовила:
учитель начальных классов
Бочкарева С. В.
2016
Источник
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии ребёнка
Выполнила учитель географии
Салова Анна Макаровна
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
г. Балаково Саратовской области
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с методами семейного воспитания, влияющими на развитие ребенка.
- Побудить родителей к размышлениям об эффективности методов воспитания в их семье.
- Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Эпиграф
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский
Педагогическая задача
«Саша плохо учился в школе, слыл нарушителем дисциплины, находился под влиянием “дурной компании”. Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик – обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни причем: “Пусть там за ним следят педагоги”. И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том, что она упустила мальчика, недосмотрела.»
Вопросы для обсуждения
- Согласны ли вы с позицией родителей Саши?
- Какова роль семьи в нравственном воспитании ребенка?
- Какова роль школы в воспитании ребенка?
- От чего зависит успех в воспитании?
Результаты обсуждения
- Школа может только помочь ребёнку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности.
- Основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте.
- От родителей зависит, какие правила, он примет для себя.
- Родителям необходимо понимать, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким человеком он станет.
Методы семейного воспитания – способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Методы семейного воспитания – способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов воспитания зависит :
- от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
- от отношений в семье и образа жизни;
- от числа детей в семье;
- от родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
- от личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
- от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки, способов организации жизнедеятельности;
- от опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов.
Убеждение –главный метод в воспитании
- В основе убеждения лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы родители умели разговаривать с сыном или дочерью.
- Приемы убеждения:
совет, просьба,
замечание, поучение,
запрет, внушение,
инструкция, реплика,
аргументация и т.д.
Условия, которые способствуют эффективности беседы родителей со своими детьми:
- не говорить с детьми только тогда, когда это удобно взрослым, не обращая внимание на то, что дети чем-то заняты;
- если ребенок проявляет желание поговорить с родителями, надо поддержать его, найти слова, которые поощряют откровенный разговор, отнестись с уважением к делам ребенка, но не ограничиваться только обсуждением школьных оценок;
- учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, избегать высказываний о способностях и характере маленького человека;
- доступно и обоснованно объяснять свою позицию, признавать возможность существования другой точки зрения;
- проявлять такт, избегать диктаторского тона, окриков;
- не превращать беседу в повторение общих фраз, в поучительные монологи, не терять равновесия, когда ребенок упорно стоит на своем.
Чтобы беседа была полезной, родители должны уметь слушать и слышать собственное дитя.
Требование
Прямое требование, обращенное непосредственно к ребенку (“Делай только так”):
- поручение (“Будешь поливать цветы”);
- предупреждение (“Ты слишком много времени проводишь за компьютером”);
- распоряжение (“Положи на место свои игрушки”);
- приказ (“Просто выполни эту работу”);
- указание (” Ты грубо разговаривал с бабушкой “);
- запрет (” Я запрещаю тебе смотреть телевизор “) и др.
- наглядный пример (“Посмотри, как сделала мама”);
- пожелание (“Хотелось бы, чтобы ты был более внимателен к нам”);
- совет (“Советую тебе почитать эту книгу”);
- просьба (“Помоги мне, пожалуйста, навести порядок в квартире “) и др.
Опосредованные, косвенные требования, если цель воздействия на ребенка завуалирована, а в качестве стимула могут использоваться переживания и чувства ребенка:
Условия эффективного выполнения требования:
- учитываются возрастные особенности детей (младшему школьнику предъявляется не более двух требований, причем в прямой форме), их индивидуальные психофизиологические особенности (одному достаточно напомнить, другому необходимо выразить требование в категоричной форме);
- объясняется смысл требований, особенно при запрещении определенных действий;
- требование не смешивается с мелочной опекой, с постоянными запретами;
- сохраняется единство и последовательность в предъявлении требований со стороны всех членов семьи;
- используются разнообразные приемы требования;
- требование выражается тактично, в спокойном, доброжелательном тоне.
Упражнение
- Воспитательное воздействие упражнений основано на повторении действий или поступков. Только постоянные упражнения в сочетании с требованием, контролем со стороны родителей могут привести к формированию у детей положительных привычек.
- Привычки имеют большое значение в жизни личности. Если у человека сформировались положительные привычки, его поведение также будут положительными. И наоборот: плохие привычки обусловливают негативное поведение. Хорошая привычка формируется постепенно, в процессе многочисленных упражнений.
- Воспитание упражнением – длительный процесс, который требует не только умения, но и терпения.
- Эффективность использования упражнений зависит от того, насколько удачно оно сочетается со словесным воздействием. Слово побуждает действие, закрепляет положительные поступки, помогает ребенку осознать свое поведение.
Положительный пример
- Воздействие примера в воспитании базируется на способности детей к подражанию. Дети еще не имеют достаточных знаний, у них скудный жизненный опыт, но они чрезвычайно внимательно присматриваются к людям и перенимают их поведение.
- В семье в качестве примера для подражания могут выступать отец, мать, дедушка, бабушка, старшие братья и сестры. Взрослым важно помнить об этом и быть требовательными к себе.
- Нельзя забывать правило: если хочешь сформировать у ребенка то или иное качество, надо самому обладать этим качеством.
- К. Д. Ушинский отмечал, что только личность может способствовать развитию личности, только характер может образовывать характер.
Условие эффективности использования примера как воспитательного средства:
- соответствие примера поставленной задаче в развитии ребенка;
- ежедневный положительный пример взрослых;
- подкрепление личного примера другими методами воспитания;
- стимулирование примером развития творческой активности, самостоятельности, других положительных качеств.
Поощрение
- Поощрение вызывает положительные эмоции, которые способствуют формированию таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность и др.
- Формы поощрения: вежливая улыбка, похвала, слова благодарности, награда (поездка за город, посещение выставки, билеты в кино), подарок и др.
- Главное, чтобы поощрение было адекватно поступку ребенка, его возрасту и служила целям воспитания.
Наказание
- Наказание – очень сильное средство воздействия на ребенка.
- Наказание заставляет почувствовать стыд и раскаяние за свой поступок. А эти чувства вызывают недовольство собой и желание стать лучшим.
- К сожалению, в семейном воспитании допускается много ошибок в применении наказания. Родители чаще наказывают детей, чем поощряют.
- Родителям надо знать, что частые и не всегда справедливые наказания приводят к отчужденности во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Дети перестают доверять родителям, не верят в их искренность, у детей Балаково Саратовской области появляется стремление делать назло.
Физические наказания
- Физические наказания категорически запрещены Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации “О правах ребенка”, Кодексом “О браке и семье”, другими документами, в которых рассматриваются проблемы детства.
- Физические наказания легко могут надломить психику ребенка, который теряет веру в себя, в справедливость взрослых, становится замкнутым. Нередки случаи, когда, боясь побоев, дети убегают из дома и начинают бродяжничать. Физические наказания на всю жизнь оставляют горький след в душе человека. Они травмируют психику, становятся причинами многих заболеваний.
Условия эффективного применения наказания:
- прежде чем наказать ребенка, нужно хорошо разобраться в причинах и характере его плохого поступка;
- наказание должно идти сразу после проступка;
- важно, чтобы наказание было справедливым, так как несправедливость обижает и озлобляет;
- нельзя, чтобы тон и характер упреков со стороны взрослых создавали у детей ощущение безысходности, так как это толкает на дерзкие реплики, которые усиливают недопонимание между родителями и детьми;
- наказание должно соответствовать вине и проступку ребенка;
- наказывая сына или дочь, нельзя прекращать с ними отношения, наказание бойкотом не снижает, а углубляет конфликт;
- наказание должно быть краткосрочным.
Родителям нужно помнить, что, применяя наказания, нельзя:
- наказывать под “горячую руку”;
- оскорблять детей, унижать их человеческое достоинство;
- наказывать работой;
- говорить ученику, что он неумелый, небрежный, неудачник;
- наказывать ребенка за то, что взрослые делают сами (курят, не выполняют обещанное, могут разбить что-нибудь из посуды) и др.;
- лишать детей того, что необходимо для их нормального развития (прогулок, отдыха, еды, сна).
Ребенок даже во время наказания должен знать, что родители не перестают его любить
Ваша точка зрения
- Какие методы воздействия вы применяете к своим детям?
- Какие из них вы считаете наиболее действенными?
Помните!
Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать те методы воспитания, которые принесут благо и ребёнку, и родителям.
Список использованной литературы
- Журнал «Классный руководитель» 2009 г
- Справочник классного руководителя. 2008г.
- Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.
- Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994г
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994г
- Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
- Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
- Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
- Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. М., 2001.
Ссылки
- https://gerda-tolli.blog.ru/?year=2010&page=3
- https://www.vmurmanske.ru/events.php?date=2009-03-10&scale=date&place=22
- https://pressa.irk.ru/sm/2005/46/011001.html
- https://www.vashpsixolog.ru/index.php?start=15
- https://liter.assistancerussia.org/liter.php?page=285&gid=4&nomination=1&age=4
- https://www.ulan-ude-eg.ru/index.php?ELEMENT_ID=34914
Источник