Методы развития творчества ребенка в изобразительной деятельности
Светлана Гришаева
Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей
Если перефразировать Б. М.Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.
Это говорит о том, что детский сад, вернее мы, педагоги совместно с родителями, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы нравственно – эстетические взгляды».
Одним из средств формирования художественно-эстетических взглядов является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности и духовно-нравственных ценностей.
Изобразительное творчество стоит на трёх китах: «мир искусства» (с его особым образным языком – картины, скульптура, архитектура, «мир красоты» (окружающая действительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир собственного творчества».
Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».
Формы организации изобразительной деятельности в детском саду:
– Специально организованная образовательная СООД (последовательно усложнённая система заданий, обучающая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего).
– Часть комплексного, тематического, интегрированного занятия.
– Самостоятельное детское творчество.
Что же определяет выбор средств, методов и приёмов для развития изобразительного творчества детей? Соотношение обучения технике (рисунка, лепки, аппликации, художественного конструирования) и творчества.
Средства и методы художественно — эстетического развития.
Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника и её результативность.
Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все,что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.
Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.
Лернером И. Я., Скаткиным М. Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.
Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.
В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит. д.).
К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности.Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу. Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.
Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.
Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места», форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.
Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.
Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.
К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине, приём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.
М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры,как:
• «На что похоже?» – рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее);
• «Познай себя», «Собери портрет»;
• Пальчиковые игры;
• «Феи» – учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.
Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка», «волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.
Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.
Среди методов затрагивающих художественноевоспитание выделяют следующие:
– методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);
– методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора, работа с трафаретами, рисование по контуру, различные раскраски);
– метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать
Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.
Использую в своей работе методы и приёмы ТРИЗ в образовательном
ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения):
1. Оживление или антропоморфизм;
2. На что похоже?
3. Дизайн своей буквы, вещей;
4. Соединение техник и материалов.
•Эмпатия:
1. Приём вживания в образ; приём вхождения в картину.
2.Примеривание образа: «Мама – сказочная героиня», «Папа-богатырь».
3. Моё настроение.
• Словесные приёмы:
4. Загадки-обманки;
5. Перепутанные сказки;
6. Хорошо-плохо;
Детско-родительские творческие мастерские. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников. В большей степени родители своим примером могут показать отношение к изобразительному творчеству, обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях, научить своего ребенка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников.
Выставки. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Он хочет, чтобы его рисунок видели, оценили, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творческим работам.
Использованная литература.
С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;
К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;
С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;
И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин по материалам статьи «Метод обучения»
Л. Э. Левина, С. Г. Курашинова «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: https://e-koncept.ru/2016/56838.htm.
Источник
Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
Отчет по самообразованию
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Цели:
– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
– Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
– Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Форма отчёта по проделанной работе:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
– изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник
рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Работая с детьми,я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества,как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности,такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способынетрадиционного рисования:
1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой. (Октябрь)
Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
4. Рисование поролоном. (Декабрь)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
5.«Обрывание бумаги» (Январь)
Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
6.«Печать по трафарету» (Февраль)
Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.
7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
8.«Пластилинография» (Апрель)
Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
9. «Кляксография» (Май)
Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
Сентябрь:
– «Моя любимая мамочка»;
– «Орнамент из цветов»;
Октябрь:
–«Весёлые бабочки»; «Сказочные птицы».
Ноябрь:
–«Желтые цыплятки»; «Пушистые веточки»
Декабрь:
–«Зимний вечер»; «Мишка»
Январь:
–«Весёлый попугай»
Февраль:
–«Лебеди»; «Самолёты»
Март:
–«Весенний букет»
Апрель:
–«Арбузная долька»; «Радуга»
Май:
–«Мой волшебные, цветные сны», «Я фантазёр».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Источник