Методы развития монологической речи ребенка
Методы и приёмы обучения детей связной монологической речи.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:
– пересказу,
– рассказыванию по картинам,
– рассказыванию по серии сюжетных картин,
– рассказыванию из личного опыта,
– рассказыванию с элементами творчества,
– описанию предметов.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приёмы.
Приёмы при обучении детей пересказу:
на начальных этапах работы:
– опора на иллюстративный материал;
– помощь педагога.
К числу облегчающих пересказ приёмов относится:
– пересказ по опорным вопросам;
– показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей;
– пересказ «по цепочке»;
– выборочный пересказ;
– приём использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка,
– пересказ по «опорным» сигналам. «Опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно
– приём моделирования действий персонажей.
– приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для её составления используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.
– приём языковой трансформации текста (рассказать о событиях в прошедшем времени путём замены временных форм глаголов; замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица).
– приём пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.
При обучении рассказыванию по картинам используются следующие методические приёмы:
– образец рассказа педагога по картине или её части,
– наводящие вопросы,
– предваряющий план рассказа,
– составление рассказа по фрагментам картины,
– коллективное сочинение рассказа детьми.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин применение следующих приёмов:
– придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия,
– придумывание названия к каждой последовательной картинке серии;
– игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины «Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.;
– упражнение в составлении предложений по данному слову с учётом содержания картины;
– приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением;
– составление завязки к изображённому действию с опорой на речевой образец педагога;
– восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
Приёмы при составлении рассказов на тему из личного и коллективного опыта:
– с опорой на образец педагога
– предваряющий вопросный план.
Используются: коллективная форма составления рассказа, приём его дополнения другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков самих детей, отражающих события из их жизни.
При обучении составлению описательного рассказа рекомендуются:
– упражнения на узнавание предмета по его описанию,
– сравнение предметов по основным признакам,
– упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий, игрушек и муляжей предметов,
– упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов.
– приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов. Педагог, а вслед за ним и ребёнок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки,
– коллективное составление плана. Определяются главные содержательные моменты рассказа. В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чём они будут говорить, используя раннее усвоенную схему.
По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые виды работы:
– описание предмета по памяти,
– по собственному рисунку,
– включение описаний в игровые ситуации.
С этой целью могут быть проведены следующие игры:
– «Магазин», в которой один из её участников – «продавец» должен узнать предмет по его описанию;
– «Кто нашел собачку?», которая направлена на закрепление навыков описания животных;
– «Маша заблудилась», в которой детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и другие.
В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:
– составление рассказов по аналогии;
– придумывание продолжения незавершённого рассказа;
– составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
– сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и другие.
Источник
раиса часовских
Обучение дошкольников монологической речи
Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.
В связной речи понятие – монологическая речь является центральной.
Исследователь Леонтьев считает, что монологическаяречь имеет некоторые особенности:
1. Монологическая речь – это развернутый вид речи, так как мы
вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если
слушатели не знали раньше о предмете высказывания.
2. Монологическая речь – произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.
Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.
Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как – описание и повествование.
Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога – рассуждения в одно – два предложения.
При формировании у детей монологической речибыли поставлены следующие задачи:
1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Поддерживать интерес к рассказыванию.
5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.
6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.
Методами монологической речи являются:
1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.
2. Сочинение – где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям со среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход.Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения со взрослыми; произведения художественной литературы.
Темы сообщений могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге на работу, на прогулке, в лесу, парке и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса – словом то, что окружает человека. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. С дошкольниками можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и грамматические формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи -монологическая речь. А с детьми, которые сопровождаются в ПМПк ДОУ, воспитатель работает по индивидуальной программе,
Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:
Воспитатель: Петушок – петушок, золотой что? Что у него золотое?
Ребенок: Гребешок.
Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.
От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:
Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?
Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?
Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.
Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать – опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций.
Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»
Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.
Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.
Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.
Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.
Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?
В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.
У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать вопросы совсем другого характера — вопросы-указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события.Например: к пересказу сказки «Заяц – хваста», в обработке А. Толстого,детям даются такие указания:
Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?
Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?
Теперь – расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?
Далее – расскажи, как заяц выручил ее из беды?
После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.
Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?
Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.
Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.
При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация».Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер – «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.
Источник