Методы психологической диагностики развития ребенка
Методики психологической диагностики.
Василенко О.Н.
№
Методики
Возраст
Назначение методики
Краткое описание методики
1.
«Лесенка»
с 3 – 7 лет
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
2.
Методика
«Человек под дождем»
с 6 лет
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
3.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4.
Методика
«Домики» Ореховой О. А.
4 – 12 лет
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
5.
Методика ДДЧ
(Дом-Дерево-Человек)
с 5 лет
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
6.
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
3,5 – 7 лет
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
7.
Hand-тест
(тест руки)
с 5 лет
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
8.
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
с 5 лет
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
9.
Тест Сонди
с 6-7 лет
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
10.
Методика
«Несуществующее животное»
С 6 лет
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
11.
Методика
«Контурный САТ-Н»
3 – 10 лет
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
12.
Методика
«Автопортрет»
с 6-7 лет
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
13.
Цветовой тест Люшера
с 3,5 лет
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
14.
Методика «Кактус»
с 4 лет
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
15.
Рисунок семьи
с 4 лет
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
16.
Тест
«Эмоциональные
сферы»
с 6 лет
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
17.
Тест «Сказка»
с 3,5 лет
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
18.
Методика
«Аппликация»
с 6-7 лет
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
19.
Методика
Рене Жиля
с 5 лет
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
20.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
21.
ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
С 6 лет
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
22.
Методика
“Мозаика”
С 6 лет
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
23.
Интервью “Волшебный мир”
(Л. Д. Столяренко)
С 5 лет
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
24.
Тест животных
Рене Заззо
С 5 лет
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник
№
Название методики
Источники
I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных
её
компонентов
Операциональные характеристики деятельности ребёнка
1.
Методика Пьерона-Рузера
Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.
2.
Корректурная проба
1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
3.
Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии
и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического
развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.
Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
4.
Графический диктант
по Д.Б. Эльконину
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.
2. Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.,
1988.
Особенности мнестической деятельности
5.
Запоминание двух фраз
1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,
1999.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
6.
Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)
Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности
7.
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и
ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
8.
Разрезные картинки
(есть у Е.А. Стребелевой)
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
9.
Кубики Кооса
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.
10.
Прогрессивные матрицы Дж. Равена (Цветные матрицы
Равена – детский вариант)
1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997
2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.
5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Особенности сформированности понятийного мышления
11.
Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
12.
Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.
Исключение предметов (4-ый лишний)
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994
Вербально-логический компонент познавательной деятельности
Выбор простых аналогий
(с 7 лет)
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности:
дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Подбор парных аналогий
(с 7 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –
СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности:
дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Определение понятий (с 6,5 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Исключение понятий
(с 6,5 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Установление последовательности событий (с составлением рассказа)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием
Свободный рисунок (человек, школа, др.)
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.
Изучение индивидуально-психологических особенностей
Тест тревожности
Р.Теммл, М. Дорки,
В.
Амен
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к
школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.
3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. – С. 19-28.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования
детского самосознания»
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М.: Когито-центр, 1998. – 24
с.
«Домики»
О.А. Ореховой
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., 2002.
Тест Рене Жиля
1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика
детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.
2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.
3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.
4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н.
Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.
Уровень произвольной регуляции деятельности
Определение уровня
развития произвольной регуляции деятельности (Н.В.
Нижегородцева)
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)
Нижегородцева Н.В., Шадриков
В.Д.Психолого-педагогическая готовность
к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется
использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый
образовательный уровень
(к обучению в школе)
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной
школе». Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение
готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий
2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни,
6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к
школе.
1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к
школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности
детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.
4. Карта наблюдений Стотта.
1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий “трудных” детей. / Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.
2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения
первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)
5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)
НПЦ Психодиагностика
Источник