Методы профилактики психологических проблем в развитии личности ребенка
Работа с родителями
Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов
Цель и задачи: Дать родителям знания о профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые являются условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка ; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их, провести мастер-класс с играми по данной теме.
Форма проведения – мастер –класс
Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»
Слайд №2. Здравствуйте, уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Проблемные дети». (Ответы родителей) – Я хочу затронуть сегодня тему, которая не безразлична всем. «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом» Ян Амос Коменский. Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов является условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка.
Слайд №3 Задачи: снижение уровня эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников. Они утверждают, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении.
– Какие они дети с отклонениями в развитии личности? Посмотрите, пожалуйста, на экран
Слайд№ 4, 5, 6 Основными группами детей с эмоциональными нарушениями являются:
1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками;
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.
3.Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность, импульсивность.
– Уважаемые родители, в чем же заключаются проблемы отклонений в развитии личности детей и какие есть психолого-педагогические подходы к ним? В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников и того, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок , имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №7 – Посмотрите на экран. Проблемы в развитии личности: проблема взаимоотношений с окружающими людьми, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, социально – психологические проблемы
Психологические и педагогические подходы:
· Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;
· Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
· Гармонизация психоэмоционального состояния детей
· Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания
Уважаемые родители, но знаете, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, с отклонений в развитии личности может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №8 – Но чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна, система целенаправленного развивающего воздействия на ребенка и огромная помощь вас, родителей. Вы согласны со мной?
Слайд №9 – Все верно, я с вами согласна. В данном случае деятельность педагогов и родителей должна быть направлена на создание социально-психологических условий развития личности, а профилактическая деятельность – на решение конкретных проблем ребенка, связанных с профилактикой отклонений в развитии личности детей
Слайд №10 – В своей работе мы, педагоги, решаем задачи по профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые является одним из основополагающих условий социальной адаптации детей в обществе, вы коллективе, в детском саду. Одним из эффективных методов является игра, так как весь наш воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на игровой деятельности детей.
Уважаемые родители, необходимость помощи детям возникает как раз на 4—5 году жизни ребенка, когда негативные качества начинают мешать его социальной адаптации. Как вы думаете, каким же образом мы можем помочь детям? Выбор конкретной формы взаимодействия с ребенком определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания. В свой работе основной акцент мы делаем на игровую деятельность. Так как игра обеспечивает целостного воздействия на все многообразие мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых проявлений личности в период всего воспитательно-образовательного процесса
2 часть (практическая )
Уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые формы работы, которые мы применяем в воспитательном образовательном процессе нашего ДОУ. Самыми простыми и доступными упражнениями является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. Предлагаю вам занятие по системе Йогов небольшое дыхательное упражнение, которое называется «ХА!» И так, встаньте, пожалуйста, и дышите полным дыханием…., во время вдоха поднимите руки вверх…, задержите дыхание на несколько секунд…, теперь наклонитесь вперед, разрешив рукам свободно упасть, и сделайте выдох через рот, произнося с силой «ХА!». Сделайте медленный вдох, выпрямляясь и снова поднимая руки вверх. Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. (Родители выполняют действия
– Ну что? Немного отдохнули? Теперь можно продолжить нашу встречу .
Слайд №11 Теперь можно продолжить нашу встречу. Предлагаю поучаствовать в игре «Сочини историю», которая помогает детям с затруднениями в общении . Я сейчас начну небольшую историю и хочу чтобы вы ее продолжили в двух трех словах. Например: «Как то раз…», «Однажды я…» и пр… Продолжите предложение сами … (Родители сочиняют историю )
Слайд № 12 Следующим упражнением у нас будет простая всем вам знакомая игра «Замри», которая направлена на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. Поиграем? (Ответы родителей) На счет 1-2-3- «Замри» следует остановить свое движение – замереть, а на счет 1-2-3 «Отомри» можно будет занять свои места, то есть сесть. Начинаем!
(Воспитатель проговаривает слова, родители выполняют движения)
Слайд №13Вы, что вы наверно, немного разозлились, так как приходится выполнять такие, казалось бы, простые упражнения, поэтому я предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Эта игра будет направлена на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций и называется она «Уходи, злость, уходи ». Предлагаю вам обнять себя крепко- крепко руками, еще крепче.
(Родители выполняют действия) Вот как мы себя любим! Молодцы!
Слайд №14 Уважаемые родители, все вы знаете, что чувства мы выражаем своими поступками и эмоциями. Я предлагаю вам выразить свои эмоции в игре «Изобрази чувства». Я вам раздам листы бумаги и карандаши. Прошу вас изобразить на этом листе свою эмоцию. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, а если вдруг кто-то изобразил плохое настроение, то, пожалуйста, разорвите листочек и забудьте про него. И пусть плохое настроение останется только на клочках разорванного листа бумаги!
Слайд №15. А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу». Игру мы с вами проведем в рамках нашей встречи на тему «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов». Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Родители высказываются) Уважаемые родители! Я благодарю вас за высказывания, предложения. Я обязательно возьму их на заметку.
Слайд №16 В заключении мы предлагаем вам игру на развитие нравственных и волевых качеств «Вежливые слова» Повернитесь к соседу справа скажите ему вежливое слово или комплемент, затем к соседу слева и ему тоже сказать что-то доброе
Слайд №17,18 –раздача материала (Буклеты, листовки, памятки) Я приготовила для вас вам буклеты и листовки с информацией по теме, можете их забрать. Небольшой вывод нашей работы. Психолого-педагогическая деятельность по исправлению отклонений в развитии личности детей обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексное и систематизированное, согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером имеющегося отклонения у них и направлено на увеличение социальной активности, накоплению положительного опыта межличностного общения и толерантности .Но без вашей помощи и заинтересованности в этом вопросе нам не обойтись. Спасибо за внимание и за активное участие, уважаемые родители! Я если кого-то возникнут вопросы по данной теме, вы всегда можете обратиться к нам воспитателям лично. В нашей группе мы организовали почту. И вы всегда можете высказать свое мнение, пожелание, задать вопросы, мы обязательно ознакомимся с этим и всем ответим.
Слайд №19 До свидания! Рада была нашей встрече с вами. Я вам хочу подарить вот такое солнышко и пожелать здоровья вам и вашим детям.
Источник
Слайд 1
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округаТольятти Городской педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования » Подготовили: Воспитатели- Тришина Юлия Юрьевна Жаурова Наталия Валерьевна 2014г. «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Мастер-класс
Слайд 2
Не одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» д.м.н., профессор Ю.С. Шевченко
Слайд 3
Основные группы детей с эмоциональными нарушениями 1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками
Слайд 4
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность слабо выраженная общительность, необоснованные страхи глубокое переживание обиды
Слайд 5
3. Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность импульсивность
Слайд 6
Проблемы в развитии личности Психологические и педагогические подходы Педагогическая запущенность Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка. Проблема взаимоотношений с окружающими людьми Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Проблема эмоционально-волевой регуляции поведения. Гармонизация психоэмоционального состояния детей Социально – психологические проблемы Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Проблемы развития личности и психолого-педагогические подходы к ним
Слайд 7
Задачи : Создать условия для обеспечения психологически безопасной среды; Повышать активность, самостоятельность и успешную адаптацию ребенка в социуме; Формировать у детей умение противостоять жизненным трудностям; Устранять личностные реакции, обусловленные эмоциональными расстройствами. Цель и задачи психолого-педагогической деятельности Цель : формирование гармонично развитой личности ребенка.
Слайд 8
Условия эффективности психолого-педагогической деятельности: у чет особенностей сензитивных периодов возрастного развития ; и ндивидуальный подход, с учетом специфики проблемы , «зоны ближайшего развития» ребенка, потребностей и мотивов, особенностей культурной и социальной среды, в которой он воспитывается ; с облюд ение доступност и , преемственност и и последовательност и в формах и методах психолого – педагогической деятельности; п оложительная мотивация участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности (ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое).
Слайд 9
Подходы к профилактике эмоционального нарушения 1. Психодинамический подход – создание условий, которые снимаю т внешние социальные преграды, и провоцировали конфликт . 2 . Поведенческий подход – исправление имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов .
Слайд 10
« Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.А.Сухомлинский Формы и методы психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в развитии личности детей Игры на восприятие музыки, танца и ритмики ; Театрализованные игры и работа со сказкой (воздействие через образ, разные виды театра , образно-ролев ые игры , чтение, драматизация) ; В оздействие средствами изобразительного искусства ; Игры с конструктивным действи е м с учетом реальностей окружающего мира ; Социально-коммуникативные игры ; Беседы и моделирование различных ситуаций ; Физминутки и дыхательная гимнастика ; Психогимнастика ( воздействие движениями, мимикой и пантоми м ой) .
Слайд 11
Игры для детей с затруднениями в общении « Дракон » Цель : Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания «Сочини историю» Цель: Формировать умение детей общаться и находить общий язык , развитие интереса к жизни близких людей, знакомых, формировать умение не замыкаться на самом себе, развивает навыки связной речи и формирует умение высказывать собственное мнение « Рукавички» Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания « Давай поговорим » Цель : Развивать коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса детей
Слайд 12
Игры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей « Возьми себя в руки» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Стойкий оловянный солдатик» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей ,формировать самоконтроль, закреплять умение действовать по сигналу « Замри !» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Кто за кем ?» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Слушай команду !» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Смотри на руки!» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей Релаксационные упражнения
Слайд 13
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций « Подушечные бои » Цель: Развивать умение снимать отрицательных эмоций ,формирование умения управлять своим гневом и снижать уровень личностной тревоги «По кочкам» Цель: Формировать умения управлять своим гневом , снятие отрицацельных эмоций «Уходи, злость, уходи » Цель: Формировать умение ребенка раскрыть свой внутренний мир, постигать многообразие эмоций
Слайд 14
Игры , развивающие эмоции ребенка « Сказочная тропинка » Цель: Обогащать внутренний мир детей, формировать понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, развитие слухового восприятия, фантазии, умение понимать и чувствовать музыку.. «Назови чувство » Цель: Обогащать внутренний мир детей, закрепить знания о многообразии эмоций и чувств, развивать слуховую память и обогащать словарный запас «Изобрази чувство» Цель: Помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций « Похвалилки» Цель : Повышать самооценку ребенка и его значимости в коллективе «Добрый -злой, веселый – грустный» Цель: Закреплять знаний об эмоциях, формировать мышцы лица
Слайд 15
Игры на развитие самосознания и самооценки « Узнай кто это? » Цель- формировать эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, позитивное отношение к себе. «Что с тобой ?» Цель- формировать умение адекватно выражать негативные эмоции , развивать умение самостоятельно снимать напрежение, формировать навык самостоятель выявлять причины отрицательных эмоций «Я могу! » Цель- расширить представление о себе и формировать уверенность в своих возможностях, умение выражать свои мысли и желания.
Слайд 16
Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка « Поступаем правильно » Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность. «А что сказали бы вы?» Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, воспитывать чувство дружбы , умения делиться и умение высказывать собственное мнение «Вежливые слова» Цель : Формировать навыки отзывчивости и вежливости. « Молчанка» Цель : Развивать волевые качества, формировать умение сдерживать речевые импульсы. «Совушка-сова» Цель: Формировать самоконтроль, умение действовать по сигналу, развивать двигательную активность
Слайд 17
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь”. С.Фельдман “Становление нравственной личности” – М., 1996 Информации к размышлению !
Слайд 18
Вывод «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Слайд 19
Методическое сопровождение
Слайд 20
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Academ A , 1999 3. Кумарина Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика // Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М.,1996 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – СПб, 2003. 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М., 2000. 6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М., 2000. 7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд.центр «Академия», 1998 8. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? 4.1-3-М. 1998 Интернет ресурсы:. https://psiholog880.wmsite.ru/igroteka/igry-na-snizhenie-agressii-i/ http :// www . pedlib . ru / Books /5/0347/5_0347-5. shtml # book _ page _ top Литература:
Слайд 21
Благодарим за внимание!
Источник