Методы определения и оценки физического развития ребенка

Тема № 2. Здоровье и физическое развитие ребенка (2 ч.)

План занятия:

1.Определение понятия «здоровье»

2.Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

3.Группы здоровья

4.Профилактический контроль состояния здоровья детей

5.Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения

6.Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Определение понятия «здоровье».

По определению ВОЗ, здоровье– это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней.Факторы, влияющие на здоровье: физические, биологические, химические, механические. На рост и развитие детского организма, состояние его здоровьявлияют социаль­но-экономические и бытовые условия, отягощенная наследственность и т.д. При чрезмерных воздействиях их на организм – снижается его резистентность (сопротивляемость), что приводит к развитию патологических процессов, т.е. нарушению функции органа или его структуры.

Природные, социальные факторы среды затрагивают различ­ные уровни биологической системы (клеточный, тканевый, орган­ный, системный). Чем ниже уровень разрушения, тем сложнее, как правило, поставить диагноз. Под влиянием практически любых воздействий в большей или в меньшей степени происходят изме­нения внутренней среды, и все реакции организма (адаптацион­но-компенсаторные) направлены на сохранение или выравнивание ее параметров. Организм либо приспосабливается (адаптируется) к изменившимся условиям, либо компенсирует (восполняет) частич­но или полностью утраченную функцию.

Адаптационная и компен­саторная функции осуществляются благодаря пластичности струк­тур организма; отдельные клетки или органы берут на себя допол­нительные функции, утраченные или ослабленные в результате действия повреждающего фактора. Если агрессивность фактора чрезмерно велика или продолжительна, напряжение адаптацион­но-компенсаторных механизмов достигает предельного уровня и может произойти их срыв, сопровождающийся развитием патоло­гии. Следовательно, заболевание возникает в случае сильного повреждающего воздействия или ослабления адаптационно-компен­саторных механизмов организма. А в раннем детском и дошкольном возрасте эти механизмы еще недостаточно совершенны и во многом зависят от санитарно-гигиенического окружения ребенка, правильного ухода, питания и др. факторов.

Соматическое здоровье отражает состояние органов и систем организма. Основой его является генотип организма, реализуемый фенотипически в зависимости от возрастных потребностей и факто­ров среды.

Физическое здоровье характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высоким уровнем роста, развития организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга и выражается уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и адекватными поведенческими реакциями.

По данным ВОЗ уровень здоровья лишь на 20% зависит от наследственных факто­ров. Доля влияния средовых биологических и социальных факторов на здоровье человека составляет 18–22%. Незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется деятельностью медицинских учреждений. В наибольшей степени качественное и количественное проявление здоровья обусловлено образом жизни человека. Следовательно, здоровье – это результат гармоническо­го единства врожденных и приобретенных биологических и соци­альных качеств, а болезнь – нарушение этой гармонии.

Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

Под физическим развитиемпонимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышеч­ная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит ус­тойчивость организма к неблагоприятным воздействиям сре­ды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропомет­рических исследований.

Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно ис­пользовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ре­бенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в од­ной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют лег­ким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Пос­ле трех лет используется вертикальный ростомер со скользя­щей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Измерение окружностей, диаметров и поперечников у детей производится в положении лежа (за исключением окружнос­ти головы, которая измеряется у ребенка в вертикальном по­ложении с того момента, когда он хорошо держит голову).

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.

Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений.

Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4–5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

Приблизительно рост ребенка можно вычислить по формулам:

100 см – 8 (4 – n) для детей младше четырех лет,

100 см + 6 (n – 4) – для детей старше четырех лет, где n – число лет ребенка, а 100 см – примерный рост четырехлетнего ребенка.

Исходя из этой формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего – 106 см, шестилетнего – 112 см.

Вес (масса тела). Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0–1,3 кг в три года до 2,2–2,5 кг в шесть–семь лет.

Приблизительно массу тела ребенка можно вычислить по формуле:

10,5 кг + 2n, где n – возраст малыша, 10,5 кг – примерный вес годовалого ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре – 18,5 кг, в пять лет – 20,5 кг, в шесть лет – 22,5 кг.

Окружность головы. Этот показатель можно определить по формуле:

50 см – 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (n) – для ребенка старше пяти лет, где n – возраст ребенка, а 50 см – окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три – лишь 49 см, а в шесть лет – уже 50,6 см.

Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула:

63 см – 1,5(10 – n), где n – возраст ребенка, а 63 см – средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего – уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет – 57 см.

У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести–семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук– почти в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения вели­чины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на осно­вании массовых обследований детей в определенных регио­нах, имеющих свои географические, социальные и экономи­ческие особенности. В нашей стране наряду с методом средних норм и сигмалъных (стандартных) отклонений (таблицы параметрического типа) широко используются таблицы непараметрического типа центилъные. Центильные таблицы в отличие от сигмальных не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обра­щении. С их помощью можно определить соответствие пока­зателей массы тела достигнутому росту и степень их отклоне­ния. В таблицах с использованием центильного метода оценки за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного воз­раста и пола – в интервале от 25-го до 75-го центиля. Каж­дый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен «ко­ридор», можно дать оценку и принять решение о необходи­мости дополнительных исследований:

· область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребе­нок должен проходить специальное консультирование и, по по­казаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, нев­ропатолога и др.;

· область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Пока­зано консультирование и обследование при наличии других от­клонений в состоянии здоровья или развития;

· область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);

· область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);

· область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);

· область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля). Вероятность болезненной природы таких изменений достаточ­но высока, поэтому требуется консультирование у врача и об­следование.

Наиболее оптимальный уровень физического развития ха­рактеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного коридора.

Используются следующие варианты оценки физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах длины, кроме низ­кого роста).

2.Дефицит массы тела I степени – от 3-го до 10-го центиля или II степени – до 3-го центиля (при любых вариантах длины).

3. Избыток массы тела I степени – от 90-го до 100 центиля или II степени – от 90-го до 97-го центиля (при любых вариан­тах длины).

4. Низкий рост (с указанием соответствия массы).

Стандарты физического развития могут использоваться как для индивидуальной оценки развития ребенка, так и для оцен­ки физического развития всего детского коллектива. Срав­нительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.

Существенным показателем развития является уровень биологической зрелости детского организма (биологический возраст). Каждому человеку присущ свой собственный темп развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, некоторых особенностях психо­физического развития. В раннем и дошкольном возрасте наи­более достоверным показателем биологического возраста является так называемый костный возраст – сроки появ­ления ядер окостенения. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста) и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отставание био­логического возраста от календарного приводит, как прави­ло, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требова­ниям, предъявляемым ему окружающей средой.

Другие показатели здоровья врач оценивает по опросу ро­дителей, осмотру ребенка, данным лабораторных исследова­ний (анализов). По показаниям могут быть проведены допол­нительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами.

Группы здоровья

По совокупности критериев (показа­телей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здо­ровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или на­личию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенны­ми ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.

Первая группаобъединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко бо­левших за период наблюдения (1–3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (анома­лии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.),не влияющие на состояние здоровья ребенка и не тре­бующие коррекции.

Вторую группусоставляют дети с небольшими отклоне­ниями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском воз­никновения у них хронической патологии.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нару­шения в здоровье:

• рахит, дефицит или избыток массы тела I и II степени;

• аллергическая предрасположенность;

• дефекты осанки, уплощение стоп;

• функциональные изменения сердечно-сосудистой сис­темы;

• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания брон­хитами или пневмонией;

• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);

• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедлен­ной коррекции;

• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, кос­ноязычие;

• дисфункция желудочно-кишечного тракта – периоди­ческие боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;

• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степе­ни;

• вираж туберкулиновой пробы.

Третья группа объединяет детей с хроническими болезня­ми или врожденной патологией в состоянии компенсации,т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического за­болевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными откло­нениями только в одной системе или органе.

Четвертая группавключает в себя детей с хронически­ми болезнями, врожденными пороками развития в состоя­нии субкомпенсации,которое определяется функциональны­ми отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основно­го заболевания, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, с затяжным восстановительным пе­риодом после острых заболеваний.

Пятая группа – дети с тяжелыми хроническими болезня­ми, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.

При включении детей в II–V группы не обязательно нали­чие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно – по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в про­цессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функ­циональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболева­ний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняет­ся, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специаль­ного оздоровления.

Распределение детей на группы по уровню здоровья слу­жит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения(назначение рекомендаций по режиму, питанию, физвоспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим при­вивкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, не­обходимой лекарственной терапии).

Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установ­ленные для каждого возраста; им назначают только профи­лактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.

Для детей II группы здоровья сроки обследований устанав­ливаются чаще в зависимости от характера отклонений. Они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных мероприятий, щадящем режиме дня, индивидуаль­ном питании, физическом воспитании и закаливании, а при необходимости – в лечении. Некоторые дети II группы нуж­даются в систематическом наблюдении у невропатолога, эн­докринолога и др. с целью своевременного выявления воз­можных отклонений в зависимости от фактора риска.

Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом-педиатром и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспан­серизации больных, находящихся на диспансерном учете. Они нуждаются в постоянном лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий, в изменении режима дня, пи­тания, физического воспитания, закаливания. Часто этим де­тям необходимо лечение в стационаре и санатории.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Оценка физического развития подразумевает проведение соматометрии (антропометрии или педометрии), то есть непосредственного измерения размеров и массы тела, соматоскопии, то есть осмотра и описания телосложения (форма грудной клетки, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание, зубная формула), а так же исследование функциональных показателей (физиометрии): ЖЕЛ, динамометрия, оценка работоспособности с помощью степ-теста и велоэргометрии.

Для оценки физического развития детей используются различные методы. Метод индексов– наиболее старый способ, представляющий собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженное формулами. Всего предложено более 50 индексов, часть из них до сих пор широко используется, но в большей степени не самостоятельно, в качестве уточняющих.

Индивидуальная оценка физического развития предполагает, прежде всего, создание нормативов или стандартов (оценочные таблицы). По принципу построения оценочных шкал целесообразно выделять параметрические (сигмальные) и непараметрические (центильные) способы оценки физического развития.

Широко обсуждаемым в настоящее время остается вопрос о преимуществах и недостатках той или иной методики, однако, представляется, что наряду с тем, что ни один из существующих подходов не может в полной мере учесть все имеющееся разнообразие вариантов физического развития и телосложения, каждый из них имеет полное право на существование и должен использоваться дифференцированно с учетом конкретных целей исследования.

Метод «сигмальных отклонений» позволяет определять соответствие каждого отдельного антропометрического признака средним показателям лиц данного возраста в популяции с помощью среднего квадратического отклонения или сигмы. Однако в данном случае невозможным оказывается учесть имеющиеся сложные взаимоотношения показателей физического развития между собой, в связи с чем на смену данному методу пришел «метод шкал регрессии», являющийся по сути модификацией метода «сигмальных отклонений». При использовании данного метода рассчитывается частная или парциальная сигма, характеризующая степень рассеянности антропометрического показателя детей одной возрастно-половой группы, имеющих одинаковый рост. При этом определяется, насколько в пределах данного возраста изменяется величина антропометрического признака (масса тела, окружность грудной клетки и др.) при изменении роста стоя, принятого базой вычисления, на каждый сантиметр.

Как в нашей стране, так и в зарубежной практике широко применяется метод непараметрического анализа, основанный на разработке процентильных (центильных) шкал (сеток), которые на сегодняшний день имеются практически во всех развитых странах.

Обобщая, следует сказать, что в настоящее время как самостоятельные в оценке физического развития используются центильный и метод регрессионного анализа. Метод шкал регрессии является основой существующей комплексной схемы оценки физического развития, разработанной еще в 1974 г. (Е.П. Стромская, В.Г. Властовский, В.Н. Кардашенко) на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И.М. Сеченова с определением уровня биологического развития и степени гармоничности морфо-функционального состояния (рисунок 1 приложения).

На основе центильного метода широко внедрена в практику схема оценки физического развития Р.Н. Дорохова и И.И, Бахраха (1981) в модификации И.М. Воронцова (1984) с определением гармоничности и индивидуального темпа развития (соматотипа), которая, так же как и суть данного метода, будет представлена ниже.

Общеизвестно, что с течением времени происходят динамические изменения в физическом развитии населения, что определяет необходимость пересмотра нормативных данных физического развития в среднем 1 раз в 5-7-10 лет. Кроме того, в связи с имеющимися региональными отличиями в физическом развитии, для более точной оценки его предпочтительнее использовать местные «стандарты». В данном методическом пособии представлены межрегиональные нормативы физического развития детей, разработанные коллективом авторов НИИ гигиены детей и подростков и института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН (1990, 2000).

4.2. Оценка основных антропометрических данных по таблицам центильного типа

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей (таблицы 3.1 – 3.8 приложения). Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90, и 97 % детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами (области или “коридоры”) отражает тот диапазон, или разнообразие, признаков, которые свойственны или 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля), или 7% детей группы (область от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля), или 50% всех здоровых детей данной возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в свою область, или свой “коридор”, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот “коридор”, можно формулировать оценочноесуждение и принимать врачебное решение. При этомвозможны следующие варианты:

Область или “коридор” №1 (до 3 центиля) Область “очень низких величин”, встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям врача, обследование.
Область или “коридор” №2 (от 3 до 10 центиля) Область “низких величин”, встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развитии.
Область или “коридор” №3 (от 10 до 25 центиля) Область величин “ниже среднего”, свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
Областьили “коридор” №4 (от 25 до 75 центиля) Область “средних величин”, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.
Область или “коридор” №5 (от 75 до 90
центиля)
Область величин “выше среднего”, свойственных 15% здоровых детей.
Областьили “коридор” №6 (от 90 до 97
центиля)
Область “высоких” величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
Область или “коридор” №7 (от 97 центиля) Область “очень высоких” величин, свойственных не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группу “наблюдения” участкового педиатра и отнесения ко 2 группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о необходимости углубленного исследования для дифференцировки возможных заболеваний. Оценивая физическое развитие детей, необходимо помнить, что любые резкие отклонения параметров физического развития являются показанием для углубленного изучения состояния здоровья ребенка и включения его, как минимум, во 2 группу здоровья.

Расположение и динамика показателей физического развития в зонах 3, 4, 5 позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Ребенок может быть отнесен в группу “наблюдения” в случае, если один из параметров (масса тела или рост) переходит при последующем наблюдении более чем через 1 центильный интервал, или в группу “диагностики” при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов.

Если показатели длины и массы тела ребенка находятся во 2-ой зоне или один из этих параметров в первой зоне, или масса тела в 6 – ой зоне при любой длине тела, то этих детей относят к группе “внимания”, и участковый педиатр должен осуществлять за этими детьми диспансерный контроль.

Удобством в использовании при проведении динамического контроля за развитием ребенка отличаются номограммы, представляющие собой по сути центильные шкалы, когда средние величины и разброс показателей представлен графически. Примером таких номограмм являются приведенные на рисунках 2-5 приложения графики.



Источник