Методы оценки уровня развития ребенка

Методы оценки уровня развития ребенка thumbnail

        Методы оценки развития ребёнка

Результат

Наблюдение. Наблюдение использую как   основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне  в полной мере изучить  особенностей развития  детей  по основным  направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей  тщательно  планирую и разрабатываю   наблюдения.  При проведении наблюдения   продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются.  Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения

Результаты  наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие  каждого воспитанника,  сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям  уточняю сведения,  динамику развития  с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность  фиксировать  особенности поведения и  общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать  отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне  наблюдать  за детьми в свободной  обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные,  так и отрицательные.    Используемый мною метод  наблюдения дает  полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.

Беседа.   С целью уточнения  представлений о развитии детей включаю  беседу, как более эффективный метод,  раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя  из необходимости диагностики,   продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей

Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям  раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных   бесед,    составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.

Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации  основываются на противоречиях, которые мотивируют  ребенка на их разрешение. Данный метод  носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.

Включение проблемных ситуаций  в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую  активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.

Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Анализ  работы ребенка и сравнение  с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности  моторики; умение  выбрать   материал для деятельности; увидеть технику  исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в  «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития

Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах

Источник

Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника

Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольноговозраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).

Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.

Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методикапредполагает обследование речи детей по следующим направлениям:

– составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;

– понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;

– употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].

Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

Читайте также:  Концепция социального развития ребенка козлова

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Связная речь:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные)ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.

Далее нами было исследовано воображение детей.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется,то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.

Интерпретация результатов.

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).

Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.

Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на дорисовывание.

– Дорисуй прямую линию;

– Дорисуй волнистую линию;

– Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке,как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

Читайте также:  Эмоциональное состояние ребенка для психического и речевого развития

3 блок. Работа с бумагой.

– Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

– сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

«Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

– Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

– Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 – балла и ниже – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.

Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

.

Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.

Источник

Применение методов оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Значимая роль в процессе проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов отводится логопедическому обследованию. Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

  • изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

  • выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

  • выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

  • оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

  • определить степень овладения компонентами языковой системы.

Читайте также:  Структура аномального развития глухого ребенка

Принципы логопедического обследования

принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую;

онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе;

– логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении;

– еще одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

Алгоритм мониторинговой логопедической работы предполагает реализацию трех этапов работы:

1 этап. Диагностико-организационный (входная диагностика в первые две недели сентября).

Содержание:

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты ДОУ, а также медицинские работники;

  • обмен диагностической информацией всех специалистов ДОУ;

  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, составление индивидуальных маршрутов;

  • формирование информационной и мотивационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми.

Результаты обследования фиксирую в речевой карте, оформляю в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование и составление карт индивидуального развития).

2 этап. Оперативно-прогностический (рубежная диагностика в январе).

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах;

  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития.

Назначение этого этапа мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные диагностики позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.

Результат 2-го этапа – определение позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.

3 этап. Контрольно-диагностический (итоговая диагностика по результатам работы в учебном году – проводится в мае).

Содержание:

  • анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии;

  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Результатом 3-го этапа является решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе)

Преимущество данной системы мониторинга в том, что предполагается комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.Для диагностики и развития детей использую компьютерную программу Е.В.Куциной «Играем, развиваемся, растём!», которая предназначена для качественно-количественной оценки уровня познавательного и речевого развития ребёнка (от 1 года до 7 лет), а также для составления индивидуального плана развития ребёнка с указанием конкретных практических рекомендаций в печатной форме.

Программа представляет собой базу данных и состоит из нескольких блоков.

1 блок. Заполнение общих сведений о ребёнке (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, анамнез, заключения специалистов, особенности артикуляционного аппарата и раннего развития).

2 блок. Диагностика уровня познавательного и речевого развития ребёнка по оценочной шкале. Обследование происходит в форме выполнения ребёнком определённых упражнений, по итогам которых педагог (в программе) отмечает качество выполнения задания (из трёх вариантов выбирает наиболее подходящий). Уровень развития рассчитывается в зависимости от возраста в процентах (при нажатии кнопки «Расчёт») (если 100% – предполагаемая возрастная норма). Результаты диагностики (уровень развития ребёнка) выводится в печатной форме при нажатии кнопки «Отчёт». Качественно-количественная оценка уровня развития ребёнка по оценочной шкале позволяет отследить динамику коррекционной работы.

3 блок. После обследования ребёнка по оценочной шкале составляется план коррекционной работы для специалиста (если предполагаются индивидуальные занятия) и для родителей (если работа проводится в режиме консультации) путём выбора упражнений.

Игры в программе предлагаются с кратким описанием проведения и изготовления. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте. Все игры в программе разработаны с учётом системно-комплексного подхода. Каждая игра (упражнение) имеет несколько уровней сложности и направлена на развитие всех психических процессов. Программа содержит описания более 150 игр для развития познавательной деятельности и речи детей раннего возраста. Затем составляется индивидуальный план коррекционной работы для специалиста, если предполагаются занятия, и для родителей, если работа проводится в режиме консультации, путём выбора упражнений. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте.

Источник