Методы научно психологических исследований развития ребенка
Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.
История возникновения
Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.
Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.
Задачи и цели
Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.
Детская психология ставит перед собой следующие задачи:
- выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
- установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
- изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
- определить стандарты зрелости личности;
- выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
- сделать прогноз психического развития.
Методы исследования психики ребенка
Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.
Выделяют 4 основных метода детской психологии.
- Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
- Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
- Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
- Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.
Этапы психического развития
Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.
От 0 до года (младенчество)
Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.
От года до 3 лет (раннее детство)
Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.
От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)
Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.
От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)
Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.
От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)
Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.
От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)
В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.
Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Источник
Уровень развития теории определяет стратегии и методы, которыми пользуются в исследованиях. Достоверные данные можно получить только с помощью научных методов, которые обеспечат объективность исследования.
Научное исследование начинается с фиксации, накопления фактов, подвергают теоретическому анализу.
Психологический факт – полученный в процессе наблюдения, эксперимента исследования результат.
Он является внутренней сущностью человеческих проявлений, поэтому его можно изучать только опосредованно. Например, радость ребенка от того, что она нарисовала рисунок, выражается во внешних проявлениях: высказываниях, мимике, пантомимике, а психическое явление переживания радости является невидимым. Четко объективируются психические процессы и состояния в действиях и речи ребенка. Невербальные проявления (мимика, жесты, интонация) используются как дополнительные психологические факты. Они выражают общее эмоциональное состояние, отношение к тому, что малыш делает, о чем говорит. От уровня объективности собранных психологических фактов зависит уровень их исследования. С этой целью исследователь должен владеть методами изучения детской психологии.
Методы изучения детской психологии – способы выявления фактов, характеризующих психическое развитие ребенка.
Каждая мать, воспитатель и т.д. имеют возможность наблюдать за развитием ребенка. Однако в их повседневных впечатлениях главное и второстепенное не блещет, а наука требует достоверных и объективных фактов, не зависели бы от личного впечатления наблюдателя и могли быть проверены путем получения их заново другим исследователем.
Детская психология приобретает психологические факты благодаря сравнению особенностей детей разного возраста: изучая длительное время одних и тех же детей и фиксируя изменения, происходящие с ними, или изучая детей каждой возрастной группы, выясняя различия между ними на разных возрастных этапах.
Методы исследования в детской психологи разделяют на основные (наблюдение и эксперимент), которые обеспечивают достоверную информацию о специфике детского развития, и вспомогательные (тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод), использование которых предоставляет информацию иллюстративного плана для построения гипотез и предположений.
Психологическое исследование начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Всегда актуальным является изучение влияния деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками на развитие психики, становления личности. Часто оно обусловлено необходимостью исследовать особенности новым условиям воспитания и обучения детей на определенном этапе развития общества.
На основе общих проблем определяют задачи, объект и предмет конкретного исследования. Объектом исследования является контингент детей, которые находятся в поле зрения исследователя. Важными параметрами при этом выступают их возраст, пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада, дети, которые воспитываются дома), состояние здоровья и т. Предмет исследования определяется сути исследовательской проблемы; при изучении влияния игры на отношения между детьми предметом исследования могут быть психологические особенности формирования отношений в группе сверстников.
После выяснения объекта и предмета исследования формулируют исследовательскую гипотезу – предвидение, возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Чаще всего она устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между ними и условиями жизни детей. Гипотеза должна учитывать результаты предыдущих исследований, общие законы развития психики, педагогический опыт. Она должна быть доступной для проверки, без чего невозможно доказать ее истинность или ложность.
Успех исследования обеспечивается методической изобретательностью исследователя, умением оптимально сочетать методики в соответствии с поставленной целью.
В зависимости от задач изучения особенностей психики ребенка определяют стратегию, общий путь психологического исследования. В детской психологии такими стратегиями могут быть: трансверсальном, лонгитюдном и экспериментально-генетическая (формовочная).
1. трансверсальном стратегия – исследование путем “поперечных срезов”. Для этого подбирают однородные группы детей, которые отличаются по какой существенным признаком (по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении и т.п.) и сравнивают их по уровню развития определенной психологической характеристики. Например, при изучении памяти подбирают детей трех-, четырех- и пятилетнего возраста. С помощью определенных методов в них изучают основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, продолжительность хранения информации и др.). На основе сравнения полученных данных делают выводы о возрастных особенностях памяти. Эта стратегия делает возможным получение за сравнительно короткое время статистически достоверных данных о возрастные различия психических процессов, психического развития ребенка. Однако в ходе исследования детей разного возраста не позволяет исследовать процесс, природу, движущие силы развития, учесть его индивидуальные особенности.
Чем меньше возрастная разница между детьми, которых исследуют, тем большими возможностями обладает исследователь для отслеживания существенных сдвигов в развитии психики ребенка. Выбор групп, как правило, зависит от процесса, оказался в поле зрения исследователя, длительности его изучения: чем выше темп развития процесса, тем меньше должны быть промежутки между отдельными “срезами”.
2. лонгитюдном стратегия – систематическое изучение развития одних и тех же детей в течение длительных отрезков их жизни. Организовывать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому ограничиваются небольшим их количеством. Лонгитюдное исследование позволяет узнать качественные изменения в развитии психических процессов, личности ребенка, выяснить их причины. Оно может быть выборочным (изучение одной стороны поведения, одного психического процесса) и комплексным (исследования психического развития ребенка в целом).
Задача исследователя заключается в выявлении изменений в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к другой. Например, при необходимости оценить влияние программы, по которой работает дошкольное учреждение, внимание сосредотачивают на детях, которые только начали его посещать, их развитие прослеживают течение 4-х-5-ти лет. На основе выявленных тенденций делают вывод о положительном или негативном влиянии программы на развитие ребенка.
Лонгитюдное исследования является трудоемким и требует много времени. Его результаты не всегда целесообразно распространять на всех детей. Для получения оптимальных выводов нужно сначала выяснить путем возрастных “срезов” общие тенденции в развитии определенной психической деятельности, затем провести лонгитюдное исследование проблемных вопросов, которые требуют дополнительного изучения.
3. Экспериментально-генетическая (формовочная) стратегия – изучение психики детей в процессе ее активного формирования. Эта стратегия основывается на теоретических положениях Л. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Во время экспериментально-генетического исследования не только описывают или измеряют определенное пси-хичне явление, но и активно формируют его.
На основе формовочной стратегии создают эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей.
Сбор психологических фактов зависит от того, как совершенно исследователь владеет методами изучения детской психологии. Объективно собраны психологические факты программируют процесс дальнейшего исследования.
Источник
Методы детской психологии
Напомним, что метод – это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.
Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.
Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.
Первое условие : ребенок не знает, что он является объектом изучения.
Известный психолог М.Я. Басов доказал, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.
Второе условие : наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.
Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:
– капризность как устойчивая характеристика личности малыша;
– переутомление или болезнь ребенка;
– переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;
– недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т. д.
Приведенный пример подтверждает, что один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины.
Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляет педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.
Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М.Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.
Приведем пример «фотографической записи» наблюдения за Леной Ш. (4 г. 3 мес.).
Воспитатель: Ребята, сейчас пойдем в раздевалку и будем одеваться на прогулку.
Лена подходит к шкафчику, открывает его, садится на скамейку, снимает носки, кладет в тапочки и ставит в шкафчик, берет колготки и рейтузы, садится на скамейку, надевает колготки, на них – рейтузы, достает из шкафчика и надевает свитер, подходит к воспитателю и просит: Заправьте мне, пожалуйста, платье.
Воспитатель заправляет платье.
Лена : Спасибо… Так хоть не попадет ветер.
Подходит к шкафчику, достает и надевает шубу, затем шапку.
Воспитатель : Давай, я шапку завяжу.
Лена : Не надо. Я сама могу. (Завязывает шапку, делая несколько попыток. Садится на скамейку, надевает сначала левый, потом правый сапог. Встает и подходит к воспитателю. Снова просит.) Застегните пуговицу только верхнюю. Остальные я сама.
Воспитатель застегивает верхнюю пуговицу. Остальные девочка застегивает сама. Воспитатель завязывает Лене шарф.
Лена : Нет, я вот так (затягивает шарф потуже). А теперь варежки.
Воспитатель надевает ей варежки.
Лена : Спасибо.
Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.
Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное – одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.
Так, если для эксперимента требуются картинки на белом фоне, то не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоновые реакции. Наоборот, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветовом фоне. Инструкция эксперимента, то есть формулировка задания, заучивается наизусть и при необходимости повторяется ребенку без изменения. Предварительный выбор материала, формулирование инструкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотипные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение. Именно варьирование его условий позволяет выявлять закономерности и механизм психического развития. Активная позиция исследователя, наличие четких критериев анализа, схемы фиксации результатов дают возможность собрать богатый фактический материал и достаточно легко его обработать. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной стороной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов,
не изучив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких представлений о психике в целом.
Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения – естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.
Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств. Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Подчеркнем, что дети очень склонны к подражанию друг другу, легко отвлекаются, поэтому иногда необходимо исключить контакты ребят между собой. Для этого детально продумывают обстановку, чтобы она не содержала отвлекающих раздражителей. То есть не используют для эксперимента спортивный зал, театральную, зоологическую или комнату сказок, выбирают, как посадить малыша, чтобы он не отвлекался и одновременно не чувствовал дистанции между собой и взрослым, которая может привести к возникновению психологического барьера.
Лучше всего посадить малыша спиной к окну за маленький детский стол, а взрослому сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение ко взрослому. Не следует отрывать малыша от интересного занятия, навязывать ему задание, а попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Не хочешь ли ты порисовать?», «Я принесла тебе игрушки, давай их посмотрим». Если ребенок отказывается, то предложение повторяют спустя некоторое время. Участие в исследовании не должно превратиться для малыша в обязанность. Чтобы не использовать экспериментальный материал для установления контакта, следует запастись картинками, бумагой, карандашами. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился, а потом непосредственно перейти к эксперименту. Исследование не может быть длительным (не более 10-20 мин). Оно прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Для проведения исследования в детском саду наиболее благоприятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотографически» фиксируются в протоколе.
Приведем пример записи эксперимента с Наташей В. (5 лет 9 мес.).
Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: Наташа, запомни как можно больше картинок.
Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повторять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).
Экспериментатор : Запомни как можно больше картинок.
Наташа смотрит на картинки.
Экспериментатор через 20 секунд убирает картинки, обращается к девочке: Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила.
Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?
Экспериментатор : Больше не помнишь?
Наташа : Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.
Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по тем признакам, что она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Вопросы не должны подсказывать ребенку какой-либо ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?» Не следует использовать слова с неоднозначным толкованием или неясным ребенку значением, слова, не знакомые ему. Полное представление об изучаемом явлении дают не однозначные ответы, а развернутые и мотивированные, поэтому важно стараться получить именно такой ответ. Можно попросить у малыша: «Объясни, почему ты так думаешь. Расскажи». Подчеркнем, что существуют темы, вызывающие у ребенка отрицательные переживания, которых он предпочитает не касаться. Поэтому беседа требует особого такта. Беседа должна продолжаться не более 10—15 минут. Разговаривая с ребенком, желательно вызвать у него интерес к теме беседы. Беседу можно проводить в двух формах: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог. Причем чем старше дети, тем больше места занимает вторая форма. Результаты беседы также «фотографически» фиксируются в протоколе.
Приведем запись беседы о трудовой деятельности с Катей С. (4 года б мес.).
Экспериментатор : Катя, ты дома маме помогаешь, трудишься дома?
Катя : Да, помогаю.
Экспериментатор : А что ты делаешь?
Катя : Я мою посуду, делаю уборку в своем кукольном уголке, игрушки собираю. После игры делаю домик, он у меня стоит посередине.
Экспериментатор : Зачем ты трудишься: моешь посуду, делаешь уборку?
Катя : Я маме помогаю.
Экспериментатор : Катя, если к тебе в гости придет маленький мальчик или девочка, которые ничего не умеют делать, какой работе ты их научишь?
Катя : Я их научу мыть посуду, делать уборку и еще чему-нибудь научу.
Экспериментатор : А как бы ты стала учить девочку мыть посуду?
Катя : Я бы взяла грязную тарелку, тряпку, и намылила ее, и стала мыть. А девочке сказала бы: «Смотри, как я мою».
Экспериментатор : Что тебе говорит мама, когда ты выполнила работу?
Катя : Она меня благодарит, говорит: «Молодец».
Экспериментатор : Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устала, что ты будешь делать?
Катя : Если не получается, я попрошу мою маму помочь мне. Она объяснит, и все получается. А если я устала, пойду и скажу маме, что я устала немножко и пойду полежу, а может поиграю.
Экспериментатор : А если мама занята и она попросит тебя ей помочь?
Катя : Я быстро мою, убираю.
Экспериментатор : Если мама сказала тебе: «Ты хорошо потрудилась», как ты думаешь, что это значит?
Катя : Это значит, что я все сделала хорошо. Все выполнила, что попросила мама. Сделала быстро.
Чтобы анализ был точным, беседу обычно используют в сочетании с другими методами, взрослый при этом имеет в виду уровень развития речи ребенка, исследование его умения полно и точно передавать свои мысли, которым не всегда владеет ребенок до 7 лет.
Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от 3 до 7 лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и прочее. При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности дают богатейший материал для исследования, что позволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.
Приведем пример. Мальчик 6 лет 7 мес., выполняя рисунок на тему «новогодний праздник», на середине альбомного листа изобразил черной краской птичку (как он потом объяснил – гадкого утенка). За ней по всему остальному пространству листа располагались темно-синие пятна (следы).
В ходе исследования выяснилось, что этому мальчику мама не успела принести костюм на новогодний утренник. Поэтому он не смог прочитать стихотворение, которое долго
готовил. Так ребенок в образной форме выразил на рисунке свои переживания, которые в речи не нашли отражения.
Богатейший материал для исследования дают сказки, сочиненные ребенком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических инстанций и моральных суждений, а также образного обобщения!
В качестве примера рассмотрим сказку, сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес.).
«Как тигренок заступился за маленького зайца». Жил-был зайчик. И видит – ежик идет. Зайчик спрашивает: «Как тебя зовут?» – «Меня – колючка. А тебя?» – «А меня – попрыгун». И они подружились. Некоторое время прошло, и еж стал нечестным. Однажды заяц принес вкусную морковку. И сказал еж: «Дай мне эту морковку всю». А когда заяц ушел, он сам слопал ее. А когда заяц пришел, он говорит: «А где морковка?» Еж говорит: «Я ее не ел». И сказал заяц: «Ты все врешь! Ты ее съел. Ты – плохой друг». И еж тогда обиделся и ушел. Так они рассорились. А потом еж сказал: «Давай подружимся». Заяц говорит: «Нет, ты нечестный». Еж тогда еще больше надулся и стал колоть зайца. Заколол еж зайца своими иголками. И вдруг из леса вышел тигр и сказал: «Что здесь происходит?» А заяц говорит: «Еж меня колет». А тигр сказал: «Зачем ты его колешь?» И так зарычал, что еж в комочек свернулся. И долго не вылезал. А заяц с тигром подружились и никогда не ссорились.
Подводя итог, можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка.
Источник