Методы коррекции развития ребенка имеющего отклонения в развитии

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

М.Ю. Смыслова

Согласно данным федеральной службы государственной статистики за период с 2012 по 2018 год численностей детей с ограниченными возможностями здоровья  на территории Российской Федерации возросла с 561 000 до 655 000 человек. Эта цифра может увеличиться до 1000 000 если применить международные критерии оценки, и имеет неуклонную тенденцию к росту.

Весь спектр проблем, связанных с детской инвалидностью расходится подобно кругам на воде и  негативно влияет на  социальную, культурную, политическую жизнь общества. Таким образом, перед государством и обществом в целом, встает задача совершенствования политики и социальной защиты  данной категории детей с целью уменьшения негативных тенденций явления  детской инвалидизации.

Одним из наиболее актуальных способов достижения этой целей является модификация  системы оказания  комплексной ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и их семьям. В настоящее время наблюдается нехватка доступных протоколов, направленных на выявление и коррекцию нарушений и задержки в развитии детей раннего возраста и потому представляется целесообразным дополнить существующие программы положениями из методик раннего развития детей, которые используются по всему миру.

Методика Глена Домана уделяет большое внимание двигательной активности ребенка, исходя из положения, что передвижение – это основа жизни. Возможно дополнение программ коррекций нарушений в развитий динамической гимнастикой, программами развития равновесия и улучшения дыхания. Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук [1;5]. Многосторонние знания об окружающем мире достигаются по данной методике  путем ежедневного стимулирования мыслительной среды с помощью комплектов карточек с картинками, наборами слов и точек для обучения ребенка общению, чтению, счету.

Стимулировать развитие речи, путем улучшения фотографической памяти возможно используя флеш-карточки по методике японского ученого Макото Шичида. Информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Занятия с таким видом материала  позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Особая роль в обучении по методике  отводится родителям – они постоянно присутствуют на занятиях, принимают в них активное участие, хвалят ребенка, что дает детям чувство защищенности и уверенности в своих силах и, в конечном итоге, способствует гармонизации отношений в семье.

Позитивное социальное поведение может быть достигнуто в ходе сенсомоторных занятий по методикам Марии Монтессори. Получение знаний достигается путем использования специальной развивающей среды, сформированной с учетом сензитивных периодов развития ребенка, задействующей все органы чувств ребенка и дающей ему стимулы к развитию. Строгая логическая организация рабочего пространства позволяет детям успокоиться, сосредоточиться, таким образом уменьшаются проявления агрессивности, гиперактивности. Для ребенка порядок – это земля на которой мы стоим [2;77]. Целесообразным представляется наполнение развивающей среды пособиями по методикам Сегена, Кюизенера, Дьенеша. Задания на их основе помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее.

Использование  различных методик раннего развития в качестве дополнения психолого-педагогического воздействия помогает достигнуть нормализации функций, нормализовать темп и ход   психического развития и предупредить развитие вторичных  нарушений.

Литература:

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка – М.: «Аквариум», 1996. – 219 с.
  2. Монтессори М. Дети-другие – М.: «Карапуз», 2004. – 336 с. – (Педагогика детства)

Источник

Слайд 1

Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

Слайд 2

Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Слайд 3

индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Слайд 4

Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;

Слайд 5

В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Слайд 6

закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Слайд 8

развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», – в – учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.

Слайд 9

Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» – что это едет?», « Би-би » – а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Слайд 10

развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

Слайд 11

Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);

Слайд 12

учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 13

Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Слайд 14

упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 15

Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

Слайд 16

в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Слайд 17

Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.

Слайд 18

Спасибо за внимание

Источник

Формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими различные недостатки в развитии».

Арапова Л.Н. (педагог-дефектолог)

МБОУ СОШ №9 г.Пушкино

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил  обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформируют слабый «росток» наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет, развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.

Однако парадоксально  следующее: прекрасно зная сложнейшие технические устройства, вникая в глубинные процессы и явления материального мира, мы меньше всего понимаем то, с чем более всего имеем дело ежедневно, ежечасно и чем подчас озабочены сверх головы. Я имею в виду непонимание взрослыми ребенка и неумение разумно направлять его развивающиеся силы.

Для понимания нужны знания. Мы должны знать ребенка – знать больше и лучше, чем знаем устройство машин, с которыми работаем, мы должны знать методы, приемы его воспитания, как мы знаем способы управления машиной.

Категории детей, которым свойственны отклонения характера, ясно говорят о необходимости знать и уметь их корректировать.

Методы лечебно-педагогической коррекции классифицируется на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы:

1) методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.

  1. Коррекция активно-волевых дефектов.
  2. Коррекция страхов.
  3. Метод игнорирования.
  4. Метод культуры здорового смеха.
  5. Действия при сильном возбуждении ребенка.
  6. Коррекции рассеянности.
  7. Коррекция застенчивости.
  8. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
  9. Коррекция бродяжничества.
  10. Самокоррекция.

2) специально или частно-педагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера:

1. Коррекция тиков.

2. Коррекция истерического характера.

3. Коррекция недостатков поведения единственных детей.

4. Коррекция нервного характера.

5. Прием борьбы с ненормальным чтением.

3) метод коррекции через труд.

4) Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы распределяются по следующим основным видам:

  1. Внушение и самовнушение.
  2. Гипноз.
  3. Метод убеждения.
  4. Психоанализ.

Коррекция активно-волевых дефектов.

В нашу эпоху чрезвычайно насущным для каждого является вопрос о том, насколько человек, благодаря личным качествам, может достигнуть известного успеха в жизни. Это зависит от различных свойств человека, в том числе и от его воли. Она должна быть сильной, крепкой, здоровой, чтобы он был способен преодолевать трудности в борьбе и работе, упорно добиваться поставленных целей.

Врачебно – педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующих.

Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы у кого ни будь из окружающих была твердая воля. Все дети подражательны и внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых в своих требованиях, решительных, строгих к своим словам, обещаниям и т.п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера.

Требования в выполнении какой-нибудь работы, занятия всегда должны соразмеряться с силами, знаниями и навыками ребенка. Здесь особенно тщательно должна соблюдаться дозировка всякой работы постепенное увеличение нагрузки на ребенка.

Для развития настойчивости, энергии, активности, умения следует добиваться наставленной цели, выдержки в работе. Для всего этого, с одной стороны, необходим интересно обставленный труд, а с другой – самовоспитание (для развития положительной воли) и самокоррекция (для воспитания задерживающей воли, иначе говоря – для выработки в ребенке самообладания).

Коррекцию слабоволия, развитие и укрепление воли весьма разумно начинать с физического воспитания: с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание и т.д.), организованных подвижных игр. Физическое воспитание вырабатывает в слабовольном ребенке отсутствующие черты характера выносливость, выдержку, смелость, решительность, мужество и т.д. Физическое воспитание должно осуществляться живо, весело и интересно.

С наступлением некоторого улучшения воли дальнейшая её коррекция ведется разнообразным физическим трудом (и в мастерской, и при самообслуживании и т.п.) с постепенным присоединением умственной работы.

При коррекции дефектов воли одну из первостепенных ролей играет психотерапия в разных её формах, искусно и умело применяемая опытной рукой, доступная для детского понимания.

Коррекция страхов.

При коррекции страхов не следует рассказывать страшных истории не только на ночь, но и днем и читать газетную хронику происшествий: нужно ребенку предоставить возможность откровенно делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранить все внешние его поводы. В некоторых же случаях простейшим средством является произвольное вызывание припадков страха (внезапный резкий шум и т.п.) до тех пор, пока ребенок не привыкнет к нему.

Короче говоря, страх это аффект, и, как при всяком аффекте, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь. В общем надо сказать, что, кроме терпеливого старания отучить ребенка от его беспричинных страхов, лучше всего действует спокойное убеждение, уговор строгостью тут ничего не сделаешь.

Метод игнорирования.

В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты – их рисовка, театральность, болезненное стремление обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, самовоспитывает, скоррегирует и другие недочеты характера.

Метод культуры здорового смеха.

Научными исследованиями установлено (в частности американского физиолога и психолога Джорджа Дирборна) громадное ежеминутное, ежечасное значение в жизни человека вообще и в частности ребенка здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющие, повышает жизненную энергию организма. Далее те же физиологические и психологические объективные данные говорят нам о том, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу.

С этой целью можно рекомендовать следующее: во-первых, необходим специальный подбор книг для чтения, надо устранить из них те, которые насыщены скептицизмом и пессимизмом. Предлагать детям чтение веселых, комических книг.

Крайне желательно иметь среди педагогов хотя бы одного живого, энергичного, смеющегося и своим поведением заражающего детей.

Среди детей нередко встречаются весельчаки, склонные к юмору, балагуры.

Дети часто из ничего создают свой цирк: Петрушку, инсценировки шарады в лицах и примитивных костюмах, простенькие спектакли; особенно это процветает в тех случаях, когда среди них имеются артистически одаренные.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющего от нормы. Хороший воспитатель систематически пользуется описанным методом культуры здорового смеха.

Коррекция застенчивости.

Застенчивость оставляет недостаток характера тогда, когда она проявляется у ребенка не случайно ,а постоянно и всюду, с кем бы ни приходилось ему сталкиваться. Застенчивость – это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства(эмоции) и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные, лишние движения руками, головой, ногами, и т.д. Каждому приходилось это испытывать и особенно сильно, когда приходилось говорить с человеком, которого любишь и уважаешь, пользующемуся широкой известностью; или лицам, обладающим властью: мысли путаются, язык заплетается, говоришь не то, что хотел и о чем думая, чувства тупеют, движения неловки… Эти простые народные выражения ярко вырисовывают состояние смущения.

У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой – то кажущейся глупости; она бывает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но также и при детях более старшего возраста. В некоторых случаях она есть один из симптомов психастении.

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью ребенка поручается передать какую-нибудь вещь малознакомому лицу что – либо на словах, что для него является сложнее первого поручения. Подобные поручения постепенно и систематически усложняются; ребенок начинает ходить в близлежащие магазины, почтовые отделения и т.д. Мягко проводимая система поручений осторожно, не форсировано, дает очень хорошие результаты.

Коррекция тиков.

Особое внимание требуют появляющиеся уже в раннем возрасте у исключительных детей движения, которые происходят против их воли. Еще у младенцев можно наблюдать игру пальцами своеобразные гримасы, позже также моргание и дрожание век. У детей старше наблюдается особое нервное подергивание лица, т.е. гримасы(моргание, фырканье, подергивание уха); далее подергивание плеча или руки; особенное топанье ногой; издавание одного и того же странного звука; раскачивание из стороны в сторону с одновременным вскрикиванием. Иногда можно установить, что эти особые формы тика наследованы, потому что отец и мать в детстве отличались такими же тиками.

Кроме болезненных тиков, вызванных мозговым раздражителем, бывают еще и привычные тики, которые могут проявляться и у нормальных детей в виде шалостей и дурных привычек (ковыряние в носу, обгрызание ногтей, сдирание прыщиков и т.д.)

Специальная гимнастика является очень хорошим способом коррекции тиков, так как она учит приобретать власть над телом и движениями. Эта гимнастика, являясь одним из психомоторных способов коррекции, состоит из простых упражнений и имеет цель путем соответствующих гимнастических движений снова овладеть двигательными импульсами.

Самые простые упражнения – поднимание и опускание, сгибание и разгибание, повороты, вдохи и выдохи ит.д. Например: если ребенок дергает головой налево, то его учат – сейчас же, после каждого такого подергивание – медленно поворачивать голову направо. Если тик его заключается в том, что он царапает или ковыряет нос, то его заставляют как можно сильнее вытягивать руки в том момент, когда он ловит себя на желании сделать это. Кто раз усвоил простой смысл и прямое влияние этой задерживающей коррекции, тот сам легко найдет соответствующие движения.

Коррекция навязчивых мыслей и действий. При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходимо тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. В следствии того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях (при этом с нормальным или более высоким интеллектом), то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением ребенка к педагогу, врачу и тем более к родителям. Ребенок должен, прежде всего, почувствовать, что его понимают, что в его странностях видят невозможность поступить иначе, что он не может не думать о том, что так насильственно лезет в голову.

Многолетний опыт подсказывает, что эти дети нуждаются в систематическом отвлечении от навязчивых мыслей путем участия в работах и занятиях, построенных индивидуально для каждого из них.

Вольные игры на свежем воздухе, не требующие обдумывания и дающие моторный разряд внутреннему напряжению, уменьшают гнет тяжелого настроения и вызывают чувство радости. Также полезно физическое воспитание и спорт. Существенным дополнением к ним являются сильные обтирания жесткой щеткой и ванны с переменной температурой.

Однако все указанные приемы надо применять с большой постепенностью всему того, что энергетическая коррекция навязчивости может лишь повысить страхи ребенка и тем самым усилить данный дефект.

Метод коррекции через труд.

Метод коррекции через труд выделяется на том основании, что он важен как для общего социального воспитания ребенка с трудным характером, так и для коррекции отдельных форм его поведения.

Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания. В различных мастерских ребенок приобретает целый ряд навыков: он учится столярному и слесарному делу, проходит школу рисования, готовится стать музыкантом и т.д. Все это особенно важно для будущей жизни ребенка с дефектами характера, ведь  эти последние иногда в силу жизненной необходимости требуют от него именно специализированного вида деятельности.

Ребенок с больным характером часто нуждается в  укреплении работоспособности, в выработке усидчивости, систематичности и других черт характера, необходимых для любой деятельности.

Метод коррекции через труд имеет своим следствием оздоровление личности ребенка. В каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать указанный метод и заботиться о разумном его выполнении.

Источник