Методы комплексной оценки физического развития ребенка

Методы оценки физического развития детей и подростков

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

1) гетероморфность и гетерохронность развития;

2) наличие полового диморфизма и акселерации;

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:

1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;

2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;

3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;

4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

Рассмотрим методы индивидуальной оценки физического развития.

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.

Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал

Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Метод шкал регрессии

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков – при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.

Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.

Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей биологического возраста в зависимости от возраста ребенка.

В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела, «Филиппинский тест»).

В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.

При определении количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания – от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полного сформировавшегося зуба.

При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.

«Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Отношение окружности головы к длине тела: коэффициент ОГ/ДТ ? 100% – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового развития определяется: у девочек – развитие волос в подмышечной области (Axillaris-Ax), развитие волос на лобке (Pubis-P), развитие молочных желез (Mammae-Ma), время появления первой менструации (Menarche-Me); у мальчиков – развитие волос в подмышечной области, развитие волос на лобке, мутация голоса (Vocalis-V), оволосение лица (Facialis-F), развитие кадыка (Larings-L).

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.

Сначала учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения и снижения фактического показателя выражают в величине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы.

Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего – показатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше среднего – выше 75 центиля.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.

Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.

Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2 ***** R и более должных на 1,1—2 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1 ***** R и более должных на 2,1 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

ЛЕКЦИЯ № 15. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиеныwww

В системе мероприятий по формированию и обеспечению здорового образа жизни в современных условиях большое значение приобретает личная гигиена каждого человека. Личная гигиена является частью общей гигиены. Если общая гигиена направлена на укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, то личная гигиена направлена на укрепление индивидуального здоровья. Однако личная гигиена имеет и общественное значение. Несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние и на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов и т. д.).

В сферу личной гигиены входят гигиена тела и полости рта, физическая культура, закаливание, предупреждение вредных привычек, гигиена половой жизни, отдыха и сна, индивидуального питания, гигиена умственного труда, гигиена одежды и обуви и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

18. Методы изучения физического развития
Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

8. Цент ильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются

50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Комплексные методы оценки нутриционного статуса
Как следует из вышеизложенного, не существует отдельных маркеров, которые позволяют выявить наличие и степень белково-энергетической недостаточности. По рекомендациям Европейского общества парентерального и

Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка и близнецов
Вы можете использовать два нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется

Методика исследования физического развития детей
Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности

Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

Метеозависимость у детей и подростков
До недавнего времени существовало мнение, что метеопатия развивается только у взрослых людей, а дети на перемену погоды не реагируют. Но не так давно было установлено, что реакция на изменение условий окружающей среды характерна и

Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок
1. Календарь профилактических прививок (из приказа Минздрава России от 18.12.1997 г. № 375)

2. Физическое развитие детей Центильные шкалы распределения детей по

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни
Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина

Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Приложений 1
Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска
В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров

Источник

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы – гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап – оценка физиологических показателей

– индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

– табличные данные

– резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: – резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте – длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних – показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего – выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально – гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая – факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально – биологических факторов

Децелерация – прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения – замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация – отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально – гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Источник