Методы изучения ребенка с нарушением развития
Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.
1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации– сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:
– педиатра;
– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;
– оториноларинголога с характеристикой состояния;
– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;
– ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).
Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.
2. Изучение продуктов деятельности ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.
Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:
– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;
– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;
– особенности развития данного навыка в процессе обучения;
– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.
3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.
4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения с взрослыми.
5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.
Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.
Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента заключается в следующем: при проведении эксперимента избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитывается:
– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает:
– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Помощью является стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится); разъяснение сущности действия (например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые, а сюда красные кружочки); введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагая ребенку продолжить действие); демонстрация образца (конкретная помощь) – выполнение задания с последующей репродукцией ребенком (например, экспериментатор сложил разрезную картинку, показал результат ребенку, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).
При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности. Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях.
Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.
В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:
1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.
2. Сообщение содержания задания (инструкция).
3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания (решение задания) и оказание дозированной помощи.
4. Оценка результатов деятельности ребенка.
При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что анализ результатов изучения детей с особыми потребностями в обучении предполагает концентрацию внимания исследователя на анализе характера нарушений, возникающих при выполнении ребенком заданий, и учет условий эксперимента. Сюда относятся анализ истощения, наступающего в процессе выполнения ребенком экспериментального задания; учет темпа проведения эксперимента, характеризующего скорость нервных процессов, изменение объема предполагаемых задач или материала, с которым действует ребенок (что в случаях превышения доступных ребенку пределов вызывает запредельное торможение). Отражение этих результатов в заключении по результатам эксперимента позволяет получить объективные данные, характеризующие особенности аномального ребенка.
Процедура психологического исследования
Психологическое исследование ребенка с особыми потребностями в обучении специфично по отношению к другим видам изучения, например к медицинскому, однако структура проведения этих исследований во многом совпадает. В целом комплексное обследование проводится по единой схеме, согласно которой меняется роль и участие каждого из специалистов при проведении отдельных разделов обследования.
Процедура психологического исследования включает 3 этапа:
1. Изучение жалоб и анамнестических сведений.
2. Непосредственное обследование ребенка.
3. Составление заключения по данным психологического обследования.
При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).
Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.
Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:
– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;
– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;
– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;
– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.
Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.
Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.
При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.
Большую роль следует отводить анализу пути развития форм и средств общения ребенка с окружающими. Особое внимание нужно уделить анализу первых трех лет жизни ребенка, так как в это время закладывается фундамент речевой деятельности. Для большинства детей с речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления слов и фразовой речи. В таких случаях следует узнавать, как ребенок привлекал к себе внимание (использовал жесты, изменение силы голоса, крик, изменение эмоционального состояния и т.п.).
Слабую речевую интенцию отмечают у большинства детей при сниженном слухе, при психических отклонениях от нормы. Дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт по существу формален.
Активное стремление к речевому общению наблюдается у детей с сенсорной алалией. Однако эта тенденция сочетается у них с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими их речи.
При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.
Наблюдение за игрой ребенка проводится с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В ситуации обследования ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать игрушки и действовать с ними. При этом фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, желание играть ими, целенаправленность и адекватность действий.
В результате проведения первой части непосредственного исследования психического развития аномального ребенка в процессе наблюдения можно установить реакцию ребенка на ситуацию обследования, оценить его поведение в этой ситуации и проследить некоторые особенности спонтанного поведения ребенка. Таким образом, на этом этапе работы психолога осуществляется ориентация в исследовании и определяется его стратегия и тактика.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Методы
изучения детей с особыми потребностями
разнообразны и в основном совпадают с
методами изучения детей с нормальным
развитием, однако имеют свою специфику.
Изучение документации ребенка.
Задача изучения документации
– сбор анамнестических данных
и составление представления
об истоках аномального развития.
В комплексном изучении ребенка
каждый из специалистов должен
уметь
«читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения,
которые необходимы
ему для составления полной
картины истории развития ребенка.
Для психологического изучения
ребенка такие сведения можно
получить из выписки из истории
развития ребенка, которая должна
содержать заключения:
– педиатра;
– психиатра,
невропатолога с обоснованным медицинским
диагнозом;
– отоларинголога
с характеристикой состояния;
– офтальмолога
с характеристикой состояния зрения;
– ортопеда
(для детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата).
Материалы
подробной выписки ориентируют психолога
и формируют исходные предпосылки для
выявления направления исследования
психических функций.
Важным
документом является педагогическая
характеристика ребенка, отражающая
данные о продолжительности его обучения
и воспитания в школе и детском саду,
подробный анализ успеваемости, поведения,
мероприятия, проведенные для повышения
успеваемости (индивидуальная работа,
лечение и т.д.). Эти данные станут полезными
при исследовании обучаемости ребенка
и прогнозировании темпов его развития.
2.
Изучение продуктов деятельности
ребенка.
Анализируя конечный результат
(детские рисунки, поделки, учебные
работы: диктанты, упражнения, решение
задач и т.п.), можно понять особенности
работы ребенка и составить
представление о его воображении,
формировании зрительных представлений,
развитии мелкой моторики, степени
формирования у ребенка навыков учебной
деятельности и др.
Для
правильной оценки достижений ребенка
необходимо знать:
– психологические
механизмы получения того или иного
результата, условия, в которых он получен;
– типичные
затруднения в усвоении знаний для разных
групп школьников;
– особенности
развития данного навыка в процессе
обучения;
– методы,
позволяющие обнаруживать подлинные
причины затруднений на каждом этапе
обучения.
3.
Метод наблюдения.
Наблюдение позволяет судить о состоянии
тех или иных психических функций
в процессе спонтанной деятельности
ребенка при минимальном вмешательстве
со стороны наблюдающего. Наиболее
важными видами наблюдения при
психологическом изучении ребенка
является наблюдение за игрой,
поведением, общением и состоянием
работоспособности ребенка. Начиная
обследование ребенка с наблюдения
за игрой, можно расположить ребенка
к себе и ситуации обследования,
постепенно перейти к экспериментальным
методикам.
4.
Метод беседы.
Беседа – метод
сбора информации о психических
явлениях в процессе личного
общения по специально составленной
программе. При изучении детей
метод беседы используется в
двух направлениях: беседа с родителями
(учителями, воспитателями) с целью
сбора анамнестических данных и
беседа с ребенком с целью установления
контакта с ним и составления общего
представления о его развитии. Это
исходный этап знакомства, от которого
зависит установление контакта с ребенком
и очень важный метод, потому что многие
дети с отклонениями в развитии имеют
негативный опыт общения с взрослыми.
5.
Метод эксперимента предполагает
сбор фактов в специально
смоделированных условиях,
обеспечивающих активное проявление
изучаемых явлений.
Он может быть применен для изучения
различных видов деятельности
детей, выявления особенностей развития
их личности и возможностей
обучения. При проведении эксперимента
ребенку предлагается по определенной
инструкции выполнить задание,
представляющее
собой модель обычной интеллектуальной
или любой другой деятельности.
Метод
эксперимента, как и все другие методы,
призван обеспечить выявление и негативных,
и позитивных возможностей ребенка,
кроме того, обеспечить получение сведений
об обучаемости ребенка.
Определение
способности к обучению – это определение
резервов развития ребенка. Поэтому в
ходе изучения ребенка особое значение
имеет обучающий эксперимент. Принцип
обучающего эксперимента заключается
в следующем: при проведении эксперимента
избираются заведомо трудные для ребенка
задания, а затем экспериментатор обучает
ребенка решению задачи. Помощь
экспериментатора строго регламентируется
в виде фиксированных инструкций –
кратких «уроков». В качестве показателя
обучаемости учитывается:
– количество
и качество помощи, необходимой для
правильного выполнения задания (процесс
формирования навыка);
– возможность
и качество словесного отчета ребенком
о проделанной работе;
– возможность
переноса полученного навыка на новые
условия.
Мера
помощи связана с изменением степени
сложности предлагаемой ребенку задания.
Учитывая это, каждое из экспериментальных
заданий может быть представлено как
задание с несколькими степенями
сложности. Понятие «степень сложности»
включает:
– характеристику
объема материала, с которым действует
ребенок во время выполнения задания;
– степень
участия экспериментатора в разъяснении
ребенку пути выполнения задания;
– виды
помощи, которые могут быть предложены
ребенку в процессе выполнения задания
(помощь стимулирующая, организующая,
разъясняющая, наглядно-действенная,
конкретная).
Помощью
является стимуляция к действию (подумай,
постарайся сделать, у тебя получится);
разъяснение сущности действия (например,
при классификации: сюда будем откладывать
все желтые, а сюда красные кружочки);
введение наглядности при показе пути
решения (экспериментатор выкладывает
перед ребенком детали, необходимые для
заданной конструкции, и начинает
конструирование, предлагая ребенку
продолжить действие); демонстрация
образца (конкретная помощь) – выполнение
задания с последующей репродукцией
ребенком (например, экспериментатор
сложил разрезную картинку, показал
результат ребенку, разобрал конструкцию
и предложил ребенку сделать то же самое).
При
таком подходе к исследованию способы
предъявления материала ребенку могут
быть разнообразными, что обеспечивает
постепенность изменения степени
трудности задания и требований к ребенку.
Это дает возможность ребенку перейти
от элементарных форм деятельности, к
более сложным . Такая последовательность
предъявления заданий позволяет определить
степень сформированности того или иного
действия. Результаты исследования
покажут, способен ли ребенок вообще
действовать в данной сфере деятельности,
может ли решать поставленную задачу в
обычных, или хотя бы облегченных условиях.
Полученные
с помощью обучающего эксперимента
данные могут быть использованы для
первичной оценки обучаемости детей,
для сравнения сдвигов в развитии при
различных системах обучения. Они помогут
обеспечить индивидуальный подход при
обучении.
В
процессе работы выделяются следующие
этапы обучающего эксперимента:
1.
Введение ребенка в ситуацию
эксперимента.
2.
Сообщение содержания задания
(инструкция).
3.
Наблюдение за деятельностью
ребенка при выполнении задания
(решение задания) и оказание дозированной
помощи.
4.
Оценка результатов деятельности
ребенка.
При
оценке результатов деятельности
фиксируется и анализируется принятие
задачи ребенком, понимание им инструкции,
возможность самостоятельного выполнения
задания и возможность коррекции ошибок
(контроль над деятельностью), обучаемость,
факторы, влияющие на изменение результатов
работы.
Резюмируя
вышеизложенное, можно сказать, что
анализ результатов изучения детей с
особыми потребностями в обучении
предполагает концентрацию внимания
исследователя на анализе характера
нарушений, возникающих при выполнении
ребенком заданий, и учет условий
эксперимента. Сюда относятся анализ
истощения, наступающего в процессе
выполнения ребенком экспериментального
задания; учет темпа проведения
эксперимента, характеризующего скорость
нервных процессов, изменение объема
предполагаемых задач или материала, с
которым действует ребенок (что в случаях
превышения доступных ребенку пределов
вызывает запредельное торможение).
Отражение этих результатов в заключении
по результатам эксперимента позволяет
получить объективные данные, характеризующие
особенности аномального ребенка.
Источник