Методы изучения развития ребенка младенческого возраста
Методы психологопедагогического обследования детей младенческого, раннего возраста. лекция
Диагностика нарушенного развития • Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого педагогическая диагностика. • Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно педагогическую и психологическую помощь. • Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.
Актуализация темы • Анализ качественной характеристики состояния здоровья современных дошкольников, то можно отметить высокую распространенность морфофункциональных отклонений — 75, 5– 96, 5% (С. В. Конова). • Ведущими являются нарушения опорно двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. • Наблюдения специалистов показывают, что у 12– 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30– 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.
• В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30– 45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. • Среди учащихся 20– 30% нуждаются в специальной психолого педагогической помощи, а свыше 60% относятся к так называемой группе риска. • Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ • Ведущими теоретико методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие. • • Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений. • • Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений. • • Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития. • • Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
Этапы диагностика нарушенного развития • 1. Скрининг диагностика (медицинский показатель) • – метод быстрого выявления основных заболеваний • Помогает быстро обнаружить проблемы и правильно сделать назначение • Очень непросто определить заболевание и причины его возникновения. • От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшие рекомендации и план лечения. • • Скрининг диагностика позволяет быстро и точно определить локализацию проблем на разных уровнях и прогнозировать течение болезни. В основе таких методов лежат современные исследования и открытия.
• 2. Дифференциальная диагностика • У детей с ЗПР в соматическом состоянии благодаря ей определяются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. • В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
3. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы • выявление индивидуальных психолого педагогических особенностей ребенка; • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений.
Наиболее популярные зарубежные методы оценки психического развития детей раннего возраста от 2 -х месяцев до 2, 5 лет • тесты Т. Бразельтона, • Денверский тест развития шкалы Н. Бейли, • оценочная шкала поведения младенца Neonatal Behavioral Assessment Scale (NBAS), • «Мюнхенской функциональной диагностики развития» КИД шкала, • скриниговый опросник M CHA.
Отечественные методы оценки психического развития детей первого года жизни • «Шкала нервно психического развития» , созданная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой (1981 г. ) и дополненная Э. Л. Фрухт. «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (О. В. Баженова, 1986), • «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 х лет» (Е. О. Смирнова, Н. Л. Галигузова, И. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, 2002).
Диагностики детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития» , разработанная Е. А. Стребелевой (1994) диагностика разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции).
В условиях Дома ребёнка рекомендуется использовать следующие методики, помогающие в проведении диагностики и осуществлении коррекционного сопровождения. • Методика Пантюхиной Г. В. , Печоры К. Л. , Фрухт Э. Л. «Диагностика нервнопсихического развития детей первых трёх лет жизни» . • Она применяется к детям в возрасте от 10 дней до З х лет. На каждом возрастном этапе, помимо ведущих линий раз вития (моторики, речи, енсорики с и др. ). проверяются другие умения ребёнка по показателям возраста. На первом году жизни 8 линий развития, на втором 6 линий, на третьем 7 линий. • Нервно психическое развитие ребёнка выявляется путём наблюдения и создания специальной провоцирующей ситуации во время обследования. Для этого подбирается специальный материал, аналогичный используемому детьми в самостоя тельной деятельности. Данные, полученные при проверке и наблюдении, отмечаются в Листе учёта развития, а затем зано сятся в Карту развития ребёнка. В заключении отражается: в чём и на сколько задерживается развитие ребёнка (выявляется группа развития), и каковы отклонения в поведении. Применение этой методики позволяет оценить психомоторное развитие ребёнка.
Методика Стребелевой Е. А. : «Ранняя диагностика умственного развития» . • Она предназначена для детей 2 3 летнего возраста, оп ределяет основные параметры умственного развития: приня тые задания, адекватность их решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату сво ей деятельности. Задания позволяют выявить возможности умственного развития ребёнка (восприятие, выделение отдельных призна ков предмета, узнавание), наглядно действенного мышления и продуктивных видов деятельности (рисование, конструирова ние). Разносторонность диагностирования умственного разви тия ребёнка 2 3 лет позволяет обнаружить отклонения и опре делить пути его коррекционного обучения. Предлагаемые задания относятся к числу так называе мых невербальных методик и могут применяться для испытуе мых с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования основное внима ние следует уделять оценке возможностей ребёнка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
• Оценка проводится в баллах следующим образом: · 1 балл даётся в тех случаях, когда ребёнок не сотруд ничает со взрослым; · 2 балла, если принимает задания, сотрудничает, само стоятельно задания не выполняет; · 3 балла, если сотрудничает, самостоятельно задания не выполняет, но после обучения переходит к самостоя тельному способу выполнения задания; · 4 балла, если ребёнок стал сразу сотрудничать, прини мает задания и самостоятельно находит способ его вы полнения. Суммарное количество баллов, получаемых при выпол нении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 40).
Разработка комплексной индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития • индивидуальная программа разрабатывается группой специалистов – участников сопровождения ребёнка с ЗПР: врач психоневролог, учитель дефектолог, учитель логопед, педагог психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
• Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. 2000. № 5. С. 86 96. • В статье три индивидуальные программы развития и воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна; раскрываются коррекционно развивающие задачи обучения и воспитания такого ребенка. Дан примерный алгоритм построения индивидуальной программы.
• Программа составляется с ориентировкой на следующие документы: • временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения; • концептуальные основы коррекционно развивающего обучения и воспитания; • программа Т. Г. Неретина «Я расту, я учусь, я радуюсь: программно методическое пособие для работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (Магнитогорск, 2003 г. ). • программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. , 2005. • методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. – М. , 2005. • Шевченко С. Г. Готовимся к школе. Программно методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста – М. , 1998. •
Индивидуальная программа направлена на решение следующих задач: • своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке психического развития ребёнка; • предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений в психическом развитии ребёнка; • создание условий для обеспечения комплексной коррекционно развивающей работы, основанной на результатах медико социальной психолого педагогической диагностики; • повышение уровня психолого педагогической компетентности родителей.
Алгоритм разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания • Программа состоит из трех основных частей. • Первая часть общие рекомендации к проведению занятий с ребенком • (уточняются педагогические условия для проведения занятий: организация режима занятий с ребенком, уточнение места проведения занятий и подбор игрового материала).
• Вторая часть – содержание коррекционной работы с ребенком. Прописываются направления, задачи коррекционно педагогической работы с ребенком, предлагаются игры и игровые упражнения. • Задачи выстраивается по направлениям, ориентированным на основные линии развития детей: социальную, физическую и познавательную. Наряду с этим, дается содержание коррекционной работы по формированию ведущей и продуктивных видов деятельности. • Третья часть – работа специалиста с родителями. В ней представлены рекомендации специалистов к воспитанию и обучению ребенка, адресованные его близким.
Источник
Обследование детей первого года жизни
В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.
Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.
Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.
В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.
Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.
Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.
Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.
Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.
Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.
Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.
1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.
2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.
3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.
При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).
Методика выявления
Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.
1) Перекличка с ребенком.
2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.
3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.
4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.
При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.
Методика выявления
Ситуация естественная или провоцирующая.
1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.
2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»
3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.
4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»
Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.
Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.
1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).
2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.
3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.
4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.
Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.
В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).
В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Тест психомоторного развития Гриффитс
Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сводная таблица баллов
Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.
По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.
В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.
Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.
Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.
В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.
Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь
Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в
Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]
I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание
Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются
Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее
Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем
глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой
Источник