Методы изучения психического развития ребенка в младенческом возрасте
Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.
История возникновения
Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.
Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.
Задачи и цели
Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.
Детская психология ставит перед собой следующие задачи:
- выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
- установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
- изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
- определить стандарты зрелости личности;
- выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
- сделать прогноз психического развития.
Методы исследования психики ребенка
Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.
Выделяют 4 основных метода детской психологии.
- Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
- Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
- Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
- Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.
Этапы психического развития
Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.
От 0 до года (младенчество)
Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.
От года до 3 лет (раннее детство)
Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.
От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)
Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.
От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)
Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.
От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)
Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.
От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)
В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.
Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Источник
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 лет. Факторы психического развития.
2. Развитие предметной деятельности.
3. Основные направления развития речи детей раннего возраста.
4. Восприятие, память, мышление у ребенка раннего возраста.
Задание 1. Методика изучения психического развития в раннем детстве.
Психическое развитие детей 1-3 года характеризуется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), образовательная деятельность (рисование), навыки, умения, моторика.
Возрастная шкала оценки психического развития
15 мес. 1.Употребляет 20 и более слов;
2.Выполняет два поручения;
3.Держит карандаш и оставляет следы;
4.Держит ложку во время еды;
5.Ставит 4 кубика один на другой;
6.Ходит сам, но часто падает.
18 мес. 1.Стремится связать два слова в предложение;
2.Хочет все делать самостоятельно;
3.Чиркает карандашом спонтанно и старательно;
4.Пробует самостоятельно кушать;
5.После наблюдения повторяет с игрушками действия;
6.Ходит стабильно, редко падает.
21 мес. 1.Называет 5 изображений на картинке;
2.Ищет помощи взрослых;
3.Чиркает карандашом в рамках листа;
4.Самостоятельно ест;
5. Бросает мяч в ящик;
6. Пробует бегать.
24 мес. 1.Задает первые вопросы;
2. Общается с детьми;
3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии;
4.Регулирует физиологические потребности;
5.Перегибает лист бумаги;
6.Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.
30 мес. 1.Задает различные вопросы;
2.Можно переубедить словами;
3. Чертит кривую замкнутую линию;
4.Регулярно сообщает о физиологической потребности
5.Расстегивает три пуговицы;
6.Бегает значительно лучше.
36 мес. 1.Может связно рассказывать;
2.В игре входит в роль;
3.Рисует шар, яблоко и другие предметы;
4.Сам раздевается и одевается;
5. Ставит 8 кубиков один на другой;
6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.
Коэффициенты психического развития (КР) Таблица 5
Высокое | Нормальное | Слабое | Критический уровень развития | Дебильность |
развитие | развитие | развитие | развития | |
110-120 | 109-90 | 89-80 | 79-70 | 67 и меньше |
Задание 2. Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.
Подготовка исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу».
Предлагаются следующие варианты:
1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;
2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;
3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например, в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка ;
4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;
5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.
Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 6).
Таблица 6
Выбор дошкольниками интересного для них варианта взаимодействия со взрослыми
вариант | Экспериментальная ситуация | возраст детей | ||
2-3 года | 3-4 года | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Получение новых впечатлений | ||||
Ласка взрослого | ||||
Совместные действия со взрослым | ||||
Слушание сказки | ||||
Беседы на личные темы |
Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.
Задание 3. Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста
Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечении, общее время занятости игрой.
Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 7).
Таблица 7
Длительность игры с пирамидкой в естественных, условиях
Возраст детей | Сосредоточены на игре с пирамидкой, мин | Отвлекаются, | Заняты одной игрой, мин |
мин | |||
1 год -1 год 3 мес. | |||
1 год 3 мес.-2 года 3 года |
Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.
Задание 4. Изучение волевых действий у детей раннего возраста
Подготовка исследования. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер.
Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года- до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.
I ситуация – ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.
II ситуация – ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором).
III ситуация — ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т.е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.
IV ситуация — ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой .
V ситуация — ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора.
Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца.
Обработка данных. Подсчитывают длительность одного усилия и перерыва между усилиями (средний показатель по всем детям возрастной группы). Результаты оформляют в таблицу (табл. 8).
Таблица 8
I Ситуация | Длительность одного усилия (средний показатель по возрастам) | Длительность перерыва между усилиями (средний показатель по возрастам) | ||||
1 год 3 мес | 2 года | 3 года | 1 год 3 мес | 2 года | 3 года | |
I | ||||||
II | ||||||
III | ||||||
IV | ||||||
V | ||||||
В среднем |
Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 9).
Таблица 9
Фамилия, имя, возраст ребенка | Ситуация | Первое | Второе | ||
исследование | исследование | ||||
Усилие | Перерыв | Усилие | Перерыв | ||
В среднем |
Делают выводы о том. как дети раннего возраста сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели. Анализируют индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастную динамику (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца).
Задание 5. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения.
Подготовка исследования. Познакомиться с содержанием подвижных игр «Хитрая лиса» и «Береги предмет».
Проведение исследования. С детьми 2-3 лет проводят подвижную игру «Береги предмет». Экспериментатор объясняет правила игры, обращая особое внимание на то, что закрывать предмет надо только тогда, когда водящий попытается его схватить. С детьми 4-7 лет проводят подвижную игру «Хитрая лиса». Экспериментатор объясняет правила игры, подчеркивая, что изображающий «хитрую лису» должен выбежать в круг только после того, как все играющие 3 раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?» До этого никто не должен знать, кто водит.
Обработка данных. Анализируют поведение детей с точки зрения умения сдерживать свои эмоции и двигательную активность. Определяют, как зависит произвольность поведения от возраста детей и в чем проявляются возрастные различия.
Задание 6. Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных действий.
Подготовка исследования. Приготовить игровое оборудование для кормления куклы.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет.
Первая серия. Экспериментатор показывает ребенку куклу и говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.
Вторая серия. Аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.
Третья серия. Экспериментатор показывает ребенку развернутые игровые действия; готовит обед, раскладывает его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предлагает ребенку покормить куклу.
Четвертая серия. Аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу.
Пятая серия. Экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.
Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 1 -2 дня.
Обработка данных. Анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использование в игре игрушки и игровых предметов, называние действий словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращения ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — компот), а также влияние подражания на данные показатели.
Задание для самостоятельной работы:
Выполнить задание по изучению восприятия цвета.
Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25×10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта — пустая.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).
Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.
Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.
Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Возрастные особенности восприятия цвета (количество правильных ответов, %) Таблица 10
Возраст | Выбор цвета по наглядному образцу | Размещение цветов по наглядному образцу | Выбор цвета при назывании его взрослым | Самостоятельное название цвета |
2— 3 года 3— 4 года 4— 5 лет 5— 6 лет 6— 7 лет |
Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.10).
Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.
Выполнить задание по изучению процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте. (См. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, – С.280-282).
Источник