Методы изучения психического развития ребенка в младенческом возрасте

Методы изучения психического развития ребенка в младенческом возрасте thumbnail

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка воронеж

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Источник

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 лет. Факторы психического развития.

2. Развитие предметной деятельности.

3. Основные направления развития речи детей раннего возраста.

4. Восприятие, память, мышление у ребенка раннего возраста.

Задание 1. Методика изучения психического развития в раннем детстве.

Психическое развитие детей 1-3 года характеризуется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), образовательная деятельность (рисование), навыки, умения, моторика.

Возрастная шкала оценки психического развития

15 мес. 1.Употребляет 20 и более слов;

2.Выполняет два поручения;

3.Держит карандаш и оставляет следы;

4.Держит ложку во время еды;

5.Ставит 4 кубика один на другой;

6.Ходит сам, но часто падает.

18 мес. 1.Стремится связать два слова в предложение;

2.Хочет все делать самостоятельно;

3.Чиркает карандашом спонтанно и старательно;

4.Пробует самостоятельно кушать;

5.После наблюдения повторяет с игрушками действия;

6.Ходит стабильно, редко падает.

21 мес. 1.Называет 5 изображений на картинке;

2.Ищет помощи взрослых;

3.Чиркает карандашом в рамках листа;

4.Самостоятельно ест;

5. Бросает мяч в ящик;

6. Пробует бегать.

24 мес. 1.Задает первые вопросы;

2. Общается с детьми;

3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии;

4.Регулирует физиологические потребности;

5.Перегибает лист бумаги;

6.Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

30 мес. 1.Задает различные вопросы;

2.Можно переубедить словами;

3. Чертит кривую замкнутую линию;

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Расстегивает три пуговицы;

6.Бегает значительно лучше.

36 мес. 1.Может связно рассказывать;

2.В игре входит в роль;

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы;

4.Сам раздевается и одевается;

5. Ставит 8 кубиков один на другой;

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Коэффициенты психического развития (КР) Таблица 5

Читайте также:  Общие закономерности развития ребенка младшего школьного возраста
Высокое Нормальное Слабое Критиче­ский уровень развития Дебильность
развитие развитие развитие развития  
        
         
110-120 109-90 89-80 79-70 67 и меньше

Задание 2. Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.

Подготовка исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу».

Предлагаются следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например, в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка ;

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

Выбор дошкольниками интересного для них варианта взаимодействия со взрослыми

вариант Экспериментальная ситуация возраст детей
2-3 года 3-4 года 5-6 лет 6-7 лет
Получение новых впечатлений        
Ласка взрослого        
Совместные действия со взрослым        
Слушание сказки        
Беседы на личные темы        

Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.

Задание 3. Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечении, общее время занятости игрой.

Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 7).

Таблица 7

Длительность игры с пирамидкой в естественных, условиях

Возраст детей Сосредото­чены на иг­ре с пира­мидкой, мин Отвлекаются, Заняты одной игрой, мин
мин
1 год -1 год 3 мес.   
1 год 3 мес.-2 года 3 года

Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.

Задание 4. Изучение волевых действий у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года- до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.

I ситуация – ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.

II ситуация – ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором).

III ситуация — ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т.е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация — ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой .

V ситуация — ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора.

Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца.

Обработка данных. Подсчитывают длительность одного усилия и перерыва между усилиями (средний показатель по всем детям возрастной группы). Результаты оформляют в таблицу (табл. 8).

Таблица 8

I Ситуация Длительность одного усилия (средний показатель по воз­растам) Длительность перерыва между усилиями (средний показатель по возрастам)
  1 год
3 мес
2 года 3 года 1 год
3 мес
2 года 3 года
I            
II
III
IV            
V            
В среднем            

Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 9).

Таблица 9

Фамилия, имя, возраст ребенка Ситуа­ция Первое Второе
  исследование исследование
  Усилие Перерыв Усилие Перерыв
В среднем          

Делают выводы о том. как дети раннего возраста сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели. Анализируют индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастную динамику (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца).

Читайте также:  Общее развитие ребенка 8 вида

Задание 5. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения.

Подготовка исследования. Познакомиться с содержанием подвижных игр «Хитрая лиса» и «Береги предмет».

Проведение исследования. С детьми 2-3 лет проводят подвижную игру «Береги предмет». Экспериментатор объясняет правила игры, обращая особое внимание на то, что закрывать предмет надо только тогда, когда водящий попытается его схватить. С детьми 4-7 лет проводят подвижную игру «Хитрая лиса». Экспериментатор объясняет правила игры, подчеркивая, что изображающий «хитрую лису» должен выбежать в круг только после того, как все играющие 3 раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?» До этого никто не должен знать, кто водит.

Обработка данных. Анализируют поведение детей с точки зрения умения сдерживать свои эмоции и двигательную активность. Определяют, как зависит произвольность поведения от возраста детей и в чем проявляются возрастные различия.

Задание 6. Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных действий.

Подготовка исследования. Приготовить игровое оборудование для кормления куклы.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет.

Первая серия. Экспериментатор показывает ребенку куклу и говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

Вторая серия. Аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.

Третья серия. Экспериментатор показывает ребенку развернутые игровые действия; готовит обед, раскладывает его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Четвертая серия. Аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Пятая серия. Экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 1 -2 дня.

Обработка данных. Анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использование в игре игрушки и игровых предметов, называние действий словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращения ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — компот), а также влияние подражания на данные показатели.

Задание для самостоятельной работы:

Выполнить задание по изучению восприятия цвета.

Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25×10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта — пустая.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Возрастные особенности восприятия цвета (количество правильных ответов, %) Таблица 10

 
Возраст
Выбор цвета по нагляд­ному образ­цу Размещение цветов по наглядному образцу Выбор цвета при называ­нии его взрослым Самостоя­тельное на­звание цвета
2— 3 года
3— 4 года
4— 5 лет
5— 6 лет
6— 7 лет
       

Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.10).

Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Выполнить задание по изучению процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте. (См. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, – С.280-282).

Источник