Методы изучения особенностей психического развития ребенка в раннем возрасте

Методы изучения особенностей психического развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 лет. Факторы психического развития.

2. Развитие предметной деятельности.

3. Основные направления развития речи детей раннего возраста.

4. Восприятие, память, мышление у ребенка раннего возраста.

Задание 1. Методика изучения психического развития в раннем детстве.

Психическое развитие детей 1-3 года характеризуется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), образовательная деятельность (рисование), навыки, умения, моторика.

Возрастная шкала оценки психического развития

15 мес. 1.Употребляет 20 и более слов;

2.Выполняет два поручения;

3.Держит карандаш и оставляет следы;

4.Держит ложку во время еды;

5.Ставит 4 кубика один на другой;

6.Ходит сам, но часто падает.

18 мес. 1.Стремится связать два слова в предложение;

2.Хочет все делать самостоятельно;

3.Чиркает карандашом спонтанно и старательно;

4.Пробует самостоятельно кушать;

5.После наблюдения повторяет с игрушками действия;

6.Ходит стабильно, редко падает.

21 мес. 1.Называет 5 изображений на картинке;

2.Ищет помощи взрослых;

3.Чиркает карандашом в рамках листа;

4.Самостоятельно ест;

5. Бросает мяч в ящик;

6. Пробует бегать.

24 мес. 1.Задает первые вопросы;

2. Общается с детьми;

3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии;

4.Регулирует физиологические потребности;

5.Перегибает лист бумаги;

6.Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

30 мес. 1.Задает различные вопросы;

2.Можно переубедить словами;

3. Чертит кривую замкнутую линию;

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Расстегивает три пуговицы;

6.Бегает значительно лучше.

36 мес. 1.Может связно рассказывать;

2.В игре входит в роль;

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы;

4.Сам раздевается и одевается;

5. Ставит 8 кубиков один на другой;

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Коэффициенты психического развития (КР) Таблица 5

Высокое Нормальное Слабое Критиче­ский уровень развития Дебильность
развитие развитие развитие развития  
        
         
110-120 109-90 89-80 79-70 67 и меньше

Задание 2. Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.

Подготовка исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу».

Предлагаются следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например, в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка ;

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

Выбор дошкольниками интересного для них варианта взаимодействия со взрослыми

вариант Экспериментальная ситуация возраст детей
2-3 года 3-4 года 5-6 лет 6-7 лет
Получение новых впечатлений        
Ласка взрослого        
Совместные действия со взрослым        
Слушание сказки        
Беседы на личные темы        

Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.

Задание 3. Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечении, общее время занятости игрой.

Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 7).

Таблица 7

Длительность игры с пирамидкой в естественных, условиях

Возраст детей Сосредото­чены на иг­ре с пира­мидкой, мин Отвлекаются, Заняты одной игрой, мин
мин
1 год -1 год 3 мес.   
1 год 3 мес.-2 года 3 года

Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.

Задание 4. Изучение волевых действий у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года- до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.

I ситуация – ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.

II ситуация – ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором).

III ситуация — ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т.е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация — ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой .

V ситуация — ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора.

Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца.

Обработка данных. Подсчитывают длительность одного усилия и перерыва между усилиями (средний показатель по всем детям возрастной группы). Результаты оформляют в таблицу (табл. 8).

Таблица 8

I Ситуация Длительность одного усилия (средний показатель по воз­растам) Длительность перерыва между усилиями (средний показатель по возрастам)
  1 год
3 мес
2 года 3 года 1 год
3 мес
2 года 3 года
I            
II
III
IV            
V            
В среднем            
Читайте также:  Воспитание образование и развитие ребенка является правом и обязанностью

Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 9).

Таблица 9

Фамилия, имя, возраст ребенка Ситуа­ция Первое Второе
  исследование исследование
  Усилие Перерыв Усилие Перерыв
В среднем          

Делают выводы о том. как дети раннего возраста сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели. Анализируют индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастную динамику (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца).

Задание 5. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения.

Подготовка исследования. Познакомиться с содержанием подвижных игр «Хитрая лиса» и «Береги предмет».

Проведение исследования. С детьми 2-3 лет проводят подвижную игру «Береги предмет». Экспериментатор объясняет правила игры, обращая особое внимание на то, что закрывать предмет надо только тогда, когда водящий попытается его схватить. С детьми 4-7 лет проводят подвижную игру «Хитрая лиса». Экспериментатор объясняет правила игры, подчеркивая, что изображающий «хитрую лису» должен выбежать в круг только после того, как все играющие 3 раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?» До этого никто не должен знать, кто водит.

Обработка данных. Анализируют поведение детей с точки зрения умения сдерживать свои эмоции и двигательную активность. Определяют, как зависит произвольность поведения от возраста детей и в чем проявляются возрастные различия.

Задание 6. Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных действий.

Подготовка исследования. Приготовить игровое оборудование для кормления куклы.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет.

Первая серия. Экспериментатор показывает ребенку куклу и говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

Вторая серия. Аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.

Третья серия. Экспериментатор показывает ребенку развернутые игровые действия; готовит обед, раскладывает его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Четвертая серия. Аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Пятая серия. Экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 1 -2 дня.

Обработка данных. Анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использование в игре игрушки и игровых предметов, называние действий словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращения ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — компот), а также влияние подражания на данные показатели.

Задание для самостоятельной работы:

Выполнить задание по изучению восприятия цвета.

Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25×10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта — пустая.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Возрастные особенности восприятия цвета (количество правильных ответов, %) Таблица 10

 
Возраст
Выбор цвета по нагляд­ному образ­цу Размещение цветов по наглядному образцу Выбор цвета при называ­нии его взрослым Самостоя­тельное на­звание цвета
2— 3 года
3— 4 года
4— 5 лет
5— 6 лет
6— 7 лет
       

Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.10).

Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Выполнить задание по изучению процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте. (См. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, – С.280-282).

Источник

Методы диагностики развития психики:

тесты-иллюстрации по изучению познават. и эмоц. сфер психики ребенка;

анализ в микрогруппах материалов экспериментальных исследований особенностей псих. развития в ран. детстве с целью объяснения их смысла, значения и обобщения;

Читайте также:  23 неделя беременности развитие ребенка и ощущения

стандартизированное наблюдение и эксперимент, анализ продуктов деятельности (рисунков).

1.Метод наблюдения (наиболее эффективный м-д т.к. собираются факты реального поведения ребенка, ребенок предстает как целостная личность, можно проследить хар-р взаимоотношений с окруж-ми). Для повышения эффективности данного м-да желательна хорошая организация (напр, составление карточек развития ребенка).

2.Беседа (рекомендовано при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Темами для беседы м. б.: семья, родители, участие в дом. работе, свободное время, самооценка, школа, страхи и опасения, состояние здоровья. По рез-там наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологич. особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его хар-ра.

3.Эксперимент (наиболее приемлемая форма – исследование с помощью тестов). Тест – стандартизированное задание для определения развития у ребенка различ. псих. процессов. Тестирование дает возможность определить норму развития, провести повторно, т. е сравнительное испытание, одномоментного сбора большого объема информации, отсутствие длительной спец. подготовки. Тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познават. процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвол., так и непроизвол. уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познават. процессов и реальный уровень их развития.

Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Возр. границы: от 3 до 7 лет.

Особен-сти соц. ситуации:

1. Измен-ся место ребенка в системе обществ. отношений.

2. Разв-тся способность к идентификации с др. людьми.

3. Происх. усвоение норм поведения и различ. форм общения.

4. Начин-ся осознание своей индивидуал-сти.

5. Проявл-тся интерес к телесной конструкции ч-ка.

6. Интересы перемещаются от мира предметов к миру взр. людей.

Соц. ситуация развития описывается схемой «ребенок – взрослый – обобщенный, общественный».

Ведущая деят-сть: сюжетно-ролевая игра, где ребенок может моделировать деят-сть взрослых. Структура с.-р. игры: сюжет, содержание, роль, игровые действия, материал и правила, использ-ся предметы-заместители. Игра способ-т формир-ю навыков общения со сверстниками, становлению произвольного поведения, развитию мотивац-потребностной сферы. Новообразования возраста: самосознание, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, самооценка, новая внутренняя позиция, осознание своего места в системе общественных отношений.

Особ-сти познават. развития: восприятие становится более осмысленным, произвольным, активно осваиваются сенсорные эталоны; благодаря развитию речи и познават. интересов повышаются концентрация, объем, устойчивость и произвольность внимания; к концу периода – произвольность запоминания; на смену наглядно-действенному – наглядно-образное мышление; расширяется словарный запас; воображению свойственны яркая эмоц. окраска, фантазии. Эмоции и поведение – более регулируемые. Формируется соподчинение мотивов, избирательность поведения. Усиливается стремление к познанию окруж-го, если оно реализуется, то формируется инициатива (по Эриксону), а если тормозится, то пассивность и чувство вины.

К концу возраста – кризис 7 лет. Симптомы: потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты», указывающий на способность к внутренним переживаниям.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Источник

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка его оценка

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Источник