Методы изучения эмоционального развития ребенка
Эмоции играют важную роль в жизни
детей, помогая воспринимать действительность и
реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и
воспитатели) должны стремиться к установлению
тесных эмоциональных контактов с ребенком, так
как взаимоотношения с другими людьми, их
поступки — важнейший источник формирования
чувств дошкольника: радости, нежности,
сочувствия, гнева и других переживаний.
Для практического психолога поведение
ребенка, развитие его эмоциональной сферы
является важным показателем в понимании мира
маленького человека и свидетельствует о его
психическом состоянии, благополучии, возможных
перспективах развития.
Объект исследования: эмоциональное
развитие дошкольников.
Предмет исследования:
особенности эмоционального развития
дошкольников.
Цель исследования: выявить
особенности эмоционального развития
дошкольников.
Гипотеза исследования: система
проведения специально организованных учебных
занятий является эффективным способом коррекции
эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи исследования:
- На основе изучения и анализа психологических
источников уточнить понимание эмоций и
особенности эмоционального развития
дошкольников. - Составить методику диагностики и выявить
особенности эмоционального развития
дошкольников. - Разработать методику развития и коррекции
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - Провести экспериментальную работу по
исследованию эмоционального развития
дошкольников.
Методы исследования проблемы:
- Проективная методика “Дом, дерево, человек”.
- Проективная методика “Несуществующее
животное”. - Проективная методика “Кактус”.
- Проективная методика “Рисунок семьи”.
- Методика диагностики детско-родительских
отношений А.Я.Варга – В.В.Столина.
Методологические основы исследования
проблемы. В моей работе был использован
теоретический материал и практический опыт по
коррекции эмоциональной сферы дошкольников, как
в процессе учебных занятий так и вне (Изард К.,
Чистякова М.И., Урунтаева Г.А.).
Структура работы. С целью подтверждения
практикой теоретического положения
исследования была организована
опытно-экспериментальная работа. Исследование
проходило в несколько этапов.
Первый этап – поисковый. На данном
этапе на основе анализа
психолого-педагогической литературы и данных
собственного опыта работы в дошкольных
учреждениях происходила:
- формулировка гипотезы исследования;
- определение инструментария исследования;
- отбор и изучение состава экспериментальной
группы.
Второй этап – основной. Данный этап
исследования включал в себя:
- проведение диагностических срезов с целью
изучения эмоционального статуса дошкольников –
констатирующий эксперимент, представленный в
главе 2;
Третий этап – формирующий. Этот этап
включает в себя
разработка методики развития и
коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста проведение соответствующей работы.
Глава 1. Теоретические основы
исследования проблемы эмоционального развития
дошкольников
1.1. Понятие об эмоциях
Эмоции – реакция человека на
воздействие внутренних и внешних раздражителей,
имеющих ярко выраженную субъективную окраску:
обычно носят ситуативный характер и выражают
оценку личностью определенной ситуации,
связанной с удовлетворением потребностей
человека в данный момент [1].
Эмоции и чувства — это своеобразное
личностное отношение человека к окружающей
действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне
познания и деятельности человека. Они возникают
в процессе деятельности и влияют на ее
протекание.
Таким образом, анализ теоретических
исследований свидетельствует о том, что в
психолого-педагогической литературе накоплен
значительный материал по проблеме развития
эмоциональной сферы дошкольников. Выделены
особенности эмоционального развития в
дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции
оказывают большое влияние на развитие
психических процессов у ребенка.
Делая вывод нужно отметить, что
развивать, корректировать эмоциональную сферу
дошкольников возможно на учебных занятиях в
дошкольных учреждениях, но занятия эти
специфичны.
1.2. Основные характеристики эмоционального
развития дошкольников
Основные характеристики формирования
эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3
года):
отсутствие эмпатии;
характерные эмоциональные реакции
связаны с непосредственными желаниями;эмоциональность обусловлена
конкретной ситуацией: может ли получить предмет,
успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему
взрослый;отсутствует соподчинение мотивов;
- ребенок не в состоянии принять решение, сделать
выбор; - присутствует эгоцентризм;
- зарождается самосознание (узнавание себя в
зеркале, называние себя по имени, переживание
кризиса 3-х лет “Я сам”, употребление в речи
местоимения “Я”); - появляется первичная самооценка “ Я хороший ”,
как правило, в этом возрасте она максимально
завышена; - восприятие аффективно окрашено;
- включаясь в действие, ребенок не предвидит
последствий и не переживает по поводу поступка и
его последствий; - важна оценка взрослого (похвала — отрицание);
- реакция на оценку взрослого, аффект — последнее
звено в цепочке реакций.
В дошкольном возрасте (5-7 лет)
проявляются следующие особенности формирования
эмоциональной сферы:
- более спокойный, уравновешенный эмоциональный
фон восприятия;
- эмоциональность обусловлена развивающимися
представлениями: желание — представление —
действие — эмоция; - эмоциональные процессы более управляемые;
- развивается эмоциональное предвосхищение
(будущий
результат, его оценка взрослым). При
отрицательном результате действий возникает
неодобрительная оценка взрослого, что может
повлечь за собой развитие тревожности. При
положительном результате действия ребенок
получает положительную оценку взрослого, что
вызывает позитивный эмоциональный стимул для
дальнейшего поведения; - аффект — первое звено в цепочке реакций;
- происходит переход от желаний (мотивов),
направленных на предметы, к желаниям, связанным с
представлением о предметах, их свойствами и
получением конечного результата; - самооценка несколько завышена, что помогает
осваивать новые виды деятельности без сомнения и
страха, но к моменту обучения в школе уровень
самооценки снижается; - соподчинение мотивов (мотивы приобретают
разную силу и значимость), появление новых
мотивов (мотив достижения успеха, соревнование),
складывается индивидуальная мотивационная
система (выделяются доминирующие мотивы,
формируется иерархия, выделяются социальные
мотивы: достижение успеха, интерес к достижению
деятельности); - появляется способность оценивать свое
поведение.
Выводы:
Потребность в общении со сверстниками
развивается на основе совместной деятельности
детей — в играх, при выполнении трудовых
поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта
общения состоит в большом разнообразии
коммуникативных действий и чрезвычайно широком
их диапазоне. При общении со сверстником ребенок
совершает множество действий и обращений,
которые практически не встречаются в контактах с
взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает
свою волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном
общении появляются такие формы поведения, как
притворство, стремление выразить обиду, нарочито
не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование
и т. п.
Второе отличие общения со
сверстниками от общения с взрослыми заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности. В среднем в общении сверстников, по
данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше
экспрессивно-мимических проявлений, выражающих
самые разные эмоциональные состояния — от
яростного негодования до бурной радости, от
нежности и сочувствия до драки [2].
Действия, адресованные сверстнику,
характеризуются значительно большей
аффективной заряженностью. Дошкольники втрое
чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают
с ним в конфликтные отношения, чем при
взаимодействии с взрослым. Столь сильная
эмоциональная насыщенность контактов
дошкольников связана с тем, что, начиная с 4
летнего возраста, сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным партнером по
общению. При недостаточных эмоциональных
контактах у дошкольников может наблюдаться
задержка эмоционального развития.
Глава 2. Эмпирические исследования
эмоциональной сферы дошкольников.
2.1. Методы диагностики эмоциональной сферы
дошкольников
В качестве основных методов,
позволяющих выявить особенности эмоционального
развития и оценить эмоциональное состояние
ребенка, используются проективные рисуночные
тесты. Этими методиками могут успешно
пользоваться как специалисты-психологи, так и
воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый
день, имеют возможность тщательно исследовать
его поведение в реальных жизненных
обстоятельствах.
С целью подтверждения практикой
теоретических положений мной была организована
опытно-экспериментальная работа с
использованием проективных рисуночных методов
для выявления эмоциональных особенностей
дошкольников: “Рисунок семьи”, “Несуществующее
животное”, “Кактус”, “Дом, дерево, человек” (Приложение 1).
Исследование проводилось в
подготовительной группе детского сада МДОУ № 43,
состоящей из 28 человек, из них 18 мальчиков и 10
девочек. В исследовании приняло участие 10
человек. Возрастной состав группы: 6 лет.
Для установления причин
эмоционального неблагополучия детей важно
определить ситуации или объекты, вызывающие
негативные, болезненные переживания. В этом
случае целесообразно проводить вместе с
тестированием детей и анкетный опрос родителей
или других близких ребенку людей с целью
выявления психологического микроклимата в
семье.
Результаты, полученные с помощью
проективных методик, нашли свое подтверждение
при работе с родителями, с использованием теста
родительского отношения. В данном типе
родительских отношений у наших испытуемых
преобладают такие тенденции, как:
- восприятие своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым; - проявление родителями равнодушия по отношению
к своему ребенку, досады, раздражения, обиды; - низкая оценка способности детей;
- существование значительной психологической
дистанции; - проявление авторитарности;
- установление определенных рамок поведения.
Общий вывод: Анализ информации,
полученной с помощью исследования, дал следующую
картину эмоциональной сферы детей в условиях
семьи:
- аффективные связи и конфликтные тревожные
отношения с близкими родственниками; - эмоциональная озабоченность ребенка по поводу
семейной ситуации; - эмоциональная разобщенность;
- чувство непреодолимого страха, небезопасности;
- депрессивность, чувство неполноценности в
семейной ситуации; - недостаточная практика общения с ребенком;
- чувство отверженности;
- неадекватность в отношениях с авторитарными
людьми.
Анализируя выше сказанное, можно
отметить, что проведение диагностических срезов
позволило нам выявить уровень тревожности и
оценить внутреннее отношение ребенка к
определенному типу ситуаций.
Результаты диагностического анализа
свидетельствуют о неблагополучии развития
эмоциональной сферы дошкольников и о
необходимости ее коррекции.
Глава 3. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников
3.1. Обучающие способы, приемы и
содержание заданий по развитию эмоций
Главная цель развития эмоциональной
сферы дошкольников — научить детей понимать
эмоциональные состояния свои и окружающих их
людей; дать представления о способах выражения
собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а
также совершенствовать способность управлять
своими чувствами и эмоциями [3].
Вот некоторые задания по развитию
эмоций:
1. Рассматривание собственной мимики
перед зеркалом.
2. Игра “Артисты немого кино” –
проводится перед зеркалом;
3. “Мимический диктант”
4. Тот же “мимический диктант”, но
записанный на видеопленку;
5. Эмоциональный аутотренинг через
эмоциональную идентификацию (отождествление) с
любым персонажем.
6. Рассказывание сказок, историй от
первого лица.
7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где
от ребенка требуется произвольная регуляция
эмоций.
8. Создание “автопортрета” – рисунок,
“фотография”.
Вывод:
По мере развития личности у ребенка
повышаются способности к самоконтролю и
произвольной психической саморегуляции. За
этими понятиями стоит возможность управлять
своими эмоциями и действиями, умение
моделировать и приводить в соответствие свои
чувства, мысли, желания и возможности,
поддерживать гармонию духовной и материальной
жизни.
Взрослые (родители и воспитатели)
должны стремиться к установлению тесных
эмоциональных контактов с ребенком, так как
взаимоотношения с другими людьми, их поступки —
важнейший источник формирования чувств
дошкольника. Для понимания детских эмоций
взрослым необходимо знать их происхождение, а
также стремиться помочь ребенку глубже понять те
или иные факты действительности и сформировать
правильное отношением к ним.
Заключение
Осуществляя свой формирующий
эксперимент, мной разработан блок учебных
занятий, позволяющих скорректировать
эмоциональное состояние детей (Приложение
2). Данный блок занятий был включен в
учебно-воспитательный процесс детского
учреждения МДОУ № 43. Результаты проведенной
работы доказали ее актуальность и
способствовали улучшению эмоционального
состояния детей.
На основании выше изложенного можно
сделать вывод, что поставленные в исследовании
задачи решены, а гипотеза получила
подтверждение.
Литература
- Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. –
М,2000. - Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире
детских эмоций: пособие для практических
работников ДОУ. М.: Айри-пресс, 2006.-160с. –
(Библиотека психолога образования).
Источник
Методики психологической диагностики.
Василенко О.Н.
№
Методики
Возраст
Назначение методики
Краткое описание методики
1.
«Лесенка»
с 3 – 7 лет
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
2.
Методика
«Человек под дождем»
с 6 лет
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
3.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4.
Методика
«Домики» Ореховой О. А.
4 – 12 лет
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
5.
Методика ДДЧ
(Дом-Дерево-Человек)
с 5 лет
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
6.
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
3,5 – 7 лет
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
7.
Hand-тест
(тест руки)
с 5 лет
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
8.
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
с 5 лет
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
9.
Тест Сонди
с 6-7 лет
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
10.
Методика
«Несуществующее животное»
С 6 лет
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
11.
Методика
«Контурный САТ-Н»
3 – 10 лет
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
12.
Методика
«Автопортрет»
с 6-7 лет
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
13.
Цветовой тест Люшера
с 3,5 лет
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
14.
Методика «Кактус»
с 4 лет
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
15.
Рисунок семьи
с 4 лет
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
16.
Тест
«Эмоциональные
сферы»
с 6 лет
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
17.
Тест «Сказка»
с 3,5 лет
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
18.
Методика
«Аппликация»
с 6-7 лет
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
19.
Методика
Рене Жиля
с 5 лет
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
20.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
21.
ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
С 6 лет
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
22.
Методика
“Мозаика”
С 6 лет
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
23.
Интервью “Волшебный мир”
(Л. Д. Столяренко)
С 5 лет
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
24.
Тест животных
Рене Заззо
С 5 лет
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник