Методы исследования развития ребенка в возрастной психологии

Понятие и особенности методов возрастной психологии

Методы исследования возрастной психологии представляют собой комплекс методик исследования, которыми пользуются в возрастной психологии. Они могут состоять из нескольких видов методик. Эти блоки в большинстве заимствуются из общей, дифференциальной и социальной психологии, при этом происходит их адаптирование к работе с представителями определенного возраста.

Методы исследования в возрастной психологии, которые касаются когнитивных процессов и личности ребенка, взяты из общей психологии и адаптированы к возрасту ребенка. Они концентрируются на изучении восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью подобных методов формируется информация о возрастных особенностях познавательных процессов ребенка, включая преобразования этих процессов при взрослении, то есть статус перехода из одной возрастной группы в другую.

Многие методы исследования возрастных и индивидуальных различий ребенка заимствованы из дифференциальной психологии, при этом максимально популярен «метод близнецов», посредством которого исследуются сходства и различия гомозиготных и гетерозиготных близнецов. Через полученные данные ученые и исследователи делают вывод об органической (генотипической) и средовой обусловленности соответствующих явлений поведения и психики детей.

С помощью социальной психологии возрастная психология обеспечивается методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в выбранных детских группах, в том числе взаимоотношения между взрослыми и детьми. К подобным методам относят: наблюдение, опрос, беседу, эксперимент, методы срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Совокупность данных методов должна быть адаптирована к возрасту ребенка.

Рассмотрение основных методов возрастной психологии

Замечание 1

Основным методом работы с детьми является наблюдение. Его часто выбирают предметом для написания курсовой студенты. Метод очень прост, что отличает его от тестов, эксперимента и опроса, которые представляют сложность для исследования детского поведения.

Наблюдение начинается с того, что ставятся цели, составляется программа наблюдения, разрабатывается план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно ведется и какого результата можно ожидать в итоге. Для получения достоверных результатов, наблюдение должно быть регулярно, поскольку ребенок растет быстро и изменения его поведения и психики быстротечны. Например, поведение младенцев меняется на глазах, по этой причине, даже пропустив один месяц, исследователи лишаются возможности получить ценную информацию о развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше интервал должен быть между наблюдениями. От рождения до 2—3 месяцев наблюдение за детьми осуществляется ежедневно; в период от 2 до 3 месяцев до 1 года — каждую неделю; от 1 года до 3 лет — ежемесячно; от 3 до 6—7 лет — один раз в 6 месяцев; в младшем школьном возрасте и более позднем возрасте — ежегодно.

Метод наблюдения в исследовании детей показал большую эффективность. Это обусловлено тем, что ребенок ведет себя более непосредственно и не играет социальные роли, которые навязаны взрослыми. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием и часто отвлекаются от своих привычных дел. По этой причине по возможности необходимо скрытое наблюдение, когда ребенок не видит наблюдателя.

Следующий метод наблюдения — опрос. Его проводят как устно, так и в письменном виде. Пользоваться данным методом не всегда просто, ведь ребенок может понять заданный вопрос по-своему, вложив в него другой смысл, чем хотел взрослый человек. Это происходит по той причине, что система понятий у ребенка значительно отличается от той, которую используют взрослые. Подобное явление можно отметить и у подростков. По этой причине прежде чем получить ответ на заданный вопрос, необходимо убедиться в правильности его понимания детьми, разъяснив и обсудив при этом неточности, и только после этого интерпретируя полученные ответы.

Эксперимент может являться одним из самых надежных методов, который позволяет получать информацию о детском поведении и психологии. Сущность эксперимента заключается в том, что в ходе исследования у ребенка могут быть вызваны интересующие исследователя психические процессы с созданием условий, которые необходимы и достаточны для проявления подобных процессов.

Ребенок при вступлении в экспериментальную игровую ситуацию, может вести себя непосредственно и эмоционально откликаться на предложенные ситуации. В этом случае он не играет никакой социальной роли, что дает возможность получить его истинные реакции на воздействующий стимул. Результаты считаются максимально достоверными тогда, когда эксперимент организован в виде игры. Здесь важно, чтобы игра выражала непосредственный интерес и потребности ребенка, в противном случае дети не смогут проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Помимо этого, при включении в эксперимент, ребенок может действовать сиюминутно и спонтанно, по этой причине в течение всего эксперимента важно поддерживать у него интерес.

Читайте также:  Возрастная периодизация психического развития ребенка

Еще одним методом возрастной психологии являются срезы, которые можно классифицировать на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Основа данного метода заключается в том, что в группе детей используются определенные методики для исследования какого-либо параметра (например, интеллектуальный уровень). Преимуществом этого метода является получение за короткое время статистических данных о возрастном различии психических процессов с установлением влияния возраста, пола или другого фактора на основные тенденции психического развития. Недостатком метода является то, что при исследовании детей разного возраста нельзя получить сведения о самом процессе развития, включая его природу и движущие силы.

Используя метод продольных (лонгитюдных) срезов, происходит прослеживание развития группы одних и тех же детей в длительные периоды времени. Этот метод дает возможность установки качественных изменений в развитии психических процессов и личности ребенка, выявляя причины подобных изменений и изучая тенденции развития, незначительные изменения, которые не были охвачены поперечными срезами. Недостатком методы является то, что полученные результаты основаны на исследовании поведения небольшой группы детей, по этой причине распространение их на большое количество детей не всегда будет корректно.

Другие методы возрастной психологии

Тестирование в качестве метода дает возможность определить уровень интеллектуальных способностей и качеств личности. Здесь важно поддерживать у ребенка интерес к этому методу с помощью привлекательных для них способов (например, награда, поощрение). Осуществляя тесты, для детей часто используют взрослые тесты, адаптированные для каждого возраста. Примером может быть детские варианты теста Векслера, Кеттела.

Определение 1

Беседа представляет собой получение информации об испытуемом при непосредственном общении с ним: задаются целенаправленные вопросы и ожидаются ответы на них.

Этот метод можно отнести к эмпирическим. Важное условие эффективности беседы состоит в располагающей обстановке, доброжелательности, тактичности. Вопросы должны быть подготовлены заблаговременно, ответы зафиксированы без привлечения внимания испытуемого.

Определение 2

Анкетирование представляет собой метод получения сведений об испытуемом на основе его ответов на заранее подготовленные вопросы.

Анкетирование может быть нескольких видов: устное, письменное, индивидуальное или групповое.

Анализ продуктов деятельности — это метод исследования, использующий анализ продуктов деятельности ребенка (например, рисунки, чертежи, музыкальные произведения, сочинения, учебные тетради, личные дневники и т.д.). С помощью этого метода можно получить информацию о внутреннем мире детей, их отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях их восприятия и прочих аспектах психики. Основной метода является принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым происходит не только формирование психики ребенка, но и ее проявление в деятельности. Когда ребенок рисует или создает что-то, он предоставляет исследователям возможность раскрытия таких сторон его психики, о которые трудно было бы сложно или невозможно определить посредством других методов. На основе анализа рисунков исследуются познавательные процессы (ощущение, воображение, восприятие, мышление), способности к творчеству, проявления личности, отношение ребенка к окружающим людям.

Источник

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от 3

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры.

При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Читайте также:  Роль отца в развитии ребенка дошкольного возраста

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия.

С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Источник