Методы исследования нравственного развития ребенка
Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.
Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.
Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).
Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)
Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).
Источник
Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.
Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.
Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).
Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Васильчикова Г. Н.,
МБОУ – лицей №10 г. Белгорода
Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является нравственное развитие ребенка, которое оказывает существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Нравственное развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознание самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Формальные критерии:
– проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
– создание условий для самореализации личности во внеурочное время.
Неформальные критерии:
– ориентация обучающихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
– самооценка обучающимися и оценка родителями возможности ребенка реализовать свои способности в общеобразовательном учреждении;
– уровень психологической защищенности обучающихся и в целом нравственно-психологический климат учреждения;
– наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
В процессе воспитательной работы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики формирования коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в учреждении.
Мониторинг воспитательных результатов включает отслеживание уровня воспитанности детей, и, прежде всего – динамики воспитанности. Кроме индивидуальной воспитанности важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция коллектива в общей деятельности учреждения, отклик на общественно-полезную деятельность, сплоченность коллектива.
Воспитанность как результат рассматривается только на индивидуальном уровне – относительно каждого ребенка: ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой.
Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, на определенных этапах воспитательного процесса используются различные тесты и методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.
Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая педагогом ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную роль, занимает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения дела решается комплекс воспитательных задач, позволяющих отследить позицию каждого ребенка и уровень развития коллектива в целом.
В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации, характера направленности поведения детей.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Исследование когнитивного компонента нравственного развития
1. Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович)
Метод «Беседа» (1-2 класс)
2. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина 1 – 2 класс)
Диагностика изучения представлений учащихся о нравственных качествах
(Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)
Метод «Беседа»
Вопросы для беседы:
-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
– Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
Исследование эмоционального компонента нравственного развития 1.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения) -2-3 класс
2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
3. Диагностика изучения личности обучающегося (Методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно – этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО) – 2-3 класс
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
- Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
- Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)
2. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. (Тест
Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов).
3. Диагностика этики поведения. (Методика нравственной мотивации для
3-4 классов, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО).
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(Методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант) 3 – 4 класс
Мои отношения | Я оцениваю себя | Меня оценивают родители | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
Отношение к Родине, своей семье: 1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России 2. Я не очень хорошо знаю государственные символы России 3. Я не знаю государственные символы России | ||||
Отношение к себе, людям и коллективу: 1. Не всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения; 2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса; 3. Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан; | ||||
Отношение к природе: 1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности; 2. Не люблю и не берегу природу и окружающую среду; 3. Не всегда бережно отношусь к растениям и животным; | ||||
Отношение к познанию и труду: 1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится; 2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает; 3. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда; | ||||
Красивое в моей жизни; 1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах и опрятен в одежде; 2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков; 3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми; |
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся_______________ класса
№ пп | Ф. И обучающегося | Направления воспитания | Итого вый балл | Уро вень раз вития |
Гражданско-патриотическое | Нравственно-этическое | Экологическое | Художественно-эстетическое | Трудовое |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Источник