Методы диагностики речевого развития ребенка

Методы диагностики речевого развития ребенка thumbnail

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Источник

Ольга Милованова
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной последующей коррекции выявленных нарушений чрезвычайно актуальны.

Развитиеличности ребенка определяется тремя факторами:

Читайте также:  Жан пиаже теория когнитивного развития ребенка

1)предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда, психолога и т. д.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее средство человеческого общения”.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она – приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развитияпотребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время современные психолингвистические,психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А. А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность,необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Диагностика речевого развития детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

Детская речь не является личной деятельностью ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого. В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитиииспользует следующие методы обследования:

• анкетирование (анкета для родителей (матери, опросники);

• беседу с родителями;

• наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

• изучение медицинской документации;

• беседу с воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

•собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

Читайте также:  Советы родителям по раннему развитию ребенка

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

• умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

• то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

• ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

• эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации. В дальнейшем игровые задания целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале.

Анкета для родителей

Во время обследования ребенка маме малыша следует предложить для заполнения анкету для родителей, которая ориентирована на выявление наиболее типичных причин и характерных проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста. Объективная часть анкеты включает традиционный перечень вопросов, касающийся течения беременности и родов, особенностей периода новорожденности и т. п.

Однако в анкету включены и вопросы, направленные на определение предпосылок формирования полноценного речевого общения.Эти вопросы чередуются с традиционными: например, при сборе анкетных данных о ребенке необходимо отметить не только, какой по счету этот ребенок в семье, но и указать возраст родителей на момент рождения ребенка, полный перечень людей, непосредственно проживающих с ребенком, возраст братьев и сестер, наличие родственников-левшей. В беседе с родителями после заполнения ими анкеты следует уточнить, кто проводит больше всего времени с ребенком в течение дня, какой стиль общения с ребенком предпочтительно использует взрослый.

Заключение

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Важно проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, т. к. пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез.

4. Нищева Н. В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

5. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А. В., Эльконкна Д. Б. – М., 1964.

6. Справочник логопеда. /М. А. Поваляева. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007.

Источник

ЛИСТ К АТТЕСТАЦИИ.

Современные методики диагностики речевого развития детей

Направление исследования

Наименование методик

Литература

Сенсомоторное развитие

Нейропсихологические методики исследования:

методы исследования латеральных предпочтений;

кинестетический праксис (праксис позы по зрительному, кинестетическому образцу, оральный праксис);

кинестетический (динамический) праксис («кулак – ребро – ладонь», графические пробы, «проба Хэда»;

тактильные и соматогностические функции (локализация прикосновения);

зрительный гнозис (восприятие предметных, реалистических изображений, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения), незавершенные изображения, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис);

слуховой гнозис (восприятие ритмов, воспроизведение ритмов);

пространственный гнозис (проба «Зеркальные буквы», проба «Слепые часы», проба Бентона, проба «Коврики», проба «Мандала», проба «Гомункулус, проба «Рисунок человека);

Фонематическое восприятие

– тесты, разработанные Р.И. Лалаевой

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ:Транзиткнига, 2006

  2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2010

  3. Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Акажемия», 2002

  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Фонетико-фонематические компоненты речи, слоговая структура слова

  1. Методика Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи у детей дошкольного возраста».

  2. Исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.)

  3. Методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф. Архипова)

  1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010

  2. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей

Лексика

  1. Методика диагностики лексического развития В.И. Яшиной;

  2. Методика Ю.С. Ляховской «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов.

  3. Методика Т.А. Фотековой

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999

  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Грамматика

  1. Методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова)

  2. Методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева)

  3. Методика Т.А. Фотековой;

  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999

  2. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб.: КАРО, 2009

  3. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Читайте также:  Какими бывают центры развития ребенка

Связная речь

  1. Исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева)

  2. Методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»

  3. Методика исследования связной речи В.П. Глухова

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Аркти, 2004

  2. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб, 2011

  3. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. – СПбАППО, 20010;

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Фамилия: Иванова

Имя: Светлана

Отчество: Олеговна

Дата рождения: 10.05.2000; Возраст 16 лет; Класс : 8;

1. Внешне выглядит опрятной, ухоженной, аккуратной.

2. Мимика живая, адекватно меняется в ходе беседы (живая, подвижная, амимичная,  маскообразная,  адекватно меняется в ходе беседы).

3. Контакт избирательный (вербальный, невербальный, формальный, доверительный, затруднен в связи и др.).

4. Поведение: упрямая (нарушения отсутствуют, неусидчивость, непослушание, склонность к конфликту).

5. Этическую дистанцию удерживает (удерживает, на вопросы отвечает по существу и др.).

6. Психомоторное развитие не соответствует возрасту (не соответствует возрасту, соответствует возрасту):

а) мелкая моторика рук нарушена (не сформирована, сформирована, нарушена и т.д.);

б) общая координация движений__нарушена, неловкость в движениях (не сформирована, сформирована, нарушена, характерна неловкость, неуклюжесть и т.д.);

в) мимика средняя (бедная, богатая, амимия и т.д.).

7. Социально-бытовая ориентация (сформированность навыков самообслуживания) сформирована на достаточном уровне чтоб ухаживать за собой (не сформированы, сформированы частично, имеются следующие навыки (указать какие), самостоятельно или нет умывается ходит в туалет, самостоятельно ли одевается, раздевается, зашнуровывает ботинки, пользуется ложкой и т.д.).

8. Представление о себе сформированы частично (не сформированы, недостаточно сформированы, сформированы, знает свой пол, возраст, может назвать свое имя, фамилию, и т.д.).

9. Ориентировка в окружающем пространстве сформирована недостаточно, различает право – лево, верх – низ, спереди – сзади(не ориентируется в пространстве, недостаточно ориентируется, ориентируется, может найти предмет по называнию, по указанию его местоположения, различает верх – низ, спереди – сзади, слева, справа, сформированы сложные пространственные представления типа: верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.).

10. Речь: понимание речи среднее (не понимает обращенную речь, понимает частично, имеются трудности понимания речи, понимает речь).

словарный запас беден (отсутствует, беден, соответствует возрасту).

Звукопроизношение на родном языке правильное а при общении на русском речь скачкообразная (речевые звуки отсутствуют, имеются следующие звуки (перечислить), нарушено произношение следующих звуков (перечислить), наблюдаются замены, смешения, искажения, трудности дифференциации звуков и др.);

грамматический строй речи использует простые предложения (фразовая речь не сформирована, использует в речи простые нераспространенные предложения, использует простые распространенные предложения, использует сложные предложения, имеются искажения, отсутствуют искажения и др.).

связная речь сформирована (отсутствует, недостаточно сформирована, сформирована).

11. Восприятие:

а) представление о цвете: различает основные цвета (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает цвета, различает основные цвета (указать какие), различает оттенки (указать какие) и т.д.);

б) представления о форме: различает основные геометрические фигуры (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает форму предметов, различает следующие формы (указать какие) и т.д.);

в) представления о размере: различает большой маленький, тонкий толстый (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает размер предметов, различает размеры (указать какие: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и т.д.).

12. Ориентировка во времени: недостаточная ориентация (не ориентируется, недостаточно ориентируется, ориентируется).

13. Внимание – неустойчивое, истощаемое, легко отвлекаемое.

14. Память – механическая, слабая .

15. Мышление – замедленного темпа.

16. Основная форма мышления : наглядно – образная.

17. Игровая деятельность пассивная, любит играть одна (манипулирует с предметами,  игра развернутая, драматизированная с бурным фантазированием, деструктивная, с проявлением агрессии, пассивная).

18. Сформированность учебных навыков:

а) чтение: читает по слогам (не владеет чтением, знает буквы (некоторые, все), читает по слогам, чтение сформировано и т.д.);

б) счет: счет десятками до 100, осознанный счет до 20 (знает количественный (порядковый) счет до (указать в пределах какого количества считает) и т.д.);

в) арифметические действия примеры на сложение и вычитание в пределах 10 решает самостоятельно, а пределах 100 с помощью калькулятора (не владеет, владеет составом числа, умеет складывать числа в пределах (указать в пределах какого числа) и т.д.).

19. Состояние эмоциональной сферы: неустойчивое, частая смена настроения (спокойное,  повышенная раздражительность,  слезливость,  аффективность,  пониженное (депрессия),  лёгкий переход от пониженного настроения к повышенному,  импульсивность и т.д.).

20. Коммуникативные черты характера: отзывчивость (общительность, контактность, отзывчивость, покладистость и т.д.).

21. Волевые черты личности: упорство, настойчивость (настойчивость, целеустремленность, упорство, неустойчивость, пессимистичность и т.д.).

22. Работоспособность:

а) темп замедленный, требуется постоянное побуждение к деятельности (высокий, умеренный, несколько замедленный, равномерный,  вначале замедленный, но постепенно ускоряющийся,  высокий, но заметно замедляющийся к концу обследования, ускоренный темп в сочетании с неупорядоченной хаотичной деятельностью, крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью).

б) истощаемость: работоспособность 10 минут с перерывом на отдых (относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность, к концу занятия: ухудшается осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание ошибок, замедление темпов, снижение качественного уровня решений в негрубо выраженной форме,  те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия, то же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия);

в) переключаемость затруднена (отсутствие даже лёгких признаков инертности,  единичные факты застревания на предыдущем действии, отчетливая тенденция к застреванию, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающееся коррекции).

23. Оценка собственных достижений: критика усиленная (адекватная, снижена, усиленная).

Заключение: (уровень развития, нарушение и рекомендации): F 71 синдром Дауна, занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Источник