Методы диагностики развития ребенка в саду

Методы диагностики развития ребенка в саду thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Галина Грабина
Виды педагогической диагностики в детском саду

Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Результаты должны рассматриваться как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

Виды педагогической диагностики:

Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).

Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.

Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы.

Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми). Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.

Методы педагогической диагностики:

Наблюдение

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики.

Технология наблюдения

1. Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д.)

2. Определение 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно.

3. Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить наблюдение).

4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах и т. п.).

Принципы диагностики:

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, т. к. какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю, но, как советуют исследователи,не надо жалеть времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденцию этого развития.

Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому, кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).

Получение ответов от детей.

Обычно воспитатели получают ответы, задавая вопросы. Это происходит постоянно не только во время образовательной деятельности, но и во время обычного пребывания ребенка в детском саду. Большую роль при этом играет форма постановки вопроса или способ создания определенной ситуации, где ребенку захотелось бы ответить даже на незаданный вопрос. При сборе информации методом получения ответов дайте детям возможность ответить различными способами. Не требуйте от них только одной формулировки ответа, которую считаете единственно правильной. Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос воспитателя, не нужно немедленно бросаться отвечать за него. Ожидая, вы демонстрируете свое уважение и уверенность в том, что вопрос ему по плечу. Кроме того, задавая вопрос, вы должны быть уверены, что дети его действительно поняли. Разные дети по разному воспринимают одну и ту же информацию – здесь имеет значение и исходный уровень заинтересованности в данном виде детской деятельности, и степень его включенности в проблему, наконец просто его настроение.

Сохранение продуктов детской деятельности.

Сбор рисунков, вылепленных или вырезанных фигурок, написанных букв, цифр, детских каракулей и т. п., прежде всего, предоставляет нам информацию о прогрессе детей в различных видах деятельности. На основании того, что делал ребенок, мы можем судить и о его актуальном состоянии, его интересах, предпочтениях, уровне владения определенными техническими навыками, свободе самовыражения, о его опыте и т. п. Этот метод предоставляет очень важную информацию о развитии детей.

Основные критерии результативности педагогической диагностики.

Ключевым моментом любой оценки, в том числе и педагогической, является выбор и обоснование адекватных критериев, характеристик и параметров.При этом критерии должны удовлетворять следующим общенаучным требованиям: они должны быть объективными; включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления; охватывать типичные стороны явления; формулироваться коротко, ясно, точно; измерять именно то, что хочет проверить исследователь.

Различают два типа критериев — количественные и качественные.

Количественные критерии — это критерии, которые оцениваются по интервальной шкале. Качественные критерии невозможно измерять непосредственно, но они позволяют анализировать содержание педагогических процессов экспертными методами. Количественные критерии обычно используют для оценки результатов педагогической деятельности.К количественным критериям относятся: объем усвоенных знаний; коэффициент усвоения учебного материала; соотношение скорости усвоения учебного материала; коэффициент прочности усвоения учебного материала и др.

К качественным критериям можно отнести следующие: уровень знания учебного материала; уровень понимания учебного материала; уровень овладения учебным материалом; умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач; уровень овладения интеллектуальными навыками.

Педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена не на развитие детей, а на улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Источник

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

1. Пространственные представления и зрительно-моторная координация.

«Тест Бендера».

Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая нарисована на кар-

точке размером 10×15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги формата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее.

Рисунки оцениваются по трем параметрам:

– выполнение углов;

– ориентация элементов;

– взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты

сравнивают с возрастными нормативами:

6 лет: 22—30 баллов;

7 лет: 24—32 балла.

2. Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами).

«Лабиринты» (автор Д. Векслер).

Предлагается несколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт – 1 мин), соблюдая ряд правил: – в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; – не задевать линии лабиринта; – не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка).

Высокая – работа без ошибок.

Средняя – 1 ошибка в одном лабиринте.

Низкая – более 2-х ошибок в одном лабиринте.

3. Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам).

«Самое непохожее» (автор Л. Венгер).

Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем, одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2 – 3 фигурами.

Высокая – преобладание выбора по трем признакам и называние одного – двух.

Средняя – преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Низкая – преобладание выбора по одному признаку без называния.

4. Уровень интеллектуального развития.

«Исключение предметов».

Выбор одного предмета, не относящегося к категории:

5 шт. (явное несоответствие) 4 – 5 лет;

5 шт. – 5 – 6 лет;

7 шт. – 6 – 7 лет.

5 шт. – В;

3 – 4 шт. – С;

2 шт. – Н;

7 шт. – В;

4 – 6 шт. – С;

3 шт. – Н.

5. Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями).

«Какая фигура не подходит».

Предлагаются 3 тестовых листа:

1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фигуры, но одна из них отличается по величине (3 маленькие фигуры, 1 большая).

2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета.

3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной формы.

Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных.

Высокая – выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух.

Средняя – выбор 2-х признаков и называние одного.

Низкая – выбор одного признака без называния.

6. Соотношение свойств предметов и заданных эталонов.

«Эталоны».

Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные.

Максимальный балл —32. Ошибки: неправильно отмеченная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл.

В – 29 – 32 балла; С – 20 – 28 баллов; Н – менее 20 баллов.

7. Память.

«Узнавание фигур».

Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула.

Высокая – все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок.

Средняя – правильно узнано 2 стимула.

Низкая – правильно узнан 1 стимул.

«Десять слов» (методика А. Лурия).

Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов.

9 – 10 – В; 6 – 8 – С;1 – 5 – Н.

8. Готовность к школе.

«Беседа о школе» (автор Т. Нежнова).

Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории – А и Б.

В ответах детей учебного типа преобладает категория А.

В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представлены в равных долях.

Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики, обычно выбирают, ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б.

«Рисунок человека».

Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком.

Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов.

«Образец и правило» (автор Л.Венгер).

Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру – образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками.

«Графический диктант» (автор Д. Эльконин).

По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками.

Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов.

По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам.

9. Мелкая моторика.

«Моторика пальцев» (автор Н. Озерецкий).

На столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка. Контрольное время – 20с.

Высокий – ребенок справляется с заданием в установленное время.

Средний – ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время.

Низкий – не справляется с заданием.

«Диагностика работоспособности и темпа деятельности

ребенка дошкольного возраста».

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребенка и уровня его работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

  • Размеры квадратов должен быть в два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

  • На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

«Дождик, дождик, пуще!»

Инструкция.

Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стеклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде «Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь — настоящий ливень.

Оценка результатов для определения темпа деятельности ребенка.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Нормы рассчитаны на детей 5 – 7 лет.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-го точек – нормальный средний темп работы.

20 точек и больше – ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Оценка результатов диагностики работоспособности ребенка.

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других – редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.hello_html_5d98e865.jpg

Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения:

  • Не может подобрать ни одной пары – 0

  • Правильно подобрал одну пару – 1

  • Правильно подобрал две пары – 2

  • Правильно подобрал 3-6 пар – 3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Диагностика развития элементов логического мышления

Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

  • Невыполнение задания после всех видов помощи – 0

  • Выполнение после словесного указания оснований для классификации – 1

  • Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения – 2

  • Выполнение по основной инструкции – 3

По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

  1. Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.

  2. Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.

  3. Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Диагностика игровых интересов дошкольников.

  1. Вопросы для беседы с ребенком.

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в центре? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
– на игровые интересы и предпочтения детей в центре и дома;
– на любимые сюжеты и роли;
– на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

– игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

– разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

– зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

– характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей  на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе. 

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Источник