Методы диагностики развития ребенка старшего дошкольного возраста

Методы диагностики развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

1. Пространственные представления и зрительно-моторная координация.

«Тест Бендера».

Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая нарисована на кар-

точке размером 10×15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги формата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее.

Рисунки оцениваются по трем параметрам:

– выполнение углов;

– ориентация элементов;

– взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты

сравнивают с возрастными нормативами:

6 лет: 22—30 баллов;

7 лет: 24—32 балла.

2. Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами).

«Лабиринты» (автор Д. Векслер).

Предлагается несколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт – 1 мин), соблюдая ряд правил: – в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; – не задевать линии лабиринта; – не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка).

Высокая – работа без ошибок.

Средняя – 1 ошибка в одном лабиринте.

Низкая – более 2-х ошибок в одном лабиринте.

3. Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам).

«Самое непохожее» (автор Л. Венгер).

Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем, одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2 – 3 фигурами.

Высокая – преобладание выбора по трем признакам и называние одного – двух.

Средняя – преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Низкая – преобладание выбора по одному признаку без называния.

4. Уровень интеллектуального развития.

«Исключение предметов».

Выбор одного предмета, не относящегося к категории:

5 шт. (явное несоответствие) 4 – 5 лет;

5 шт. – 5 – 6 лет;

7 шт. – 6 – 7 лет.

5 шт. – В;

3 – 4 шт. – С;

2 шт. – Н;

7 шт. – В;

4 – 6 шт. – С;

3 шт. – Н.

5. Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями).

«Какая фигура не подходит».

Предлагаются 3 тестовых листа:

1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фигуры, но одна из них отличается по величине (3 маленькие фигуры, 1 большая).

2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета.

3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной формы.

Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных.

Высокая – выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух.

Средняя – выбор 2-х признаков и называние одного.

Низкая – выбор одного признака без называния.

6. Соотношение свойств предметов и заданных эталонов.

«Эталоны».

Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные.

Максимальный балл —32. Ошибки: неправильно отмеченная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл.

В – 29 – 32 балла; С – 20 – 28 баллов; Н – менее 20 баллов.

7. Память.

«Узнавание фигур».

Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула.

Высокая – все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок.

Средняя – правильно узнано 2 стимула.

Низкая – правильно узнан 1 стимул.

«Десять слов» (методика А. Лурия).

Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов.

9 – 10 – В; 6 – 8 – С;1 – 5 – Н.

8. Готовность к школе.

«Беседа о школе» (автор Т. Нежнова).

Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории – А и Б.

В ответах детей учебного типа преобладает категория А.

В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представлены в равных долях.

Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики, обычно выбирают, ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б.

«Рисунок человека».

Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком.

Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов.

«Образец и правило» (автор Л.Венгер).

Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру – образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками.

«Графический диктант» (автор Д. Эльконин).

По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками.

Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов.

По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам.

9. Мелкая моторика.

«Моторика пальцев» (автор Н. Озерецкий).

На столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка. Контрольное время – 20с.

Высокий – ребенок справляется с заданием в установленное время.

Средний – ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время.

Низкий – не справляется с заданием.

«Диагностика работоспособности и темпа деятельности

Читайте также:  Определение физического развития ребенка центильные таблицы

ребенка дошкольного возраста».

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребенка и уровня его работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

  • Размеры квадратов должен быть в два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

  • На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

«Дождик, дождик, пуще!»

Инструкция.

Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стеклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде «Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь — настоящий ливень.

Оценка результатов для определения темпа деятельности ребенка.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Нормы рассчитаны на детей 5 – 7 лет.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-го точек – нормальный средний темп работы.

20 точек и больше – ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Оценка результатов диагностики работоспособности ребенка.

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других – редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.hello_html_5d98e865.jpg

Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения:

  • Не может подобрать ни одной пары – 0

  • Правильно подобрал одну пару – 1

  • Правильно подобрал две пары – 2

  • Правильно подобрал 3-6 пар – 3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Диагностика развития элементов логического мышления

Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

  • Невыполнение задания после всех видов помощи – 0

  • Выполнение после словесного указания оснований для классификации – 1

  • Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения – 2

  • Выполнение по основной инструкции – 3

По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

  1. Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.

  2. Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.

  3. Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Читайте также:  Уровень развития ребенка от чего зависит

Диагностика игровых интересов дошкольников.

  1. Вопросы для беседы с ребенком.

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в центре? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
– на игровые интересы и предпочтения детей в центре и дома;
– на любимые сюжеты и роли;
– на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

– игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

– разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

– зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

– характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей  на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе. 

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Источник

Методики диагностики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ «Ясли-сад №69 г.Донецка» был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети подготовительной к школе группы в количестве 20 человек.

На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

1. Методика «вопрошайка, автор М.Б. Шумакова

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Материал: Две картинки, представляющие собой рисунки завершающего этапа происходящих ранее действий и событий с действующими лицами, которые неизвестны для ребенка. (Приложение А)

Содержание картинок:

«Волк и зайцы». На переднем плане рисунка изображен убегающий волк, на спине у которого заяц. На заднем плане несколько зайцев спрятались за пень.

«Кот-рыболов». Кот держит в лапах удочку. Рядом с ним ведро с уловом. Кот дремает. На заднем плане виднеется котенок, который выглядывает из-за дерева и крадет рыбку из ведра.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования .

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик .

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений .

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения .

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

2. Методика «Столкновение интересов», автор Н.И. Гуткина

Цель: выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в обучении и общении.

Порядок проведения: в комнате, на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки . Ребенку предлагают в течении минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Тестовый материал

Сказка « Почему зайцы зимой шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: – Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. – Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц. – Нет, одолею! – Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: – Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. – Давай, — согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет: -Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко. Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: – Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Читайте также:  Скачать книгу методика физического воспитания и развития ребенка

Обработка данных: О доминировании познавательного интереса свидетельствует выбор ребенка: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки, дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть.

Качественный анализ:

Высокий уровень – 8 балов, средний уровень – 6 балов, низкий уровень – 3 бала.

3. Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются словесные ситуации)

  • Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

  • Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

  • Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

  • Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

  • Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

  • Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше – 8 балов.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов – 6 балов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов – 3 бала.

Качественный анализ:

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

4. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Немов Р. С.

Цель: диагностика познавательных способностей.

Инструкция по организации тестирования:

  • В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать». (Приложение Б)

  • Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

  • Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

  • По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Обработка данных:

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

Результаты диагностики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень — не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень — большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень — проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Количественные и качественные результаты:

– 6 детей (29%) имеют высокий уровень познавательной активности;

– 9 детей (47%) средний уровень развития познавательной активности;

– у 5 детей познавательная активность находится на низком уровне (24%) (Рисунок 1).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен второй этап эксперимента с применением метода проектов.

Воспитанники группы были разделены на 2 подгруппы (контрольная и экспериментальная). С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

hello_html_70020dfb.jpg

hello_html_301d859c.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

hello_html_2687b185.jpg

Источник