Методы диагностики психического развития ребенка раннего возраста
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 22.09.2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле
ный.
Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – в 2-3 года;
самостоятельность названия – в 2,5-3 года.
Вступление
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:
– принятие задания;
– способы выполнения задания;
– обучаемость;
– отношение к результату своей деятельности.
План работы
Введение….
Методика 1….
Методика 2. …
Заключение….
Список литературы…
Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года
Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.
Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Инструкция:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Результат исследуемой:
• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.
• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам
Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.
Общий результат обследования:
Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Методика 2
Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.
Пример инструкций:
Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.
Нормативы:
2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.
Анализ результатов:
1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.
2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;
3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Инструкция:
Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.
1) Посади мишку в корзинку.
2) Положи куклу в корзинку.
3) Положи картинку под корзинку.
4) Достань картинку из-под корзинки.
5)Покажи, где верх; где низ.
Результат исследуемой:
1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;
2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;
3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;
4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Список литературы
1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011
Заключение
Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».
Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет
Сведения о ребёнке
Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без
осложнений
Показатели при рождении:
вес – 3500г,
рост – 53см,
по шкале Апгар – 7-8 баллов.
Развитие:
На первом году жизни – без осложнений.
На втором году жизни – без осложнений.
По достижении трёх лет – без осложнений.
На настоящий момент:
Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.
Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.
Обращенную речь понимает в полном объеме.
Выводы
Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы
1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:
Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов
2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005
3) Специфика психического развития ребенка.
https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542
Источник