Методологические основы оценки психического развития ребенка

Методологические основы оценки психического развития ребенка thumbnail
Лекции.Орг

А1;А2;АЗ;…Ап… [А]

Рис. 3.1. Построение диагностической гипотезы и ее изменение в диагностическом процессе

(рис 3.1). Предположим, что предварительная гипотеза и последовательность используемых методик с соответствующими результатами была представлена в виде: Al; A2; A3;… An; с выходом на психологический диагноз [А]. В случае если в процессе оценки психического развития эта гипотеза подтверждается, то есть результаты по каждой из применяемых методик соответствуют: Al; A2; A3;… An — конечным итогом обследования оказывается отнесение типа развития ребенка к варианту [А] и подтверждение, таким образом, аналогичного психологического диагноза. Очевидно, что полученные в ходе обедедования индивидуально-психологические особенности ребенка будут также находиться «в плоскости» данного варианта развития, конкретизируя его. Таким образом, первичная диагностическая гипотеза была единственной в ходе обследования и оказалась адекватной, поскольку результаты каждой из предъявляемых методик планомерно ее подтверждали, и у специалиста не было оснований изменять стратегию проведения обследования. Процесс диагностики соответствует тому, что показан на рисунке фигурными стрелками.

Глава3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В другом случае, показанном на рис. 3.1 более жирными стрелками и квадратами, результат уже первой из предъявляемых методик частично опроверг первичную гипотезу (вместо планируемого при выполнении первой методики результата А1 был получен результат В1) и, следовательно, возникла и другая гипотеза: Bl; B2; ВЗ; … Вп, и соответствующий типологический диагноз [В]. Возможна ситуация, когда и после использования второй (иногда и третьей) методики необходимо изменять диагностические гипотезы (вариант: Bl; С2; D3;… Dn … [D]). На рис 3.1 такой вариант показан тройной стрелкой.

Всегда существует вероятность, что после нескольких этапов диагностики, использования ряда методик результаты выполнения каждой из них заставляют вернуться к одной из предыдущих гипотез, но уже в частично измененных условиях. На рисунке такой вариант: В1; С2; В’З;… В’п показан пунктирными стрелками и квадратами. Вполне возможно, что полученные результаты выполнения второй методики (С2) не могут не влиять и на последующие. Как правило, такой вариант возможен, если полученные результаты С2 не могут не быть «включены» во все последующие результаты выполнения. Например, таким результатом является изменение работоспособности, темпа деятельности по сравнению с предполагаемыми. Естественно, что все последующие результаты будут в определенной степени находиться под влиянием этого показателя. Следовательно, окончательный результат — психологический диагноз — будет включать в себя и эти изменения. Таким образом, вместо психологического диагноза [В] мы получим скорректированный в соответствии с имеющимися у ребенка особенностями работоспособности и темпа деятельности (как показателей всего уровня психического тонуса, психической активности) психологический диагноз [В1].

Возможны и промежуточные варианты изменения диагностической гипотезы в ходе непосредственного обследования ребенка, когда требуются лишь корректировка первичной гипотезы и изменение технологий и приемов обследования, без смены всего диагностикума.

Особенно часто изменение диагностической гипотезы возникает при наличии у ребенка выраженных поведенческих особенностей, которые скрывают реальную специфику развития. Например, достаточно часто полное или частичное отсутствие речевой коммуникации ребенка принимается за тотальный или элективный мутизм, что трактуется специалистом как последствия психической травмы (поврежденный тип развития) или дисгармоничное развитие интропунитивного типа. Это обусловливает использование определенных диагностических приемов и соответствующих методик обследования, ориентированных на изучение аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей ребенка, связанных с травмирующей ситуацией, особенностями родительско-детских отношений и т. п. В то же время нередко результаты использования проективных методик, некоторые особенности поведения ребенка в процессе работы, элементы некритичности и неадекватности, возможные даже в условиях отсутствия речевой коммуникации, приводят к пониманию того, что наблюдаемые особенности поведения являются лишь элементами защитной реакции у ребенка с недостаточным развитием (например, простым уравновешенным типом тотального недоразвития). Все это заставляет специа-

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

листа принципиально изменить диагностическую гипотезу, используемые подходы к мотивации ребенка на работу, модифицировать не только непосредственно технологию обследования, но и сам набор психологических методик,

Пример другой ситуации — когда необходимо скорректировать первоначальную гипотезу, выработав новую тактику и технологию подачи стимульных материалов, но в целом не изменяя диагностического аппарата. Так, выявле-ние в самом начале работы значительных проблем мнестического характера означает, что последние будут непосредственно сказываться на возможности «принятия» ребенком инструкций, понимания вербальных заданий, подаваемых в стандартном виде. То есть, если в начале работы предварительная гипотеза могла касаться значительности и выраженности проблем всей познавательной сферы (например, как при варианте тотального недоразвития, то после получения результатов, свидетельствующих о наличии проблем мнестического характера, и внесения необходимых изменений в тактику и приемы подачи инструкций и самого стимульного материала, эта гипотеза может быть скорректирована на конечный психологический диагноз: парциальная несформиро-ванность когнитивного компонента деятельности, в частности, ее мнестического звена.

Как уже отмечалось, подобная гибкая стратегия изменения как диагностической гипотезы, так, вслед за этим, и арсенала диагностических средств и приемов обследования на одном или нескольких этапах обследования, возникающая вследствие результатов предыдущих этапов, была описана как «правило Байеса» [53]. Мы рассматриваем данную стратегию проведения обследования как наиболее эффективный вариант деятельности психолога с самыми различными категориями детей, позволяющий в значительной степени минимизировать затраты сил и времени специалиста и сохранить ресурсные возможности ребенка на протяжении всего обследования.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 907 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

вой
психолог

л

Н

V

М.
СЕМ/

.
СЕМАГО М.
СЕМАГО

ТЕО

ш
и
\ж.ж

11

ОЦЕНКИ
ПСИХИЧЕСКО РАЗВИШЯ РЕБЕН1

ББК
88.5 СЗО

Семаго
Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика
оценки психического развития ребенка.
Дошколь­ный и младший школьный
возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

ISBN
5-9268-0341-1

В
книге представлена современная
методология диагностической деятельности
практического психолога образования,
конкретные и апробированные практикой
принципы и технологии всех этапов
оценки психического развития ребенка:
от по­становки первичной диагностической
гипотезы до составления различного
типа за­ключений по результатам
проведенного обследования. В работе
приводится ориги­нальная классификация
организации диагностического процесса,
позволяющая повысить его эффективность.
Впервые рассматриваются такие важные
для эффек­тивной деятельности
диагноста понятия, как «узловые моменты
развития» и «клю­чевые моменты
обследования», которые в значительной
степени позволяют техно-логизировать
и оптимизировать все этапы диагностики.

Основную
часть руководства составляют методики,
используемые для проведения углубленного
психологического обследования детей
в возрасте от 3 до 12 лет (до­школьный
и младший школьный возраст). Каждая
представленная методика содер­жит
полное описание, процедуру проведения
обследования, технологию регистрации
и обработки результатов, анализ
выполнения заданий, возрастные нормативы.

Руководство
предназначено для педагогов-психологов
общеобразовательных учреждений,
психологов специальных (коррекционных)
образовательных учрежде­ний для
детей с отклонениями в развитии, в том
числе ППМС-центров, специалис­тов
ПМПК, клинических психологов в составе
учреждений здравоохранения и спе­циалистов
учреждений социальной защиты.

Данное
методическое руководство может быть
использовано для подготовки сту­дентов
педагогических университетов и
институтов, факультетов психологии,
спе­циальной и клинической психологии,
в системе повышения квалификации
работ­ников образования, здравоохранения
и социальной защиты при специализации
в области коррекционной педагогики,
специальной и клинической психологии.

©
Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2005

ISBN
5-9268-0341-1

©
Издательство «Речь», 2005

©
П. В. Борозенец (обложка), 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 17

Понятие
психологической оценки ^

Основные
принципы диагностической деятельности
психолога 19

Понятие
отклоняющегося развития как одной из
основных категорий оценки

особенностей
психического развития ребенка 26

Использование
представлений о норме развития в
практике

психолога
образования ^1

Шва
2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 38

Представления
о системности и структуре психического
развития 40

Практическая
реализация принципа динамического
подхода в диагностике .. 48

Оценка
психического развития как поэтапная
технология ^

деятельности
психолога

Представление
о типологическом психологическом
диагнозе как одном из

основных
итогов оценки психического развития 62

Требования
к методическим средствам и стимульным
материалам 66

Глава 3

ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ 70

Основные
положения проведения углубленной
оценки психического

развития
ребенка 70

Подготовка
к проведению обследования 72

Психологический
анамнез 73

Условия
и особенности протекания беременности
и родов 77

Раннее
моторное и психоэмоциональное развитие 77

История
развития ребенка от 1 года до 3 лет 79

История
развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет 80

История
развития ребенка от 5,5 до 7 лет 80

История
развития ребенка в младшем школьном
возрасте

(от7
до 10—11 лет) 81

Построение
диагностической гипотезы 82

Тактика
психологического обследования 86

Особенности
проведения обследования детей разного
возраста 91

Общая
технология проведения углубленного
психологического обследования93 Тактика
и технология обследования детей младшего
дошкольного возраста. 100

Глава 4

АНАЛИЗ
ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И
ЕГО МЕСТО

В
ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 105

Нейропсихологический
подход к оценке закономерностей
нормативного

развития Ю5

Особенности
становления межфункциональных
взаимодействий у детей

с
вариантами отклоняющегося развития 107

Определение
специфики латеральных предпочтений ПО

Глава 5

ОЦЕНКА
СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ
СОСТАВЛЯЮЩИХ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 113

Оценка
сформированности произвольной регуляции

психической
активности 114

Произвольная
регуляция сенсомоторной (двигательной)
активности 114

Оценка
сформированное™ произвольной моторики
рук 115

Оценка
сформирован ности движений мимических
мышц лица 116

Произвольная
регуляция психических процессов и
функций 117

Сформированность
произвольной регуляции эмоций,

поведения
в целом 118

Оценка
сформирован ности пространственных
представлений 119

Представления
о пространстве собственного тела 120

Анализ
частей лица и их расположения по
отношению друг к другу… 121

Анализ
расположения частей собственного
тела 121

Анализ
положения рук относительно собственного
тела и частей рук

относительно друг
друга 121

Представления
о пространстве объектов 122

Пространство
речи и языка 123

Вербализация
пространственных представлений 124

Квазипространственные
представления 126

Формирование
сравнительных степеней прилагательных
и подбор

антонимов 127

Узнавание
и понимание сложных, в том числе
пассивных, речевых

конструкций 127

Понимание
и использование в речи «временных»
последовательностей и

причинно-следственных
связей 129

Пространство
межличностных отношений 130

Оценка
специфики аффективной регуляции
деятельности и поведения 131

Оценка
особенностей и характера изменений
уровня аффективной

пластичности
(полевой реактивности) 132

Оценка
особенностей и характера изменений
уровня аффективных

стереотипов ^3

Оценка
особенностей и характера изменений
уровня аффективной

экспансии ^

Оценка
особенностей и характера изменений
уровня эмоционального

контроля 136

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.
Прим. Издание не содержит собственно стимульных иллюстративных материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Понятие психологической оценки
Основные принципы диагностической деятельности психолога
Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки
особенностей психического развития ребенка
Использование представлений о норме развития в практике
психолога образования

Глава 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Представления о системности и структуре психического развития
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике
Оценка психического развития как поэтапная технология деятельности психолога
Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития
Требования к методическим средствам и стимульным материалам

Глава З
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка
Подготовка к проведению обследования
Психологический анамнез
Условия и особенности протекания беременности и родов
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 1 года до 3 лет
История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет
История развития ребенка от 5,5 до 7 лет
История развития ребенка в младшем школьном возрасте (от7 до 10—11 лет)
Построение диагностической гипотезы
Тактика психологического обследования
Особенности проведения обследования детей разного возраста
Общая технология проведения углубленного психологического обследования
Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста

Глава 4
АНАЛИЗ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЕГО МЕСТО В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного развития
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития
Определение специфики латеральных предпочтений

Глава 5
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности
Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности
Оценка сформированности  произвольной моторики рук
Оценка сформированности  движений мимических мышц лица
Произвольная регуляция психических процессов и функций
Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом
Оценка сформированности пространственных представлений
Представления о пространстве собственного тела
Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу
Анализ расположения частей собственного тела
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга
Представления о пространстве объектов
Пространство речи и языка
Вербализация пространственных представлений
Квазипространственные представления
Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых конструкций
Понимание и использование в речи «временных» последовательностей и причинно-следственных связей
Пространство межличностных отношений
Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной пластичности (полевой реактивности)
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных стереотипов
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной экспансии
Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля

Раздел II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Глава 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Методика Пьерона—Рузера
Корректурные пробы
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В. М. Когана

Глава 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия)
Запоминание двух фраз
Исследования опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Глава 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика Доски Сегена
Разрезные картинки
Методика Кооса
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Глава 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ)
Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3—8 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 9-12 лет)
Исключение предметов (4-й лишний)

Глава 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подбор парных аналогий
Выбор простых аналогий
Выделение двух существенных признаков
Определение понятий
Сравнение понятий
Исключение понятий
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
Установление последовательности событий

Р а з д е л III
ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава  11
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Методика Метаморфозы
Тест Рука
Контурный САТ-Н
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребенка (СОМОР)
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Эмоциональные лица»

Глава  12
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Основные законы и этапы становления детского рисунка
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ

Раздел IV
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ УГЛУБЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава  13
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Общие положения
Общая схема анализа результатов психологического обследования. 
Разделы анализа

Глава  14
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особенности составления заключения. Его разделы
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения
Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)
Заключение
Приложение

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

[свернуть]


Скачать книгу “Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.” в формате PDF

[restrict userlevel=”subscriber”]СКАЧАТЬ[/restrict]

Источник