Методики творческого изобразительная деятельность развития ребенка

Эльвира Мешкова
Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников

Тема: «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество»включают в себя:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Цель художественно-эстетического развития ребенка-дошкольника заключается в развитии его способности образного освоения мира посредством чувственного восприятия, переживания, фантазии и самовыражения.

Достижение данной цели возможно при осуществлении деятельностногоподхода к художественно-эстетическому воспитанию при решении педагогом следующих задач:

1. Передача и накопления опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, способности к самореализации в формах художественной деятельности.

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества.

4. Сообщение знаний в области пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн); приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.

Осуществляя первую задачу формируем у дошкольников:

– умение одухотворять живую и неживую природу;

– способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, героями художественных произведений;

– умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное;

– способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое к ним отношение в пейзажах-настроениях.

Решая вторую задачу, способствуем самореализации личности ребенка,стимулируем стремление:

– быть оригинальным и самостоятельным в выборе сюжета;

– использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла;

– давать оценку продуктам деятельности;

– проявлять инициативу, самостоятельно выполнять свои творческие работы;

развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».

Осуществляя третью задачу, формируем в детях систему умений и навыков для творческого процесса в изобразительной деятельности (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, фломастерами); в конструктивной деятельности (работа с пластилином, глиной, бумагой, природными материалами); в декоративной деятельности (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения). Педагог формирует в детях способность использовать выразительные свойства художественных материалов для реализации замыслов, способствует формированию художественного вкуса, нацеливает деятельность ребенка на экспериментальный поиск.

Четвертая задача предполагает в занимательном общении использование эвристических методов.При этом важны:

– готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых проблем;

– способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства;

– умение вести поисковую работу, рассматривать книги по искусству, коллекционировать открытки, марки и т. д.

– готовность быть активным на занятии, спрашивать у педагога разъяснения непонятных слов, выражений.

Система работы с детьми по формированию и развитию творческих и художественных способностей

Специфика эстетического развития раннего возраста – высокая эмоциональная восприимчивость к музыке, художественному слову, краскам, образам театрального искусства. С детьми раннего возраста изобразительная деятельность не рассматривается как таковая, а осуществляется предметная деятельность, когда ребенок только начинает познавать изобразительные средства: карандаши, гуашевые краски, пластилин, бумагу. Образы не могут рождаться в сознании ребенка в силу его возрастных особенностей.

Чаще всего из всех форм изобразительной деятельности семья выбирает рисование, аппликацию и конструирование из бумаги.

Работая с детьми раннего дошкольного возраста, педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 1-3 лет.

Основные направления работы:

1. Обогащение впечатлениями при ознакомлении ребенка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

Богатство содержания рисунков зависят от опыта малыша.

2. Воспитание у малыша интереса к предметам изобразительного искусства (первые из них – иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

Учить ребенка угадывать в штрихах, линиях, цветовых пятнах похожее с предметами, персонажами сказок. Для этого предоставлять детям больше материалов для творчества: гуашевых красок, глины, пластилина.Показывать различные приемы взаимодействия с красками: рисование на раскатанном полу рулоне обоев, рисование ладошками, ногами, ватными тампончиками, мочалками, цветными мелками;с глиной: шлепать, хлопать по ней, катать, рвать, разминать ладошкой и пальчиками.

3. Воспитание у ребенка интереса к собственной изобразительной деятельности: желания рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Не навязывать процесс рисования, а увлечь этим процессом. Оказывать поддержку и поощрение (для ребенка очень важна оценка взрослого, комментарии к рисунку создадут возможность порадоваться вместе с ним.

4. Помощь ребенку в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке; знакомство со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и с элементарными приёмами их использования.

Необходимо познакомить ребенка с простейшими и доступными ему способами изображения:

изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки, штрихов карандашом, фломастером (дождь, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). (Е. А. Флёрина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен – те изобразительно-выразительные средства, которые доступны ребёнку. В лепке нужно научить малыша отщипывать комочки глины, раскатывать их между ладоней и расплющивать.

В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манка, познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки,возможностями своего воздействия на материал и на этой основе формировать у детей способности:

опытным путем в сотворчестве с воспитателем осваивать пластические материалы;

видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы;

синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;

создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр, шар, преобразовывать их в другие формы;

пользоваться стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов,и на этой основе учить детей:

видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером и понимать, что это образ реального предмета;

правильно держать карандаш, фломастер, ручку, и оставлять «следы» на бумаге;

знать назначение красок и кисти, правила пользования кистью;

видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске, рисовать и раскрашивать в пределах границ контура рисунка;

отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими живописными средствами;

рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая выразительные образы;

сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик чаще – кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»)

В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается)и на этой основе учить детей:

создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т. д.)

приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

знакомить с ножницами как художественным инструментом

В младшем дошкольном возрасте интерес к изобразительной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. Педагог знакомит дошкольников данного возраста с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

Способы работы:

по образцу (машина такая, как у меня);

по образцу с преобразованием (яблоко украсить листочком);

по образцу с определённым условием (такой же дом, но с высокой башней)

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются такие виды деятельности как конструирование и изобразительная, в рисунках появляются детали. Педагог помогает ребенку в создании внеситуативной модели общения на основе изобразительной деятельности через освоение техник и моделирование предметной творческой среды. Закрепляются навыки работы карандашом и гуашью, добавляется знакомство с акварелью и тонкостями создания цветовой картины мира.

Способы работы:

– отказ от простого копирования. Выполнение заданий по определенным условиям и по замыслу.

– дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию.

– отказ от пошагового показа действий. Проводится полный анализ предстоящей работы (алгоритм действий, возможен частичный показ малознакомых этапов (незнакомые операции показываются подробно, проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы). Затем дети выполняют задание самостоятельно.

В изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, используются способы различного наложения цветового пятна. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Достижением детей становится овладение композицией.

Способы работы

– акцент на продуктивную деятельность, активизация творчества, креативности;

– использование различных техник для достижения замысла

– показ педагогом только тех частей работы, где возможны затруднения.

Какие же условия необходимо создать для художественно-изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возрастов с целью развития способностей детей к восприятию искусства?Мы отметили необходимость следующих:

– обеспечение эмоционального благополучия, психологической комфортности ребенку (Создание доброжелательной обстановки);

– обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей;

– создание адекватной возрасту развивающей предметно-пространственной среды;

– методическое обеспечение реализуемой программы;

– компетентность педагога.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые должны создавать возможности для творческого самовыражения детей:

– поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;

– вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

Поддержку индивидуальности и инициативы детей необходимо осуществлять через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– оказание недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Для развития детского творчествадля детей 3-4 лет необходимо:

– стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами;

– ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, побуждающие их к самостоятельной передаче образов предметов с учётом интересов девочек и мальчиков;

– создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо, самостоятельно выбирая способы изображения, бумагу и изобразительные и пластические материалы;

развивать желание оснащать свои игры (дом для куклы, коврик для украшения кукольного дома) и изготавливать подарки своим друзьям и близким;

развивать творческое воображение, фантазию;

– знакомить с основами цветоведения;

– расширять житейский, культурный и исследовательский кругозор

По развитию детского творчества для детей 4-5 лет :

– способствовать самостоятельному нахождению детьми простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализовывать их, добиваясь выразительной передачи образа;

– побуждать улавливать образ в штрихах, мазках, пластической форме, конструкции и уметь рассказывать о нём;

развивать желание ребенка самостоятельно и осознанно выбирать материалы и способы действия;

– давать представление о языке жестов, его символике, о возможностях пластической выразительности в создании ситуативных и сюжетных этюдов;

– подбирать стихи к картинам…

К 5-6 годам у большинства детей вероятность узнавания форм уже является одним из основных факторов распознавания объекта, и они в состоянии нарисовать знакомые предметы, постепенно начиная овладевать сложными навыками композиции рисунка, реалистического отображения пространства и использования рисунков для изложения историй или событий.

Ещё одна составляющая творческой деятельности – гибкость мышления и лёгкость генерирования идей. В процессе развития ребенка это становится чертами его личности. Поэтому необходимо создавать условия и возможности для творческого экспериментирования и развития образного воображения.

К 6-7 годам у ребёнка формируются познавательные способности, позволяющие ему видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного творчества, понимать их содержание, проникать в суть вещей, выражать и мотивировать оценку художественного произведения, узнавать основные жанры произведений композиторов, художников, детских писателей, использовать в своей творческой деятельности выразительные средства и т. д.

Педагогическая диагностика художественно-творческого развитиядетей осуществляется в двух направлениях:

1. Выявление уровней художественно-творческого развития дошкольников (то есть овладение ребенком способами деятельности, приемами работы с изобразительными средствами и материалами, языком искусств)

2. Выявление уровней развитости творческого воображения (умение ребенка создавать свой художественный образ, используя при этом освоенные способы, приемы изобразительной деятельности)

Критерии оценки детской работы

Детскую работу можно проанализировать по трем критериям, воспринимая ее целостно (в единстве содержания и формы):

– умелость (навык, мастерство исполнения, соответствие навыка освоения материала возрастным возможностям и др.);

– выразительность (глубина замысла, эмоциональность, эстетическое отношение, умение использовать язык искусства для достижения замысла, целостность и др.);

творчество (оригинальность, экспериментаторство, индивидуальная активность, воображение и фантазия, самостоятельность, инициативность).

Источник

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Цели:

– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми,я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества,как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности,такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способынетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

Сентябрь:

«Моя любимая мамочка»;

«Орнамент из цветов»;

Октябрь:

«Весёлые бабочки»; «Сказочные птицы».

Ноябрь:

«Желтые цыплятки»; «Пушистые веточки»

Декабрь:

«Зимний вечер»; «Мишка»

Январь:

«Весёлый попугай»

Февраль:

«Лебеди»; «Самолёты»

Март:

«Весенний букет»

Апрель:

«Арбузная долька»; «Радуга»

Май:

«Мой волшебные, цветные сны», «Я фантазёр».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Источник