Методики речевое развитие ребенка дошкольного возраста
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан
ИБ – информационный блок
Текст № 1.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Структурно – логическая схема 1. Методы и приёмы развития речи (Стерликова В.В.).
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
Структурно – логическая схема 2. Методы развития речи детей.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей?
Почему нужны продуктивные методы?
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»
“Помощь по сайту” – нажмите на изображение стрелочки – гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Источник
Дошкольный период – это время усвоения ребенком разговорного языка, развития грамотной фонетической речи, которая необходима для выражения желаний, общения, познания окружающего мира. Первостепенная задача взрослых – обучение речевым навыкам, которые осуществляются разными приемами. Методики развития речи дошкольников применяются исходя из возрастных групп и личных особенностей ребенка.
Цели и задачи методик
Обучение родному языку – это важная часть умственного воспитания и мышления. Владение языком является одним из важных критерий готовности к школьной программе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольная методика развития речи должна быть направлена на выполнение следующих задач:
- Формирование свободного общения между сверстниками;
- Пополнение словарного запаса;
- Приобщение к чтению литературы;
- Развитие слуха;
- Приучение к правильной интонации.
Методика обучения развитию речи дошкольников преследует главную цель – научить малышей свободно выражать свои мысли, легко поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, развивать творческие способности.
Этапы развития речи
С рождения малыш начинает познавать мир. Двухмесячные дети кричат, привлекая к себе внимание матери. С четырех месяцев начинается активное «гуление», после полугода – лепет.
В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.
К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.
К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.
Примечание. Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС и разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.
Методы развития речи
Существует много различных приемов обучения детей. Популярной является методика развития речи дошкольников Яшиной В.И. и Алексеевой М.М., которая строится поэтапно.
Она включает в себя:
- Наполнение словарного запаса.
- Воспроизведение правильных звуков.
- Формирование грамматического построения предложений.
- Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.
Методика развития речи Яшиной использует следующие приемы:
Название приемов | Способы осуществления |
Наглядные | Наблюдение, обследование предметов, ознакомление с фотографиями и рисунками. |
Словесные | Чтение, описание, рассказ, беседа. |
Практические | Театральные игры, хороводы, конструирование, рисование. |
Методика развития речи дошкольников Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. широко использует словесные приемы: образец речевого общения, проговаривание и повторение, объяснение, указание, вопрос.
Продуманная речь преподавателя, используется для подражания детьми как речевой образец. В младших группах обычно проводят игровые занятия. В старших – методику применяют для сравнения и коррекции речевых отклонений.
Многократное повторение словесного элемента позволяет детям запомнить звуки и научиться правильно говорить. Главное, чтобы проговаривание не вызывало негативных эмоций у детей.
Объяснение различных явлений позволяет понять их значение и сущность. Для исполнения необходимых действий используют словесное указание. Оценка детской речи должна мотивировать ребенка к активности в разговоре, для это подчеркивают положительные качества, а словарные недочеты исправляют другими приемами.
Развитие речи в младших группах
Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.
Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.
Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С. уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.
Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.
Широко используются игры на дедукцию, например «Угадай что спрятали», «Завариваем чай», «Режем салат» и т.д. Ребенок учится не только речи, но и на практике осуществляет действия с реальными предметами.
В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.
Обучение в средних и старших группах ДОУ
Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.
Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.
В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.
В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.
Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.
Занятия по описанию включают:
- Рассматривание предмета;
- Выделение его характерных особенностей;
- Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
- Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
- Повторное восприятие.
Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.
Речевые упражнения
На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.
Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:
- Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
- Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
- Имитация голосов животных.
- Название объектов в единственном и множественном числе.
- Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
- Запоминание чистоговорок и скороговорок.
- Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
- Описание сказки по картинке.
- Придумывание окончание рассказа.
- Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
- Подбор рифмы к словам.
- Самостоятельное составление рассказа.
Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.
Видео
020
Источник