Методики развития слуховой памяти у ребенка
elenafilippova yandex ru
Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР
Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР
Педагог-психолог
Филиппова Е. А.
ГБОУ СОШ № 6 СП
Детский сад № 8
Самарская обл., г. Отрадный
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.
Под памятью понимается определенное количество процессов, используя которые, человек может без труда воспринимать, запоминать, сохранять длительное время, а также воспроизводить нужную информацию.
Образной памятью называется то, что запоминается нами посредством органов чувств. Но поскольку органов чувств у нас целых пять, то видов образной память будет столько же: это зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и осязательная образная память. Кто-то прекрасно запоминает звуки, кто-то – изображения, кто-то – запахи. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее виды его памяти. Например, когда он овладеет речью, у него формируется особый вид памяти – словесная память, позволяющая воспринимать информацию, поданную посредством слов.
Логическая память доступна детям более старшего возраста (старшим дошкольникам). Логическая память основывается уже не на механическом запоминании, а на осмыслении последовательности изложения. Именно в этот период ребенок может удивить пересказом сказки, в которую он вставляет свои подробности или упускает те, о которых ему рассказывали, но стройность изложения при этом не нарушается.
Эмоциональная память позволяет запоминать впечатления от контактов с вещами и людьми.
При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.
Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.
Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух.
Упражнение 1
Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.
Цель: развитие слухового внимания у детей.
Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб,то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол, то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете, то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.
Упражнение 2
Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.
Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления
Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.
Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.
Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.
Упражнение 3
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.
Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.
Упражнение 4
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом,нужно повторить ряд еще 2-3 раза:
огонь;
дом, молоко;
конь, гриб, игла;
петух, солнце, асфальт, тетрадь;
крыша, пень, вода, свеча, школа;
карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Упражнение 5
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8.», «3, 2, 8, 5» и т. д.
Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8»– ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9» – «9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.
Упражнение 6
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.
Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб».Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)
Упражнение 7
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, речи.
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Упражнение 8
Цель: развитие слуховой памяти и речи.
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая,ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Упражнение 9
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.
Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:
при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её,например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др. При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.
Упражнение 10
Цель: развитие слуховой памяти.
Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)
Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.
Упражнение 11
Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру.
Цель: развитие слуховой памяти.
Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например,говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя.Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.
Упражнение 12
Цель : развитие слуховой памяти
Взрослый рассказывает детям историю. В определенных местах рассказа необходимо делать паузу и хлопать в ладоши.По этому сигналу дети должны вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае дети молчат.
Пример рассказа:
– Однажды девочка Лена пошла на речку.
– Я тоже.
– По дороге она встретила собаку и позвала её с собой.
– Я тоже.
– Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.
(Молчат).
– Подошли они к реке.
– Я тоже.
– Вдруг темная туча заслонила солнце.
(Молчат).
– Загремел гром.
(Молчат).
– Застучали капли дождя.
(Молчат).
– Девочка спряталась под тентом.
– Я тоже.
– А собака залезла в кусты.
– Я тоже.
– Вскоре дождь кончился.
(Молчат).
– Девочка искупалась в реке.
– Я тоже.
– И они побежали домой.
– Я тоже.
Упражнение 13
Упражнение предназначено для индивидуального занятия с ребенком.
Кроме слуховой памяти оно развивает чувство ритма.
Цель: развитие слуховой памяти
Взрослый постукивает карандашом или палочкой по столу с определенным ритмом и просит ребенка повторить его. Начинать надо с простого ритма. По мере того, как ребенок справляется с заданием, можно усложнить ритм постукивания.
Упражнение 14
Упражнение выполняется с ребенком индивидуально. Оно помогает развить кратковременную и долговременную память.
Цель: развитие слуховой памяти
Взрослый предлагает ребенку представить, что он в лесу.Затем говорит ребенку: «Я буду перечислять лесных птиц, а ты назови тех, кого я не вспомню».Начинаете: «Кукушка, филин, дятел…» Ребенок дополняет вас. Если он затрудняется выполнить задание, то ему дают карточки с изображениями птиц. Во второй части упражнения убрать карточки. Ребенок должен вспомнить птиц, которых вы называли в начале занятия.
Упражнение 15
Это упражнение выполняют с ребенком индивидуально. Оно помогает развить слуховую память и ассоциативное мышление у дошкольников.
Цель: развитие кратковременной памяти
Для этой игры необходимо предварительно подобрать пары слов, которые связаны между собой по смыслу.Например: тарелка – еда, пол – потолок, глаза – лицо, груша – яблоко, волк – лиса. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза. Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие. Таким образом тренируется оперативная память.
Упражнение 16
Упражнение развивает детскую фантазию. Оптимальное число участников 5 человек.
Цель: развитие слуховой памяти, запоминание цепочки из слов
Взрослый рассказывает детям о том, что такое чердак.Затем взрослый говорит: «Заглянув однажды на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи». Дети по очереди рассказывают о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке.
При этом каждый участник начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там…» (далее следует название какой-либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке).
Второй её участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый, а потом уже назвать свою. Третьему, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих, и только потом свою находку.
Упражнение 17
Упражнение требует элементарных навыков счета (значения чисел от 1 до 10).
Цель: развитие слуховой памяти
Суть упражнения в том, что взрослый говорит цепочку из чисел, располагая их в произвольном порядке,например: пять, два, десять, один, три, восемь, семь, четыре, шесть, девять. Задача – повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то взрослый ещё раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая её немного медленнее, чтобы он имел возможность все запомнить. Можно попросить запомнить новую цепочку.Примечание: во избежание излишней перегрузки памяти, не стоит проводить упражнение больше двух-трех раз.
Упражнение 18
Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти
Взрослый произносит по паре слов, обращаясь к каждому ребенку отдельно. Ребенок, к которому направлены слова, должен повторить второе из них. Например,если вы сказали: «река – карандаш», ребенок должен назвать карандаш. После того как все дети справятся с поставленной задачей, вы усложняете её и теперь называете по три слова, предлагая детям повторить второе из них. В следующий раз количество слов увеличивается до четырех, а дети, соответственно, должны назвать третье слово.
Упражнение 19
Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми. Оно развивает слуховую память и речь.
Цель: развитие слуховой памяти и речи.
Взрослый произносит скороговорки и просит ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.
1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
2. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (6 слов)
3. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
4. Грабли – грести, полозья – ползти. Метла – мести, весла – везти. (8 слов)
5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
6. В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
7. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)
Используемая литература:
Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1089.
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1989
Круглова, А. М. Тренируем память. Простые упражнения для простого
Источник
Развитие слуховой памяти, одной из главных разновидностей абстрактной памяти, должно происходить постоянно у малышей дошкольного возраста. Как ее правильно развивать, как улучшить память ребенку, в чем особенности памяти у малышей, и какие занятия помогут в получении этого нужного навыка? Расскажем далее.
Рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников
Педиатры со всего мира рекомендуют активно развивать с самого детства зрительную, двигательную, слуховую, образную и словесную память. При этом делать это одновременно, поскольку все разновидности связаны друг с другом и помогают в обучении и росте личности. Чтобы ребенок рос полноценно, родители должны заниматься с ним играючи и выполняя различные упражнения. Программа должна учитывать особенности его возраста.
Важно достичь усидчивости малыша, чтобы он смог эффективно запоминать разный материал. Чтобы этого достичь, рекомендуется следующее:
- Группировать материал на классы с подгруппами для снижения нагрузки.
- Использовать ассоциации, чтобы была возможность легко заучивать материал и связывать его уже с известным.
- Структурировать материал по логическому и иерархическому принципу, чтобы он воспринимался как единое целое.
- Добавлять в возрастную программу опорные пункты, то есть некий план. Это могут быть даты с названиями, именами, необычными словосочетаниями и яркими моментами.
- Подключать схематические и графические образы, чтобы одновременно со слуховой памятью развивалась зрительная, была установлена логическая цепочка в мыслях.
На заметку! Кроме того, специалисты советуют делать программу разнообразной и каждый день занятия начинать с интересных зрительных моментов, подключать любимых персонажей мультфильмов ребенка, делать диктант с расстановкой запятых.
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста имеют непроизвольную память и еще не могут запомнить что-то целенаправленно, по своей воли или сознанию. Произвольная память у дошкольников начинает формироваться в 7 лет. По этой причине с большой вероятностью ребенок сможет запомнить какой-то яркий и необычный момент, чем-то, что ему не интересно.
Важно отметить, что при развитии родители сталкиваются с недостатком повышенного внимания, невозможностью приучить чадо слушать, остаться на месте. Без концентрации сложно достичь качественного запоминания первых рассказов, стихотворений, музыки и прочего. Для формирования произвольной памяти, необходимо чтоб малыш был сконцентрирован и умел слушать.
Как проверить слуховую память ребенка
Чтобы сделать проверку слуховой памяти четырех-, пятилетнего ребенка, не надо долго мучиться и обращаться к специалистам. Достаточно выполнить короткие тесты. Один из них направлен на повторение произнесенных заранее слов, а другой — чисел. Занимаясь с ребенком постарше, проверить его память можно, дав прослушать песенку несколько раз или рассказ.
Тест 10-ти слов Лурия
Лурийский тест — лучший в психологии. Направлен на получение сведений об уровне развития, объеме запоминания и утомляемости. Нацелен также, чтобы повысить внимание. Его можно использовать как для проверки дошкольников, так и взрослых людей.
До того, как проводить тест, нужно заблаговременно подготовить произвольные слова в количестве 10 штук. Это могут быть фразы в виде стула, окна, книги, звезды, кошки, тарелки, цветов, покрывала, тарелки и солнца.
На заметку! Эти фразы нужно зачитать в течение 20 секунд, делая паузу в 2 секунды. Ребенок должен внимательным образом послушать их и попытаться запомнить ряд.
После того, как он их прослушает, ему нужно попытаться повторить все слова, которые он запомнил. Потом требуется повторить все фразы 3 раза, каждый раз добавляя новую фразу, и фиксировать каждый раз слова, которые смог запомнить ребенок.
Дошкольник с нормальной памятью запоминает 6 слов, после того, как в первый раз ему прочитают набор. На четвертый раз он произносит 8 слов. Для взрослых результат — 7 слов после первого прочтения и все слова после последнего. Позднее этот тест можно совершенствовать, используя большее количество фраз или подключая к ним картинки, превращая упражнение в некую игру.
Тест Векслера «Счет»
Векслеровский тест похож на Лурийский, но вместо слов здесь используются числа. Испытуемому предлагается запомнить числа в количестве 10 штук, по 3 числа за первый этап. После их повторения, к 3 числам добавляются еще 3 цифры. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет совершена ошибка. Во втором этапе теста испытуемому нужно запомнить заданные цифры в обратном порядке. Нормальный показатель — 6 и 5 цифр на первом и втором этапе, соответственно.
Упражнения для концентрации внимания и развития слуховой памяти
Чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на звуках и развивал слуховую память, с ним нужно выполнять следующие упражнения на развитие слуховой памяти:
- «Снежный ком». Лучше выполнять в паре или в команде. Один ребенок называет слово, сосед повторяет и называет еще одно. Так продолжается до тех пор, пока не будет допущена ошибка.
- «Жук». Ставится шахматное поле и на него ставится фигурка жука. Взрослый дает ребенку команду передвижения жука и тот запоминает их. После воспроизводит.
- «Какой цвет». Берется раскраска с подготовленным сюжетом. Родитель читает рассказ и предлагает дошкольнику раскрасить фигуры в соответствии с указанными цветами по сюжету.
- «Рассказ». Игра в продолжении фраз. Заключается в следующем: взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает и так далее. В конце игроки пытаются вместе вспомнить, что было в рассказе.
- «Ассоциации». Перед испытуемым раскладываются разные картинки. Произносятся разные слова, и он пытается совместить услышанное с увиденным.
На заметку! Для улучшения памяти у детей можно включать аудиокассеты с песенками и давать ребенку несколько раз их слушать, а потом просить повторять, делать написание.
Также помогут короткие и простые стихотворения. Впоследствии они могут быть сложными. Они могут оказаться оперативными инструментами для обучения, повышения уровня запоминания.
Слушаем звуки
Прослушивание звуков и их запоминание — лучший способ развить память, начиная с 2 лет. В начале это могут быть звуки природы, затем — комплексные упражнения, по которым дошкольник обязан повторить их по очереди, вразброс и в противоположном порядке. Впоследствии это могут быть сложные названия классических мелодий, которые играют в театре.
Читаем вслух
Чтение вслух развивает не только зрительную и абстрактную память, но и слуховую. Оно способствует улучшению словарного запаса и правописания. Чтобы развить концентрацию подобным образом, можно не просто прочитывать сказки и рассказы, но и запомнить отдельные фразы, попытавшись их повторить.
На заметку! Интересно, что чтение вслух младшими группами способствует улучшению концентрации внимания. Поэтому встречи с детьми одного возраста полезны для мышления.
Заучиваем стихи
Стихи — отличный метод улучшения зрительной и слуховой памяти, воображения. В начале с 3-4-летним мальчиком или девочкой лучше запоминать короткие четверостишия. Затем переходить на более серьезные классические произведения. Важно, чтобы стихи сопровождались ярким материалом. Тогда через абстракцию и зрительное восприятие, чтец сможет больше запомнить и научиться не только бездумно проговаривать заученные русские и английские слова, но и пытаться вникнуть в их суть.
Как пересказать услышанное, если память плохая
В ответ на вопрос, как научиться пересказывать прочитанное, если память плохая, стоит отметить, что плохая память — не повод останавливаться на достигнутом, не читать и не учить тексты. Наоборот, следует более усиленно заниматься по проверенным специальным техникам. Их действие нацелено на то, чтобы процесс запоминания шел ускоренными темпами. Так, в процессе запоминания материала, необходимо следующее:
- Полностью разбирать каждое произнесенное слово, чтобы лучше понимать, о чем идет речь.
- Визуализировать прочитанное, постараться подобрать подходящую картинку к каждому усвоенному предложению.
- Переписать прочитанную информацию. В случае отсутствия понимания усвоенного материала, проделать процедуру заново, попытаться разобрать написанное.
- Заучивать текст с помощью аудиозаписи, методики авторского чтения.
- Несколько раз перечитывать изучаемый текст, читать его перед сном.
- Делать перерывы в процессе занятий, чтобы быстро запомнить текст.
- Читать, запоминать материал в комфортной обстановке, без внешних раздражителей.
Следует отметить, что плохая детская память не всегда является следствием отсутствия должного развития. Это может быть связано с плохим питанием, недостатком свежего воздуха, плохой физической активностью и недостатком сна. Кроме того, чтобы хорошо развивался дошкольник нельзя допускать того, чтобы он переутомлялся. Желательно делать так, чтобы он укладывался в одно и то же время, правильно распределял свое время: отдавал должное внимание учебе, но при этом не забывал про отдых.
Эмоциональная поддержка — важное составляющее того, чтобы будущий школьник усваивал сказанное и ответ на вопрос, как научить ребенка запоминать. Родителям нужно больше общаться, поддерживать свое чадо. Это нужно, чтобы у него развивалась здоровая самооценка и была мотивация заниматься, хорошо учиться, чтобы в будущем стать на правильный путь.
В целом, развить слуховую память нужно у ребенка дошкольного возраста обязательно. Это необходимо для его дальнейшего обучения в школе, поступления в престижный вуз и развития его как личности.
Источник