Методики психического развития ребенка первых лет жизни
: . . . . . . . . .
: ,
.
.
.
. , ,
, ,
, .
, ,
:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) .
1,5 , – 2 . ,
, ,
.
,
,
,
. –
:
.
. .
, ,
?
, 2
, 4-5 , 6-7
, 8-9 –
, 11-12 – .
:
, ,
.
–
.
.
4 , ,
, .
, , .
,
. ,
( ) ,
,
,
.
: , ,
.
–
, ,
, , , .
– ” “.
.
–
. ,
.
,
, .
,
,
. ,
. ,
,
, “”.
.
, ,
: .
, ,
( ), .
,
,
.
.
“” , ,
, ” “.
,
.
, – , ,
,
.
“”.
, .
,
, .
.
.
– ,
( ). 5-6
, – .
: – ,
.
.
, ,
, . . 7-8
,
. 9-10
: , ,
.
. , ”
“.
– .
–
.
( , ).
7-8 :
, (,
. .).
: , , ”
” . .
.
,
, .
, .
, ,
, .
– .
:
, . ,
,
.
,
, , .
.
.
1. .
, ,
.
, .
2. .
, , .
3. ,
, ,
45 . ,
.
4. ,
. ,
.
5. 1
, .
,
.
.
6. ,
, .
.
7. (
). ,
.
8. , ,
, .
.
9. ,
.
.
10. , .
,
.
11.
.
, 2- .
.
.
1. , .
.
2. .
,
,
.
, – .
30 .
3. ,
, .
4. , ,
, –
. .
.
5. , , ,
. 30 .
6. , ,
.
. ,
, , .
7. ,
25 , .
: ,
.
8. .
.
9. –
, – .
10. ,
“”, .
.
1. ,
.
2. ( ,
).
. – 2 .
3. . (25 ) .
.
4.
30 .
5. , ,
, , “”.
6. . 25
, ,
.
7. ,
.
8. ,
,
.
9. , ,
.
10. ,
, .
.
1. .
, , ,
,
( ).
, ,
.
2. ,
. .
, .
3. . ,
.
.
4. ,
.
5. , ,
. ,
. .
6. 30 .
(, ).
: , , ,
, .
7. 4 ,
. , .
8. , .
.
9. ,
.
10. ,
, .
.
1. ,
. ,
.
2. .
, .
3. , , ,
.
4. ( )
, ,
.
5. , ,
. ,
.
6. ,
.
7. , .
8. ,
,
.
9. , ,
,
.
10. (“”,
“”, “”, “”), ,
.
.
1. .
25 .
, , .
2. , :
, ,
.
3. .
,
.
, , .
4. , ,
– .
-: , , . .
5. ,
,
. .
6. .
“”.
7. ,
.
8. –
.
9. . .
10.
, .
:
– , ;
– ;
– . ,
.
.
1. ;
, ,
.
2. , .
.
, ,
.
3. ,
.
: , . .
4. ,
. .
5.
. , .
6. .
. , ,
.
7. , – (
,
).
.
8. , . .
. : “–“,
“–“.
9. ( , ).
, .
10. , ,
, .
.
1.
, – ,
. . , , , .
2. , , .
,
.
3. ( – ),
, .
4. ,
. , .
5.
, ,
.
6.
( ).
.
7. , ,
.
8. .
. .
9. , ,
(, , , .).
10. , .
,
.
.
1. – , ,
,
, , , .
2. , .
3. , ,
, .
.
4. “”,
” ” . ., “?”
“” .
5. , .
,
.
6. ( ) .
“”, “”, “”
.
7.
.
8. ,
.
9. , ,
.
10. .
.
.
1. , ,
, ,
.
2. .
, .
.
.
3. ,
, , .
4. , , ,
. ,
.
5. : , , ,
, .
6. , .
7. (, , ).
8. : , ,
. .
9. , “”,
.
10. “”,
: , “” – , “”
– , . .;
. :
“-“, “-“, “”, “”.
( ,
):
– ;
– ;
– ;
–
.
.
, , ,
.
, .
(
40-50 ). , ,
, .
– ,
-.
–
,
, .
,
.
,
, .
, .
.
, , , .
, .
, ,
.
. , ,
: , , ,
(, , . .).
, ,
– . , ,
, .
,
“!”
.
.
– ,
:
,
, .
,
.
,
.
1. .
,
.
.
2. .
, –
.
.
3. .
, , .
.
4. .
.
.
5.
. .
6. , –
, , .
.
7. .
, , .
, .
3-4
, .
.
.
–
, , ,
. .
,
, .
( 7-10 ).
(, , )
60-70
, .
, ,
5-7 , .
(,
, , ), 20-30
1,5 .
1-2 , ,
– .
( , ,
.)
( 25 ).
5-7
.
.
( ) .
2-3 .
. . ,
.
60-70 .
,
. 80-100 ,
, ,
.
2-3 – .
,
1-2
.
( ).
60-70 -.
–
7-10 .
, .
, ,
, ,
.
, ,
. ,
,
.
5 . 2-3
.
– .
( ).
,
, .
,
. , ,
, . (,
, 80-100 ,
.)
, , .
2-3 .
.
2-3
,
.
, ,
-, -.
: ” ? , !”
, .
.
“” , , . :
” ? -! ?”
.
. ,
.
. , ,
, .
– , : “”,
“”, “-“, “–“, “-“,
“-” . .
– .
, , ,
.
–
, .
, ,
.
– . . :
“, ? ? “.
, ,
.
, .
” ? . ? –
: – –, !” ,
, .
– ,
, : ”
– , . , ? – -. ,
?” . .
, ,
.
– , ,
(“”, “-“, “”).
–
( , ,
, ,
. .).
–
: ”
“, ” “, ” ” “”,
“, “.
, , ” “?
: ” “,
,
, . ,
: ” “,
. ,
.
– , ,
, ,
, .
– , .
. , ,
.
– ( 6 ). ,
.
,
, , : ” ,
, , . . ?”
. . : ”
, , ” . .
– , ,
: “, , . ?
? . .
? “, . .
,
, . .
– “”.
3-4 : ,
, , .
“, , , ? ,
? -, , . —! , ?
– . , . ,
, . , ? ?
. . ?
-. . -. . , ,
. , ? -. ?
. : -, -. . .
. . .
. , , , “.
, .
.
– 1,5
. ,
.
, ,
, , . ,
, , .
.
, .
5-6 .
– :
1. . .
8-10 .
2. . 4-5
.
3. ( ).
6-8 .
4. . .
;
. – .
3-4 .
– :
5. . – .
, , .
,
. 3-4 .
6. ( ). –
. ,
, ,
. 2-3 ,
, .
– :
7. . , ,
, . 6-8 .
8. .
. 6-8 .
9. . – .
, ,
. 8-10 .
10. . ,
– . ,
. 3-4
.
.
,
.
, .
.
, .
,
,
, .
– ” “. , ,
:
,
,
-,
-:
” ,
,
, ,
“.
“” , .
,
, ,
.
,
.
– “-“. ,
, :
-!
? – .
? – .
? – .
, –
–… !
.
.
.
,
.
, , , .
– “”.
:
–,
,
.
, , ,
.
, ,
.
,
.
–
,
,
.
– – !
!
– “-“. ,
, :
–
( )
,
: ( )
, ,
, .
:
,
.
?
?
:
–
,
( )
– , ( )
– , ( )
, ! ( )
,
,
. (
.) , ”
– -“, .
– ” “. ,
:
, , , , ,
:
,
,
, ,
!
. ,
.
– ” – “. ,
, , ,
. :
– ,
– ,
– ,
– ,
– .
.
– !
.
.
. !
.
, .
,
. , , .
.
– “”. , :
–,
,
,
.
, , .
.
– ,
.
–,
.
, ,
, .
,
.
, , , ,
, , ,
–
.
,
,
,
.
, , , ,
, , !
,
,
.
, , ,
,
.
, , ,
,
,
.
– ,
– ,
–
.
– , , :
,
,
,
!
, ,
,
,
,
, ,
-.
, , ,
,
–
.
– , :
,
,
–
,
,
!
, ,
,
,
.
, ,
,
,
.
– , , :
-,
,
,
,
–
,
,
!
, , ,
.
,
,
, , …
:
–
–
–
–
– ,
– 3
– 3 6
Источник
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник