Методики психического развития ребенка первых лет жизни

: . . . . . . . . .

: ,
.
.
.
. , ,
, ,
, .

, ,
:

1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) .

1,5 , – 2 . ,
, ,
.

,
,
,
. –
:
.

. .
, ,
?

, 2
, 4-5 , 6-7
, 8-9 –
, 11-12 – .

:
, ,
.


.
.

4 , ,
, .
, , .
,
. ,
( ) ,
,
,
.

: , ,
.

, ,
, , , .
– ” “.

.

. ,
.

,
, .
,
,
. ,
. ,
,
, “”.

.

, ,
: .
, ,
( ), .

,
,
.

.
“” , ,
, ” “.

,
.
, – , ,
,
.

“”.
, .
,
, .
.

.
– ,
( ). 5-6
, – .

: – ,
.

.
, ,
, . . 7-8
,
. 9-10
: , ,
.
. , ”
“.
– .


.
( , ).
7-8 :
, (,
. .).
: , , ”
” . .

.

,
, .
, .

, ,
, .
– .
:
, . ,
,
.

,
, , .

.

.

1. .
, ,
.
, .

2. .
, , .

3. ,
, ,
45 . ,
.

4. ,
. ,
.

5. 1
, .
,
.
.

6. ,
, .
.

7. (
). ,
.

8. , ,
, .
.

9. ,
.
.

10. , .
,
.

11.
.
, 2- .
.

.

1. , .
.

2. .
,
,
.
, – .
30 .

3. ,
, .

4. , ,
, –
. .
.

5. , , ,
. 30 .

6. , ,
.
. ,
, , .

7. ,
25 , .
: ,
.

8. .
.

9. –
, – .

10. ,
“”, .

.

1. ,
.

2. ( ,
).
. – 2 .

3. . (25 ) .
.

4.
30 .

5. , ,
, , “”.

6. . 25
, ,

.

7. ,
.

8. ,
,
.

9. , ,
.

10. ,
, .

.

1. .
, , ,
,
( ).
, ,
.

2. ,
. .
, .

3. . ,
.
.

4. ,
.

5. , ,
. ,
. .

6. 30 .
(, ).
: , , ,
, .

7. 4 ,
. , .

8. , .
.

9. ,
.

10. ,
, .

.

1. ,
. ,
.

2. .
, .

3. , , ,
.

4. ( )
, ,
.

5. , ,
. ,
.

6. ,
.

7. , .

8. ,
,
.

9. , ,
,
.

10. (“”,
“”, “”, “”), ,
.

.

1. .
25 .
, , .

2. , :
, ,
.

3. .
,
.
, , .

4. , ,
– .
-: , , . .

5. ,
,
. .

6. .
“”.

7. ,
.

8. –
.

9. . .

10.
, .

:
– , ;
– ;
– . ,
.
.

1. ;
, ,
.

2. , .
.
, ,
.

3. ,
.
: , . .

4. ,
. .

5.
. , .

6. .
. , ,
.

7. , – (
,
).
.

8. , . .
. : “–“,
“–“.

9. ( , ).
, .

10. , ,
, .

.

1.
, – ,
. . , , , .

2. , , .
,
.

3. ( – ),
, .

4. ,
. , .

5.
, ,
.

6.
( ).
.

7. , ,
.

8. .
. .

9. , ,

(, , , .).

10. , .
,
.

.

1. – , ,
,
, , , .

2. , .

3. , ,
, .
.

4. “”,
” ” . ., “?”
“” .

5. , .
,
.

6. ( ) .
“”, “”, “”
.

7.
.

8. ,
.

9. , ,
.

10. .
.

.

1. , ,
, ,
.

2. .
, .
.
.

3. ,
, , .

4. , , ,
. ,
.

5. : , , ,
, .

6. , .

7. (, , ).

8. : , ,
. .

9. , “”,
.

10. “”,
: , “” – , “”
– , . .;
. :
“-“, “-“, “”, “”.

( ,
):
– ;
– ;
– ;

.

.

, , ,
.
, .

(
40-50 ). , ,
, .

– ,
-.


,
, .
,
.

,
, .

, .

.
, , , .
, .
, ,
.

. , ,
: , , ,
(, , . .).

, ,
– . , ,
, .

,
“!”

.

.
– ,
:
,
, .

,
.

,
.

1. .
,
.
.

2. .
, –
.
.

3. .
, , .

.

4. .
.
.

5.
. .

6. , –
, , .
.

7. .
, , .
, .

3-4
, .

.

.

, , ,
. .
,
, .

( 7-10 ).

(, , )
60-70
, .
, ,
5-7 , .

(,
, , ), 20-30
1,5 .

1-2 , ,
– .
( , ,
.)

( 25 ).

5-7
.

.
( ) .
2-3 .
. . ,
.
60-70 .

,
. 80-100 ,
, ,

.

2-3 – .
,
1-2
.

( ).

60-70 -.

7-10 .

, .
, ,
, ,
.
, ,
. ,
,
.
5 . 2-3
.
– .

( ).

,
, .

,
. , ,
, . (,
, 80-100 ,
.)
, , .

2-3 .

.

2-3
,
.

, ,
-, -.
: ” ? , !”

, .
.
“” , , . :
” ? -! ?”

.

. ,
.
. , ,
, .
– , : “”,
“”, “-“, “–“, “-“,
“-” . .

– .
, , ,
.


, .
, ,
.

– . . :
“, ? ? “.
, ,
.
, .
” ? . ? –
: – –, !” ,
, .

– ,
, : ”
– , . , ? – -. ,
?” . .
, ,
.

– , ,
(“”, “-“, “”).


( , ,
, ,
. .).


: ”
“, ” “, ” ” “”,
“, “.

, , ” “?
: ” “,
,
, . ,
: ” “,
. ,
.

– , ,
, ,
, .

– , .
. , ,
.

– ( 6 ). ,
.
,
, , : ” ,
, , . . ?”
. . : ”
, , ” . .

– , ,
: “, , . ?
? . .
? “, . .
,
, . .

– “”.

3-4 : ,
, , .
“, , , ? ,
? -, , . —! , ?
– . , . ,
, . , ? ?
. . ?
-. . -. . , ,
. , ? -. ?
. : -, -. . .
. . .
. , , , “.

, .

.

– 1,5
. ,
.
, ,
, , . ,
, , .
.

, .
5-6 .

– :

1. . .
8-10 .

2. . 4-5
.

3. ( ).
6-8 .

4. . .
;
. – .
3-4 .

– :

5. . – .
, , .
,
. 3-4 .

6. ( ). –
. ,
, ,
. 2-3 ,
, .

– :

7. . , ,
, . 6-8 .

8. .
. 6-8 .

9. . – .
, ,
. 8-10 .

10. . ,
– . ,
. 3-4
.

.

,
.

, .
.
, .
,
,
, .

– ” “. , ,
:

,
,
-,
-:
” ,
,
, ,
“.

“” , .
,
, ,
.
,
.

– “-“. ,
, :

-!
? – .
? – .
? – .
, –
–… !
.

.
.
,
.
, , , .

– “”.
:

–,
,

.
, , ,
.
, ,
.
,
.

,
,
.
– – !
!

– “-“. ,
, :


( )
,
:
( )
, ,
, .
:

,
.
?
?
:

,

( )
– , ( )
– , ( )
, ! ( )

,
,
. (
.) , ”
– -“, .

– ” “. ,
:

, , , , ,
:
,
,
, ,
!

. ,
.

– ” – “. ,
, , ,
. :

– ,
– ,
– ,
– ,
– .
.
– !
.
.
. !
.

, .
,
. , , .
.

– “”. , :

–,
,
,
.
, , .
.

– ,
.
–,
.
, ,
, .
,
.

, , , ,
, , ,

.
,
,
,
.

, , , ,
, , !
,
,
.
, , ,
,
.

, , ,
,
,
.
– ,
– ,

.

– , , :

,
,
,
!

, ,
,
,
,
, ,
-.
, , ,
,

.

– , :

,
,


,
,
!

, ,
,
,
.

, ,
,
,
.

– , , :

-,
,
,
,

,
,
!

, , ,
.
,
,
, , …

:

   –

   –

   –

   –

   – ,

   – 3

   – 3 6

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник