Методики по сопровождению развития ребенка раннего возраста

Методики по сопровождению развития ребенка раннего возраста thumbnail

Елена Александрова
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС

Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы. Сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов,включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики.

Работу по психологическому сопровождению детей раннего возраста в нашем учреждении мы условно разделили на четыре этапа.

I – подготовка детей и родителей к посещению ДОУ

II – сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ

III – сопровождение детей в группах раннего возраста

IV – подведение итогов

Раннеедетство имеет свою специфику:

Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.

Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений.

В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изм6нения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.

Всем известно, что одним из стрессов, который может повлиять на развитие малыша, является процесс адаптации к детскому саду. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если ребенок предварительно ознакомлен с возможными ситуациями.

I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках экспериментальной муниципальной площадки с октября 2012года в нашем дошкольном учреждении открылся Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Возраст детей посещающих ЦИПР от 1 года до 1,6 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению детей мы начинаем вести именно с данного возраста.

Цели создания ЦИПР

– развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи

– оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка;

– обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

– консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

На основе заявленной в лицензии программы «Кроха» авт. Г. Г. Григорьева, нами создана рабочая образовательная программа Центра игровой поддержки «Вместе с мамой».

Помимо игровых занятий, мы используем методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает – консультирование. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок – родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

Наряду с этим проводится подготовка ребёнка и родителей к посещению ДОУ.

Мы организуем собрание для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды. Затем родители заполняют две анкеты (медицинскую и социальную). Для чего они нам нужны?

1. Социальная анкета содержит информацию о социальном развитии семьи, о членах семьи, о взаимоотношениях с ребенком. Таким образом, мы можем составить социальный паспорт ребенка.

2. Медицинская анкета. Ее главная функция – сбор анамнестических данных (медицинский скрининг). Здесь получаем информацию о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребенка. Затем совместно с медицинским персоналом провожу анализ имеющийся информации.

На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для родителей и воспитателей по организации адаптационного периода. При поступлении ребенка в ДОУ родители заполняют анкету №3 «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ», которая содержит информацию о том, в какой мере сформированы КГН, как протекают режимные моменты, о наличии вредных привычек. Имея информацию из 3-х анкет, мы составляем индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка. Составляем схему приема, время пребывания ребенка в д/с. На этом этапе задача психолога состоит в том, чтобы проанализировать имеющую информацию, показать воспитателям зоны риска, т. е. что может помешать ребенку в процессе адаптации к новым для ребенка условиям. Заканчивается этот этап разработкой рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми

Читайте также:  Ребенку второй месяц что надо делать для развития

II этап– сопровождение развития детей в группе раннего возраста.

С первого дня посещения ДОУ на каждого ребенка заводится лист адаптации, который заполняется каждый день в течение месяца. По результатам адаптационного листа я отслеживаю уровень адаптации. Если у ребенка тяжелая форма адаптации, тогда возникает необходимость в более углубленной диагностике, изучении ближайшего социума ребенка, индивидуально-типологических особенностей и разработки дальнейших рекомендаций для родителей.

Во время периода адаптации самое главное для ребенка – комфорт и удобство. Поэтому в этот период я регулярно посещаю группы раннего возраста. Оказываю помощь воспитателям в организации благоприятной развивающей среды и создании положительного психологического климата (во время проведения режимных моментов, в игровой деятельности с использованием различных адаптационных игр, пальчиковых игр, психогимнастики, массажа направленных на расслабление мышечного тонуса, зажима). Оказываю помощь воспитателю во время приема детей, отвлекаю ребенка от негативных переживаний, связанных с разлукой с близким взрослым. Кроме того даю рекомендации родителям и педагогам по вопросам, связанным с трудностями, которые возникают в период адаптации.

На этом этапе в обязательном порядке выхожу с выступлением на родительское собрание, на котором провожу презентацию работы педагога-психолога в ДОУ. Вторая часть выступления связана с темой “Все об адаптации”.

После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: “Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования”представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.

Далее мы заводим карту нервно-психического развития, которую ведем до 3-х лет. До 2-х лет уровень развития фиксируется каждые три месяца, после 2-х каждые 6 месяцев, в соответствии с сензитивными периодами. В карте нервно-психическогоразвития фиксируется уровень развития следующих параметров: сенсорное развитие, речь, игра, двигательные навыки, поведение, изобразительная и конструктивная деятельность. Для выявления уровня НПР я использую методики Афонькиной Ю. А. (Психолого-педагогическая оценка детей раннего возраста). Даны конкретные задания, они просты и доступны в использовании.

Карты НПР необходимы для того, чтобы отслеживать уровень нервно-психического развития ребенка, своевременно выявлять отклонения в развитии и выстраивать работу, направленную на выравнивание.

Кроме работы с документами, провожу работу с детьми. Отслеживая по картам НПР детей, требующих особого внимания, организую с ними игровые упражнения, занятия (групповые и индивидуальные). Которые показываю не только детям, но и педагогам, для дальнейшего самостоятельного использования в течение дня.

Особое внимание в работе с детьми раннего возраста уделяю формированию произвольности поведения, развития мелкой моторики руки, развития КГН, развития движений, т. к. в будущем – это формирование эмоционально-волевых процессов.

Помимо консультативной работы в период адаптации особое внимание уделяю работе с родителями в течение всего времени

Целью работы является:

1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Работа с воспитателями строится в основном на консультативно-просветительской основе.

1. Консультации по результатам диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (между педагогом и психологом происходит обмен информацией о ребенке, и разрабатывается маршрут обучения для каждого ребенка.

2. Методическое объединение вопитателей групп раннего возраста с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и организации деятельности детей раннего возраста.

3. Итоговый семинар для педагогов групп раннего возраста, где анализируются результаты отмечаются все плюсы и минусы проделанной работы.

Источник

Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни контрольная работа

Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% – имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.

Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер
    коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного
    развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
    обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”
  • Приказ “О специализированной помощи больным
    при нарушении речи и других ВПФ”
  • Приказ “О совершенствовании системы
    мед.обеспечения детей в ОУ”
  • Положение о работе ПМПк ДОУ.
  • Устав ДОУ.

Основные принципы:

    Принцип междисциплинарного подхода

  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные
    особенности
  • Принцип создания специально организованной
    педагогической среды [1]
  • Организационная модель службы
    психологического сопровождения:

    I блок ориентирован на детей и включает в себя
    организационные формы оказания помощи детям
    раннего возраста с проблемами в развитии.
    Содержание работы в данном направлении
    заключается в реализации наблюдений и
    диагностической работы с целью изучения того,
    как проходит период адаптации ребенка к детскому
    саду, оценки уровня развития малыша, и
    своевременного выявления детей, имеющих
    отклонения в физическом, интеллектуальном,
    эмоциональном развитии, трудности в обучении и
    социальной адаптации.

    По результатам наблюдений и диагностических
    мероприятий делаются выводы, заключения, даются
    устные и/или письменные рекомендации родителям и
    педагогам группы по наиболее эффективному
    простраиванию дальнейшего взаимодействия и
    коррекционно-развивающей работы с детьми. При
    выявлении недостатков в развитии
    разрабатываются и реализуются индивидуальные
    программы развития. Полученная информация о
    ребенке может быть использована для создания
    развивающей среды в группе, изменения
    обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
    пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

    II блок в организационной модели службы
    ориентирован на оказание психологической и
    информационной помощи педагогам, работающим с
    детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

    а) ознакомить педагогов с особенностями и
    закономерностями развития детей раннего и
    младшего возраста;

    б) при возникновении необходимости обучить
    адекватным способам взаимодействия с детьми с
    определенными трудностями;

    в) помочь создать условия, способствующие
    повышению эмоционального комфорта в группе и
    стимулирующие развитие личности ребенка.

    Деятельность III блока в организационной
    структуре службы направлена на оказание
    психолого-педагогической помощи родителям детей
    раннего возраста. В настоящее время эта помощь
    оказывается на консультативном уровне:
    индивидуальные и групповые консультации,
    информация в “уголках родителей” (стендовые
    консультации, информационные листки, памятки и
    т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
    личностными особенностями ребенка, отслеживания
    динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
    дальнейшем планируется организация в детском
    саду Школы молодых родителей, где родители
    смогут поделиться опытом, получить необходимые
    теоретические знания и практические навыки
    взаимодействия с детьми.

    Направления деятельности психолога:

    Моя работа в диагностическом направлении
    обеспечивает, прежде всего, определение уровня
    развития ребенка, его соответствие нормативным
    показателям ведущих для данного возраста линий
    развития. Полученные результаты позволяют
    определить характер психофизического развития
    каждого ребенка – его нормативность, наличие
    опережения либо задержки, как в целом, так и по
    отдельным линиям.

    Читайте также:  Развитие детей первого года жизни в доме ребенка

    Диагностика осуществляется мною в ходе
    анкетирования родителей, бесед с педагогами и
    родителями, индивидуального педагогического
    обследования уровня психофизического развития
    ребенка (заполнение карты психофизического
    развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
    Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
    психолого-педагогического обследования ребенка
    (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
    [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
    ребенком.

    Диагностическая функция является базовой по
    отношению ко всем остальным функциям службы,
    определяя содержательную основу их реализации.

    В профилактическом направлении я работаю
    на обеспечение профилактики возникновения
    отклонений в развитии, обусловленных
    несоответствием требований среды реальным
    возможностям ребенка.

    Средствами профилактики выступают специально
    организованная предметно-пространственная
    среда в группе, развивающее взаимодействие,
    сотрудничество взрослых с ребенком в различных
    видах деятельности, индивидуальные и групповые
    развивающие занятия с педагогом (с учетом
    рекомендаций педагога-психолога),
    психопрофилактические занятия.

    Работа в развивающем направлении
    направлена на стимуляцию потенциальных
    возможностей ребёнка, создание
    психолого-педагогических условий
    своевременного появления и развития у него
    ведущих психологических новообразований
    данного возраста, овладение ребёнком
    соответствующими формами деятельности и
    общения.

    Реализуется развивающая функция в процессе
    индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
    развивающего взаимодействия родителей с
    ребенком.

    Коррекционное направление – предполагает
    целенаправленную работу по изменению
    развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
    потребностям ребенка, создание
    психолого-педагогических условий преодоления
    имеющихся у ребенка трудностей в овладении
    деятельностью, способами и средствами
    взаимодействия с окружающими, развитии
    психологических функций.

    Реализуется коррекционная функция в процессе
    специальной организации
    предметно-пространственной,
    коррекционно-развивающей среды, специально
    организованного взаимодействия взрослых с
    ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

    Консультативное и просветительское
    направление – направлено на создание
    необходимого информационного и мотивационного
    поля ранней психолого-педагогической помощи,
    активное включение родителей ребенка раннего
    возраста с ограниченными возможностями здоровья
    в целенаправленный коррекционно-развивающий
    процесс. Адресатами консультативной помощи
    являются как родители детей раннего возраста,
    так и педагоги, медики, другие специалисты.

    Содержание консультативной помощи включает
    информацию о закономерностях развития ребенка в
    раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
    развития ребенка, задачах, направлениях и
    средствах развивающего взаимодействия взрослых
    с ребенком и т.д.

    Консультативная функция реализуется в
    процессе индивидуальных и групповых
    консультаций родителям и педагогам, а также в
    виде оформления стендовых консультаций.

    На данном этапе я ставила перед собой задачу
    обобщить, систематизировать накопленный опыт,
    методы и формы работы с детьми раннего возраста,
    а также выстроить систему действий по
    становлению службы сопровождения развития
    ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

    В данный момент эта система осуществляется так:

    Система психолого-педагогического
    сопровождения:

    1. Анкетирование родителей (еще до поступления
      ребенка в детский сад) (см. Приложение
      1
      ). Устные и письменные рекомендации
      родителям по развитию детей раннего дошкольного
      возраста и по подготовке к поступлению в детский
      сад (см. Приложение 2). Изучение
      медицинской карты. (Предварительный сбор
      информации о ребенке, его особенностях, стиле
      семейного воспитания, определение уровня
      готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
    2. Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
      родителями и воспитателями. Проведение
      психологической диагностики уровня
      адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
      3
      ). Основной задачей на этом этапе становится
      выявление, комплексное обследование и отбор
      детей раннего возраста, имеющих отклонения в
      физическом, эмоциональном развитии и социальной
      адаптации.
    3. Заполнение воспитателем под руководством
      психолога карты психофизического развития
      ребенка раннего возраста (см. Приложение
      4
      ) с целью отслеживания гармоничности
      /дисгармоничности развития ребенка, обобщения
      информации об уровне развития детей,
      планирования направлений индивидуальной работы
      (индивидуально по эпикризным срокам каждого
      ребенка).
    4. Психолого-педагогическое обследование детей с
      целью определения актуального уровня развития,
      выявления проблем и недостатков развития.
    5. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
      и осуществление индивидуальных комплексных
      коррекционно-развивающих программ (в случае
      необходимости).

    Предполагаемые результаты:

    • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
    • Устранение выявленных проблем в развитии в
      течение дошкольного детства.
    • Повышение психолого-педагогической
      грамотности педагогов и родителей.
    • Создание специально организованной
      педагогической среды.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Справочник руководителя
      дошкольного образовательного учреждения.
      Организация психолого-педагогической помощи
      детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    2. Диагностическое обследование детей раннего и
      младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
      Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
    3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
      в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
    4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
      детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
      2005.
    5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
      диагностика развития детей раннего и
      дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

    Источник