Методики по сопровождению развития ребенка раннего возраста

Елена Александрова
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС
Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы. Сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов,включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики.
Работу по психологическому сопровождению детей раннего возраста в нашем учреждении мы условно разделили на четыре этапа.
I – подготовка детей и родителей к посещению ДОУ
II – сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ
III – сопровождение детей в группах раннего возраста
IV – подведение итогов
Раннеедетство имеет свою специфику:
Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.
Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений.
В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изм6нения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.
Всем известно, что одним из стрессов, который может повлиять на развитие малыша, является процесс адаптации к детскому саду. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если ребенок предварительно ознакомлен с возможными ситуациями.
I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках экспериментальной муниципальной площадки с октября 2012года в нашем дошкольном учреждении открылся Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Возраст детей посещающих ЦИПР от 1 года до 1,6 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению детей мы начинаем вести именно с данного возраста.
Цели создания ЦИПР
– развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Основные задачи
– оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
– разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка;
– обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
– консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
На основе заявленной в лицензии программы «Кроха» авт. Г. Г. Григорьева, нами создана рабочая образовательная программа Центра игровой поддержки «Вместе с мамой».
Помимо игровых занятий, мы используем методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает – консультирование. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок – родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.
Наряду с этим проводится подготовка ребёнка и родителей к посещению ДОУ.
Мы организуем собрание для родителей детей, поступающих в ДОУ.
Приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды. Затем родители заполняют две анкеты (медицинскую и социальную). Для чего они нам нужны?
1. Социальная анкета содержит информацию о социальном развитии семьи, о членах семьи, о взаимоотношениях с ребенком. Таким образом, мы можем составить социальный паспорт ребенка.
2. Медицинская анкета. Ее главная функция – сбор анамнестических данных (медицинский скрининг). Здесь получаем информацию о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребенка. Затем совместно с медицинским персоналом провожу анализ имеющийся информации.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для родителей и воспитателей по организации адаптационного периода. При поступлении ребенка в ДОУ родители заполняют анкету №3 «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ», которая содержит информацию о том, в какой мере сформированы КГН, как протекают режимные моменты, о наличии вредных привычек. Имея информацию из 3-х анкет, мы составляем индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка. Составляем схему приема, время пребывания ребенка в д/с. На этом этапе задача психолога состоит в том, чтобы проанализировать имеющую информацию, показать воспитателям зоны риска, т. е. что может помешать ребенку в процессе адаптации к новым для ребенка условиям. Заканчивается этот этап разработкой рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми
II этап– сопровождение развития детей в группе раннего возраста.
С первого дня посещения ДОУ на каждого ребенка заводится лист адаптации, который заполняется каждый день в течение месяца. По результатам адаптационного листа я отслеживаю уровень адаптации. Если у ребенка тяжелая форма адаптации, тогда возникает необходимость в более углубленной диагностике, изучении ближайшего социума ребенка, индивидуально-типологических особенностей и разработки дальнейших рекомендаций для родителей.
Во время периода адаптации самое главное для ребенка – комфорт и удобство. Поэтому в этот период я регулярно посещаю группы раннего возраста. Оказываю помощь воспитателям в организации благоприятной развивающей среды и создании положительного психологического климата (во время проведения режимных моментов, в игровой деятельности с использованием различных адаптационных игр, пальчиковых игр, психогимнастики, массажа направленных на расслабление мышечного тонуса, зажима). Оказываю помощь воспитателю во время приема детей, отвлекаю ребенка от негативных переживаний, связанных с разлукой с близким взрослым. Кроме того даю рекомендации родителям и педагогам по вопросам, связанным с трудностями, которые возникают в период адаптации.
На этом этапе в обязательном порядке выхожу с выступлением на родительское собрание, на котором провожу презентацию работы педагога-психолога в ДОУ. Вторая часть выступления связана с темой “Все об адаптации”.
После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: “Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования”представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.
Далее мы заводим карту нервно-психического развития, которую ведем до 3-х лет. До 2-х лет уровень развития фиксируется каждые три месяца, после 2-х каждые 6 месяцев, в соответствии с сензитивными периодами. В карте нервно-психическогоразвития фиксируется уровень развития следующих параметров: сенсорное развитие, речь, игра, двигательные навыки, поведение, изобразительная и конструктивная деятельность. Для выявления уровня НПР я использую методики Афонькиной Ю. А. (Психолого-педагогическая оценка детей раннего возраста). Даны конкретные задания, они просты и доступны в использовании.
Карты НПР необходимы для того, чтобы отслеживать уровень нервно-психического развития ребенка, своевременно выявлять отклонения в развитии и выстраивать работу, направленную на выравнивание.
Кроме работы с документами, провожу работу с детьми. Отслеживая по картам НПР детей, требующих особого внимания, организую с ними игровые упражнения, занятия (групповые и индивидуальные). Которые показываю не только детям, но и педагогам, для дальнейшего самостоятельного использования в течение дня.
Особое внимание в работе с детьми раннего возраста уделяю формированию произвольности поведения, развития мелкой моторики руки, развития КГН, развития движений, т. к. в будущем – это формирование эмоционально-волевых процессов.
Помимо консультативной работы в период адаптации особое внимание уделяю работе с родителями в течение всего времени
Целью работы является:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.
Работа с воспитателями строится в основном на консультативно-просветительской основе.
1. Консультации по результатам диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (между педагогом и психологом происходит обмен информацией о ребенке, и разрабатывается маршрут обучения для каждого ребенка.
2. Методическое объединение вопитателей групп раннего возраста с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и организации деятельности детей раннего возраста.
3. Итоговый семинар для педагогов групп раннего возраста, где анализируются результаты отмечаются все плюсы и минусы проделанной работы.
Источник
Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.
В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]
Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.
Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% – имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.
Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер
коррекции; - стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного
развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ” - Приказ “О специализированной помощи больным
при нарушении речи и других ВПФ” - Приказ “О совершенствовании системы
мед.обеспечения детей в ОУ” - Положение о работе ПМПк ДОУ.
- Устав ДОУ.
Основные принципы:
Принцип междисциплинарного подхода
особенности
педагогической среды [1]
Организационная модель службы
психологического сопровождения:
I блок ориентирован на детей и включает в себя
организационные формы оказания помощи детям
раннего возраста с проблемами в развитии.
Содержание работы в данном направлении
заключается в реализации наблюдений и
диагностической работы с целью изучения того,
как проходит период адаптации ребенка к детскому
саду, оценки уровня развития малыша, и
своевременного выявления детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном,
эмоциональном развитии, трудности в обучении и
социальной адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических
мероприятий делаются выводы, заключения, даются
устные и/или письменные рекомендации родителям и
педагогам группы по наиболее эффективному
простраиванию дальнейшего взаимодействия и
коррекционно-развивающей работы с детьми. При
выявлении недостатков в развитии
разрабатываются и реализуются индивидуальные
программы развития. Полученная информация о
ребенке может быть использована для создания
развивающей среды в группе, изменения
обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
II блок в организационной модели службы
ориентирован на оказание психологической и
информационной помощи педагогам, работающим с
детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и
закономерностями развития детей раннего и
младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить
адекватным способам взаимодействия с детьми с
определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие
повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной
структуре службы направлена на оказание
психолого-педагогической помощи родителям детей
раннего возраста. В настоящее время эта помощь
оказывается на консультативном уровне:
индивидуальные и групповые консультации,
информация в “уголках родителей” (стендовые
консультации, информационные листки, памятки и
т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
личностными особенностями ребенка, отслеживания
динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
дальнейшем планируется организация в детском
саду Школы молодых родителей, где родители
смогут поделиться опытом, получить необходимые
теоретические знания и практические навыки
взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Моя работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня
развития ребенка, его соответствие нормативным
показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют
определить характер психофизического развития
каждого ребенка – его нормативность, наличие
опережения либо задержки, как в целом, так и по
отдельным линиям.
Диагностика осуществляется мною в ходе
анкетирования родителей, бесед с педагогами и
родителями, индивидуального педагогического
обследования уровня психофизического развития
ребенка (заполнение карты психофизического
развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
психолого-педагогического обследования ребенка
(по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
[4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
ребенком.
Диагностическая функция является базовой по
отношению ко всем остальным функциям службы,
определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении я работаю
на обеспечение профилактики возникновения
отклонений в развитии, обусловленных
несоответствием требований среды реальным
возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально
организованная предметно-пространственная
среда в группе, развивающее взаимодействие,
сотрудничество взрослых с ребенком в различных
видах деятельности, индивидуальные и групповые
развивающие занятия с педагогом (с учетом
рекомендаций педагога-психолога),
психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении
направлена на стимуляцию потенциальных
возможностей ребёнка, создание
психолого-педагогических условий
своевременного появления и развития у него
ведущих психологических новообразований
данного возраста, овладение ребёнком
соответствующими формами деятельности и
общения.
Реализуется развивающая функция в процессе
индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
развивающего взаимодействия родителей с
ребенком.
Коррекционное направление – предполагает
целенаправленную работу по изменению
развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
потребностям ребенка, создание
психолого-педагогических условий преодоления
имеющихся у ребенка трудностей в овладении
деятельностью, способами и средствами
взаимодействия с окружающими, развитии
психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе
специальной организации
предметно-пространственной,
коррекционно-развивающей среды, специально
организованного взаимодействия взрослых с
ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское
направление – направлено на создание
необходимого информационного и мотивационного
поля ранней психолого-педагогической помощи,
активное включение родителей ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
в целенаправленный коррекционно-развивающий
процесс. Адресатами консультативной помощи
являются как родители детей раннего возраста,
так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает
информацию о закономерностях развития ребенка в
раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
развития ребенка, задачах, направлениях и
средствах развивающего взаимодействия взрослых
с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в
процессе индивидуальных и групповых
консультаций родителям и педагогам, а также в
виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе я ставила перед собой задачу
обобщить, систематизировать накопленный опыт,
методы и формы работы с детьми раннего возраста,
а также выстроить систему действий по
становлению службы сопровождения развития
ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
В данный момент эта система осуществляется так:
Система психолого-педагогического
сопровождения:
- Анкетирование родителей (еще до поступления
ребенка в детский сад) (см. Приложение
1). Устные и письменные рекомендации
родителям по развитию детей раннего дошкольного
возраста и по подготовке к поступлению в детский
сад (см. Приложение 2). Изучение
медицинской карты. (Предварительный сбор
информации о ребенке, его особенностях, стиле
семейного воспитания, определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад.) - Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
родителями и воспитателями. Проведение
психологической диагностики уровня
адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
3). Основной задачей на этом этапе становится
выявление, комплексное обследование и отбор
детей раннего возраста, имеющих отклонения в
физическом, эмоциональном развитии и социальной
адаптации. - Заполнение воспитателем под руководством
психолога карты психофизического развития
ребенка раннего возраста (см. Приложение
4) с целью отслеживания гармоничности
/дисгармоничности развития ребенка, обобщения
информации об уровне развития детей,
планирования направлений индивидуальной работы
(индивидуально по эпикризным срокам каждого
ребенка). - Психолого-педагогическое обследование детей с
целью определения актуального уровня развития,
выявления проблем и недостатков развития. - Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
и осуществление индивидуальных комплексных
коррекционно-развивающих программ (в случае
необходимости).
Предполагаемые результаты:
- Раннее выявление отклонений в развитии детей.
- Устранение выявленных проблем в развитии в
течение дошкольного детства. - Повышение психолого-педагогической
грамотности педагогов и родителей. - Создание специально организованной
педагогической среды.
Литература:
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической помощи
детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. - Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002. - Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
2005. - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Источник