Методики по коррекции познавательного развития ребенка

                      КАТАЛОГ

 МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ

                                   УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

                                      (по Л.Григорович)

                                  Творческие способности

  1. Задание 1

    Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

  1. Задание 2

              Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

  1. Игра «Какая осень»

              Подбирать определения к словам.

  1. Игра «Что общего между?…»

               Найти в двух объектах общие признаки.

  1. Упражнение «Что можно сделать из?..»

               Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.

  1. Задание «Придумай и изобрази…»

               Нарисовать фантастические предметы и животных.

  1. Придумывание сказок

              Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.

  1. Придумывание новых игрушек, транспорта, построек

               Изменять предметы, улучшая их качества.

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.

  1. Упражнение «Ресурсы»

Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.

  1. Упражнение «На что похоже?»

Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.

  1. Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
  1. Составление кроссвордов.

                              МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ

            (по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)

                                         ВНИМАНИЕ

        Методики для изучения различных свойств внимания

  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)

          Упражнения для коррекции и развития внимания

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.

  1. Упражнение на развитие распределение внимания:

    А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых  

         Физических упражнений

    Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр

  1. Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.

                                   ВОСПРИЯТИЕ

                Методики для изучения восприятия

  1. Методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)

  1. Методика «Узнай, кто это?»

По частям рисунка определить целое.

  1. Методика «Чем залатать коврик?»

Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».

  1. Методика «Найди квадрат»

Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.

  1. Методика «Пиши кружочками»

Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)

  1. Методика «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)

       Упражнения для коррекции и развития восприятия

  1. Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
  2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
  3. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
  4. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
  5. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
  6. Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
  7. Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
  8. Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.

                                       МЫШЛЕНИЕ

     Методики для изучения различных видов мышления

  1. Методика «Соедини фигуры».

Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.

  1. Методика «Лишний предмет».

Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)

  1. Методика «Нелепицы».

Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)

  1. Методика для оценки словесно-логического мышления.

Ответить на два десятка вопросов.

     Упражнения для коррекции и развития мышления

  1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
  2. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
  3. Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
  4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
  1. «Найди лишнее слово».
  2. «Найди лишнюю картинку»
  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

      Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
  1. «Определи понятие»
  2. «Найди похожее слово»

          Игры, развивающие мышление, сообразительность

  1. Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
  2. Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
  3. Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.

                                           ПАМЯТЬ

Читайте также:  Диагностика речевого развития у о ребенка

         Методики для изучения различных свойств памяти

  1. Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.

  1. Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)

  1. Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)

  1. Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.

    Упражнения для коррекции и развития памяти

  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
  1. Упражнение на  развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
  1. Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
  1. Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
  1. Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
  1. Приемы, помогающие запоминанию.

                                   ВООБРАЖЕНИЕ

          Методики для изучения развития воображения

  1. Методика «Вербальная (словесная) фантазия».

 Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.

  1. Методика «Невербальная фантазия».

 Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

  Упражнения, игры для коррекции и развития воображения

  1. Игра «Пантомима»

 Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.

  1. Упражнение на развитие зрительного воображения.

 Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.

  1. Упражнение «Точки».

 Нарисовать что-либо, соединяя точки.

  1. Упражнение «Комбинирование»

 Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.

  1. Упражнение на развитие вербального воображения

 Попробовать представить, что будет, если…

              ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

         Методики для изучения произвольного поведения

  1. Методика «Графический диктант»

                Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.

2. Методика «Лабиринт»

     Оценка умения соблюдать правила.  (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта) 

  1. Методика «Домик»

Оценка умения действовать по образцу.  (Нарисовать домик по образцу)

  1. Методика «Палочки и крестики»

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)

  1. Методика «Да и нет»

Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)

  Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы

          1. Упражнение «Раскрась фигуры»

   Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.

2. Упражнение «Копирование образца»

   Скопировать образец, состоящий из точек.

3. Упражнение «Рисование узоров»

   Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.

                        « НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

ЦЕЛЬ:  учить точно называть предмет, его качества и действия.

  О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

– Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).

– Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

– Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

– Помогите найти  слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

                           Скажу я слово высоко,

                           А ты ответишь…(низко).

                           Скажу я слово далеко,

                           А ты ответишь…(близко).

                           Скажу тебе я слово трус,

                           Ответишь ты…(храбрец).

                            Теперь начало я скажу,

                            Ну, отвечай…(конец).

– Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.

                       «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»

ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.

 Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

                                Теплая весна сейчас,

                                Виноград созрел у нас.

                                Конь рогатый на лугу

                                Летом прыгает в снегу.

                                Поздней осенью медведь

                                Любит в речке посидеть.

                                А зимой среди ветвей

                                «Га-га-га!» – пел соловей.

                                Быстро дайте мне ответ –

                                Это правда или нет?

– Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

  • «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
  • «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
  • «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
  • «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
  • «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка среднего дошкольного возраста

– А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.

                            «КОЗА-СТРЕКОЗА»

ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения

 –  Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).

–  Закончите фразы, чтобы получилось складно:

«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).

                                «КОМПЛИМЕНТЫ»

                                  (для детей с 4 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.

 Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

               ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

                «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

                          (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.

   Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

                         «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)

        Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

                            «СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.

  Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

                           «ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»

                            (для детей с 5 лет)

  Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

                        Есть ли в поле светлячки?

                        Есть ли в море рыбки?

                        Есть ли крылья у теленка?

                        Есть ли клюв у поросенка?

                        Есть ли гребень у горы?

                        Есть ли двери у норы?

                        Есть ли хвост у петуха?

                        Есть ли ключ у скрипки?

                        Есть ли рифма у стиха?

                        Есть ли в нем ошибки?

      «ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

            «КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»

          Цель: эмоциональное развитие.

                     «ПУТАНИЦА»

Цель: развитие наглядно-образного мышления,                         развитие речи.

Источник

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы  в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила

                                                                                                                      Воспитатель

                                                                                                                      Ревтова Н.В.

Читайте также:  Кряжева н л развитие эмоционального мира ребенка скачать бесплатно

    Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия,  изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

   Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические  навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

      Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

    Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

   Лэпбук – тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

   Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским  садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

   Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

   В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

   Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

   Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

– трудовые поручения, действия.

   Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка  логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

   Руководство деятельностью детей в ходе  совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

   Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид – наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

    Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

   Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

• вербальные,

• невербальные,

• ситуативные,

• игровые,

• аудиовизуальные.

К вербальным приемам можно отнести:

• вопросы,

• словесные игры,

• обсуждения,

• рассказы,

• чтения художественной литературы,

• стихи,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

разыграть сценку,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• пантомимика,

• мимические упражнения,

• пальчиковая гимнастика,

• артикуляционная гимнастика,

• гимнастики для глаз,

• динамические паузы,

• физкультминутки.

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• проблемные ситуации,

• ситуации занимательности,

• ситуации успеха,

• нетрадиционные формы занятий,

• проектно-исследовательская деятельность,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

• дидактические игры,

• развивающие игры,

• сюжетные игры,

• экспериментирование,

• конструирование.

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы  и приемы  должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Источник