Методики обследования сенсорного развития ребенка

Людмила Дводненко
Диагностический материал по сенсорному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня хочу поделиться с вами своими разработками в области диагностики. Тема моей аттестации “Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры”. Я надеюсь, что мой материал многим поможет в работе в данном направлении.

Диагностический материал разработан на основе методической литературы: Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Башаева Г. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук»; Бейлина А. «Игры и игровые средства»; Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

Показатели достижений детей младшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.

[/b]

Показатель достижений детей: Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Красный, синий, жёлтый, зеленый, белый, чёрный, розовый, голубой, оранжевый.)

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – не называет и не различает цвета, не находит такой же цвет.

В стадии формирования или частично сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, только с помощью взрослого.

Сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, называет цвет самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Помоги козляткам спрятаться от волка»; «Подбери по цвету»; «Воздушные шары»; «Собери цветик – семицветик».

Показатель достижений детей: Знает основные формы. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – ребенок не может назвать ни одной.

В стадии формирования или частично сформирован – ребенок различает и называет, но путается в названиях.

Сформирован – ребенок различает и самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, используя, зрение и осязание, находит такую же фигуру самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Соберем бусы», «Кому какая форма».

Показатель достижений детей: Умеет соотносить предметы по величине. (Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий).

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – ребенок, сравнивая два предмета по величине допускает ошибки в понятиях выше – ниже, длиннее-короче, шире – уже.

В стадии формирования или частично сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, не может рассказать о результатах сравнения словами, иногда путает понятие величины и использует слова – большой – маленький.

Сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, самостоятельно обозначает.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Веселые матрешки»; «Ежик», «Три медведя», «Построим дома».

Показатель достижений детей: Пространственное восприятие.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.

В стадии формирования или частично сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает пространственные направления от себя, но выполняет всё с помощью взрослого.

Сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела, справляется с заданиями, не сделав ни одной ошибки.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Где что стоит?»; «Робот»

Показатели достижений детей средней группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.

[/b]

Показатель достижений детей: Различает и называет цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или не знает цвета.

В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.

Сформирован – различает и называет цвета спектра и 2-3 оттенка самостоятельно

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Художники», ««Поле чудес», «Цветной телевизор», «Одень кукол красиво»

Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест, воссоздает фигуры из частей.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя

В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, воссоздает фигуры из частей с помощью взрослого.

Сформирован – понимает правила игры и действует самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Что изменилось?», «Поручения»

Показатель достижений детей: Использует сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – не называет свойства предметов.

В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.

Читайте также:  Развитие логического мышления для вашего ребенка

Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Палочки», «Какая одежда?», «Коврики», «Неразбериха»

Показатель достижений детей: Сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре, поверхности). Описывает предметы по 3-4 основным свойствам.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Группирует предметы по одному признаку. Не может описать предмет.

В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.

Сформирован – сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует. Описывает предметы по 3-4 основным свойствам самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: ««Посади свою аллею», «Что происходит на картинке?», «Угадай какой это предмет?», «Чей звук?»

Показатель достижений детей: Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – не может определить положение предметов в пространстве.

В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе с помощью взрослого.

Сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Кто быстрее?», «Где предмет?»

Показатели достижений детей старшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.

[/b]

Показатель достижений детей: Различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, оттенки цвета, 3-5 тонов цвета теплых и холодных оттенков.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или нужны наводящие вопросы.

В стадии формирования или частично сформирован – различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, путается в оттенках, нужна помощь взрослого.

Сформирован – понимает игровое задание, выполняет самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Какого цвета не стало?», «Нарисуй сказочную лестницу», «Краски смешались».

Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры, способен воссоздать фигуры из частей, делит фигуры на части.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя, не воссоздает фигуры из частей.

В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, но воссоздает фигуры из частей и делит фигуры на части с помощью взрослого

Сформирован – все задания выполнено самостоятельно и верно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Из каких фигур сложили фигуры?», «Найди похожие фигуры», «Найди по описанию»

Показатель достижений детей: Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине, проверяет точность путем наложения и приложения.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – не может сравнить предметы на глаз.

В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.

Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Расставь по порядку», Как измерить длину? (ширину, высоту, толщину и т. п.).

Показатель достижений детей: Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Не может определить материалы, из которых сделаны предметы.

В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.

Сформирован – классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Что лишнее?», «Коробка с сюрпризом», «Узнай предмет по деталям», «Классификация предметов».

Показатель достижений детей: Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Уровни освоения критериев:

Не сформирован – не может определить местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве с помощью взрослого.

Сформирован – понимает и определяет положение предметов в пространстве самостоятельно.

Методы мониторинга:

Дид. игры: «Найди игрушки», «Кто первый?», «Клад».

Источник

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста №1

Сенсорное развитие в  раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального

 развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста  заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Читайте также:  Условия развития личности ребенка формирование мотивов поведения

    Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Оборудование:

1. деревянная  доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики – пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

– Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

– Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

– Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

Белоглазова Варя

+

+

+

+

2

Исаев Макар

+

+

3

Маркина Дарья

+

+

+

+

4

Мельников Матвей

+

+

+

5

Слащилина Софья

+

+

+

6

Каюмов Матвей

+

+

+

+

7

Углянский Стас.

+

+

+

+

8

Шамшурина Вика

+

+

+

+

9

Кулыгин   Денис

+

+

+

+

10

Швецов Сергей

+

+

+

+

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

– высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);

– средний уровень – 3 выполненных задания (8 детей).

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 8 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 0.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 0.

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет – с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Читайте также:  Логопедическая характеристика ребенка с задержкой речевого развития

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

2.  Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:

–  большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

– все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В приложении 2 представлена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Данная консультация позволит родителям получить необходимую информацию для самостоятельных занятий с детьми, детально понять механизм сенсорного развития ребенка и его важность в процессе обучения.  

Заключение

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов – величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Источник