Методики обследования сенсорного развития ребенка
Людмила Дводненко
Диагностический материал по сенсорному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня хочу поделиться с вами своими разработками в области диагностики. Тема моей аттестации “Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры”. Я надеюсь, что мой материал многим поможет в работе в данном направлении.
Диагностический материал разработан на основе методической литературы: Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Башаева Г. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук»; Бейлина А. «Игры и игровые средства»; Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Показатели достижений детей младшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Красный, синий, жёлтый, зеленый, белый, чёрный, розовый, голубой, оранжевый.)
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не называет и не различает цвета, не находит такой же цвет.
В стадии формирования или частично сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, только с помощью взрослого.
Сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, называет цвет самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Помоги козляткам спрятаться от волка»; «Подбери по цвету»; «Воздушные шары»; «Собери цветик – семицветик».
Показатель достижений детей: Знает основные формы. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок не может назвать ни одной.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок различает и называет, но путается в названиях.
Сформирован – ребенок различает и самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, используя, зрение и осязание, находит такую же фигуру самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Соберем бусы», «Кому какая форма».
Показатель достижений детей: Умеет соотносить предметы по величине. (Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок, сравнивая два предмета по величине допускает ошибки в понятиях выше – ниже, длиннее-короче, шире – уже.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, не может рассказать о результатах сравнения словами, иногда путает понятие величины и использует слова – большой – маленький.
Сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, самостоятельно обозначает.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Веселые матрешки»; «Ежик», «Три медведя», «Построим дома».
Показатель достижений детей: Пространственное восприятие.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает пространственные направления от себя, но выполняет всё с помощью взрослого.
Сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела, справляется с заданиями, не сделав ни одной ошибки.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Где что стоит?»; «Робот»
Показатели достижений детей средней группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Различает и называет цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или не знает цвета.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – различает и называет цвета спектра и 2-3 оттенка самостоятельно
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Художники», ««Поле чудес», «Цветной телевизор», «Одень кукол красиво»
Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест, воссоздает фигуры из частей.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя
В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, воссоздает фигуры из частей с помощью взрослого.
Сформирован – понимает правила игры и действует самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Что изменилось?», «Поручения»
Показатель достижений детей: Использует сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не называет свойства предметов.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Палочки», «Какая одежда?», «Коврики», «Неразбериха»
Показатель достижений детей: Сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре, поверхности). Описывает предметы по 3-4 основным свойствам.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Группирует предметы по одному признаку. Не может описать предмет.
В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.
Сформирован – сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует. Описывает предметы по 3-4 основным свойствам самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: ««Посади свою аллею», «Что происходит на картинке?», «Угадай какой это предмет?», «Чей звук?»
Показатель достижений детей: Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может определить положение предметов в пространстве.
В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе с помощью взрослого.
Сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Кто быстрее?», «Где предмет?»
Показатели достижений детей старшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, оттенки цвета, 3-5 тонов цвета теплых и холодных оттенков.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или нужны наводящие вопросы.
В стадии формирования или частично сформирован – различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, путается в оттенках, нужна помощь взрослого.
Сформирован – понимает игровое задание, выполняет самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Какого цвета не стало?», «Нарисуй сказочную лестницу», «Краски смешались».
Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры, способен воссоздать фигуры из частей, делит фигуры на части.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя, не воссоздает фигуры из частей.
В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, но воссоздает фигуры из частей и делит фигуры на части с помощью взрослого
Сформирован – все задания выполнено самостоятельно и верно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Из каких фигур сложили фигуры?», «Найди похожие фигуры», «Найди по описанию»
Показатель достижений детей: Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине, проверяет точность путем наложения и приложения.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может сравнить предметы на глаз.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Расставь по порядку», Как измерить длину? (ширину, высоту, толщину и т. п.).
Показатель достижений детей: Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Не может определить материалы, из которых сделаны предметы.
В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.
Сформирован – классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Что лишнее?», «Коробка с сюрпризом», «Узнай предмет по деталям», «Классификация предметов».
Показатель достижений детей: Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может определить местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве с помощью взрослого.
Сформирован – понимает и определяет положение предметов в пространстве самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Найди игрушки», «Кто первый?», «Клад».
Источник
Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста №1
Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального
развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.
Оборудование:
1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. пластмассовая коробка с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики – пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
– Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
– Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
– Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:
Таблица 1.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | Белоглазова Варя | + | + | + | + | – |
2 | Исаев Макар | – | – | + | + | – |
3 | Маркина Дарья | + | + | + | – | + |
4 | Мельников Матвей | + | – | + | + | – |
5 | Слащилина Софья | + | + | + | – | – |
6 | Каюмов Матвей | + | + | + | + | – |
7 | Углянский Стас. | + | + | – | + | + |
8 | Шамшурина Вика | + | – | + | + | + |
9 | Кулыгин Денис | + | + | – | + | + |
10 | Швецов Сергей | – | + | + | + | + |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
– высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);
– средний уровень – 3 выполненных задания (8 детей).
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.
2. Соответствие возрастной норме – 8 детей.
3. Отставание от возрастной нормы – 0.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 0.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет – с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
2. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.
С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:
– большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
– все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
В приложении 2 представлена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Данная консультация позволит родителям получить необходимую информацию для самостоятельных занятий с детьми, детально понять механизм сенсорного развития ребенка и его важность в процессе обучения.
Заключение
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов – величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Источник