Методики обследования психомоторного развития ребенка
Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики
Педагог – психолог Н. А. Долгополова
Адаптированная методическая технология
«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»
Содержание
1. Пояснительная записка…. 2
2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3
3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6
4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8
5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11
6. Методическое обеспечение ….…. 11
Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.
Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.
Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста – выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.
МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
Анализ
результатов развития психомоторики дошкольников
на конец учебного года
Дата: апрель – май 2015г.
Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,16 – дошкольные Возраст: 3 – 7лет
Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ
Цель:
выявление реального уровня развития психомоторики детей;
степень его соответствия возрастным нормам;
определение отклонений и недостатков физического и нервно – психического развития детей;
прогнозирование особенностей развития ребенка;
подбор оптимального содержания развивающих упражнений;
подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;
Количественный анализ результатов показал:
Младший возраст – 3 – 4 г. – обследовано –136 детей:
– Норма развития – 128 ребенка – 94 %;
– Профилактические занятия – 22 ребенка;
– Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.
Средний возраст – 4 – 5 лет – обследовано –81 ребенок:
– Норма развития – 76 детей – 94 %;
– Профилактические занятия – 13 детей;
– Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.
Старший возраст 5 – 6 лет – обследовано –78 детей:
– Норма развития – 75 детей – 96 %;
– Профилактические занятия – 11 детей;
– Индивидуальные занятия – 3 детей – 4 %
Подготовительные группы 6 – 7 лет – обследовано –73 ребенка:
– Норма развития – 73 ребенка – 100 %;
– Профилактические занятия – 20 детей;
– Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %
Качественный анализрезультатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:
1.Младший возраст:
моторика рук;
мелкая моторика пальцев;
статистическое равновесие;
координация движений;
автоматизация движений.
2.Средний возраст:
мелкая моторика рук;
мелкая моторика пальцев рук;
автоматизация движений.
3.Старший возраст:
статистическое равновесие;
мелкая моторика пальцев рук;
4.Подготовительные группы:
динамическое равновесие;
статистическое равновесие;
общее психомоторное развитие.
Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6
Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.
Рекомендации:
Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.
Оценка психомоторного развития дошкольников
2014 – 2015 учебного года
Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.
Младшая № 8
27 23 25
136
детей 2 2
Младшая № 5
29 25 29 0 4
Младшая № 12
26 19 24 2 5
Младшая № 10
28 21 27 1 6
Младшая № 11
26 18 23 3 5
Итого:
106 128 8 22
Средняя № 4
27 24 27 81
ребенок 0 3
Средняя № 13
27 20 24 3 4
Средняя № 15
27 19 25 2 6
Итого:
63 76 5 13
Старшая № 2
26 19 24
78
детей 2 5
Старшая № 7
26 25 25 1 0
Старшая № 14
26 20 26 0 6
Итого: 64 75 3 11
Подготовит. № 3
25 19 25
73
ребенка 0 6
Подготовит. № 6
23 22 25 0 3
Подготовит. № 16
24 12 23 0 11
Итого: 53 73 0 20
Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 – 100 % 16 – 4 % 66
Методика обследования психомоторного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностика развития двигательной сферы
на 3 года
Общая моторика
Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
1 год – самостоятельная ходьба;
1,5 – 2 года:
Динамика – поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;
Автоматика – перешагивает через препятствие на полу;
Статика – встает на лавку 20 см. от пола;
2,5 года:
Динамика – подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;
Автоматика – перешагивает через несколько препятствий;
Статика – нагибается за предметом;
3 года:
Автоматика – поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой
12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;
Динамика – подпрыгивает на двух ногах без поддержки,
Статика – стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.
Мелкая моторика (на 3 года)– одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.
Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 4 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
– исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.
– необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)
После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа; б) мочки левого уха;
Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.
– Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.
3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)
– На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)
– По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.
4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)
– В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.
– Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)
– Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.
– При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 5 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
– Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)
2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)
– Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.
– Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.
– Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.
3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.
– Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.
4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)
– Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.
– Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.
5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.
– На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.
По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.
– Время выполнения задания ограничивается – 20 секунд.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 6 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
– В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900
После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
2-е задание На оценку точности и координации движений
– Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)
3-е задание На оценку тонкой моторики рук.
– Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.
Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 7 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
– Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.
2-е задание На оценку динамического равновесия.
– Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития
– Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.
Время выполнения задания 15 сек.
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
Литература:
1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.
2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.
3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.
Источник
ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ
Пояснительная записка
Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:
1) определение уровня развития ребенка;
2) планирование работы:
а) по дальнейшему развитию ребенка {для детей с уровнем развития, соответствую
щим возрастной норме).
б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).
В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»-, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, логопедам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казьмина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм примерно 50-80% всех детей одной возрастной группы.
На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования пэоео-дятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).
2. Крупная моторика.
3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).
4. Социально-эмоциональная сфера.
5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).
Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами прс-слеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений развития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каждая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе.
Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет:
• от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев).
• от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет).
• от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).
Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются определенные виды стимульного материала. Так как ведущим видом деятельности для дошкольников раннего и младшего возраста является игровая деятельность, обследование проводится в форме игры, основанной на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении детей. Игровые задания конкретны, привлекают внимание ребенка, небольшие по объему, что диктуется особенностями психических процессов детей данного возраста.
В ходе обследования отмечаются:
1. Уровень развития по следующим сферам:
а) речевое развитие:
б) когнитивное развитие:
в) мелкая моторика:
г) крупная моторика:
д) самообслуживание:
е) социализация.
2. Особенности психических процессов, таких как:
а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре
деленного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для
детей с 1 года до 1 года 10 месяцев: 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до
3 лет: 5 минут для детей после 3 лет;
б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред
метов);
в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком
каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка
преобладают: положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций
и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);
г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про
является в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);
д) внимание:
• устойчивость – способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном
случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10
месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (иг
рушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-
20 минут;
• переключаемость – способность ребенка переходить от одной деятельности к
другой по требованию;
• объем и поле внимания – способность действовать двумя и более предметами в
игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет
дополнительно: учитывать два и более признаков предмета в игре;
е) характер игровой деятельности:
• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов);
• конструктивные игры;
• игры с воображаемыми предметами:
• сюжетные игры;
• сюжетно-ролевые игры.
Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую возрасту ребенка Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно проводить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет – один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.
Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:
• ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от
матери {лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чув
ствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;
• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»;
• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами разви
тия, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь
и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.
Консультирование включает в себя несколько этапов;
1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (пе
дагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его роди
телями. Создание доверительной обстановки.
2. Обследование ребенка и сбор данных.
3. Консультирование родителей.
На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, выявляются проблемы, которые волнуют родителей.
На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получают ответы на интересующие их вопросы.
При необходимости проводится дополнительное консультирование – обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.
Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования.
Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время – беседа с родителями и свободная игра ребенка).
Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет смены видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использования методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагностирования.
Во время консультирования используются различные методы обследования: беседа, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иньх методов и последовательность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка, помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития.
Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности. В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство. Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе обследования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая позволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных.
В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовывается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр
одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре: ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывается несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и ведущим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологических проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.).
Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.
В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количество слов в предложении).
Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи, составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.
Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей
Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т.п.).
Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА (5 мес. – 1 год 10 мес.)
1. Ф.И. ребенка___________________________________________________
дата рождения__________ возраст_____ ; п-ка №_______ ; я/сад №__________
2. Дата посещения________________________________________________
3. Специалисты __________________________________________________
4. Повод для обращения ___________________________________________
5. Ф.И.О. матери__________________________________________________
6. Ф.И.О. отца_____________________________________________________
7. Состав семьи, жилищные условия
8. Адрес , телефон
9. Данные обследования: Речевое развитие:
а) понимание речи _______
б) доречевое развитие:
– гуление (спонтанное, отраженное)___________________
– лепет (дифференцированный, недифференцированный)
в) активная речь:
звукоподражания____________________________________
слова
фразовая речь
Когнитивное развитие:
игра_________________
цвет
форма_
размер________________________________
представления о константности объекта
реакция на звук_________________________
Развитие крупной моторики:
держит голову___________ направление движения ручек.одмр
перевороты: на бок , со спины на живот . с живота на спину
сидит_____________________ ; встает у опоры_______________________
ползает: по-пластунски____ , на четвереньках_____ ;
самостоятельно садится______________ ходит у опоры__________ ;
стоит самостоятельно ; ходит самостоятельно
перешагивает препятствия_____________________________________________ ,
поднимается по лестнице приставным шагом_____ ; спускается по лестнице пристав
ным шагом______ ; спрыгивает с высоты_________ см; пинает мяч ногой___________ ;
ловит мяч __________ ; удерживает равновесие__________________________________
Развитие мелкой моторики:
координация_________________________________________________________________
захват______________________________________________________________________
ротация_____________________________________________________________________
Развитие навыков самообслуживания:
еда _________________________________________________________________________
одевание ____________________________________________________________________
туалет_____________________________________________________________________
Социализация:
улыбка_____________________ . гуление отраженное______________________________
реакция на незнакомца________________________________________________________
контакт ____________________________________________________________________
интерес_____________________________________________________________________
эмоции______________________________________________________________________
активность
10. Заключение:
11. Рекомендации:
12. Дополнительные сведения:
ДАННЫЕ АНАМНЕЗА.
1. Беременность: по счету______ , исход предыдущих_____________________________
как протекала:
токсикоз 1,2 половины, угроза прерывания (на сроке___ нед.), анемия, прибавка в весе,
резус-конфликт
острые инфекционные заболевания ____________________________________________
сопутствующие заболевания, травмы__________________________________________
употребление медикаментов___________________________________________________
преобладающее эмоциональное состояние
психические травмы___________________
2. Роды: по счету______ на сроке_____ недель
как протекали: естественным путем, кесарево сечение, безводный период
родовспоможение___________________________________________________
физиологич.____________ /быстрые_____________ /затяжные _____________________ ;
обвитие пуповины_________________ ; положение плода____________ воды__________ ;
3. Состояние ребенка после рождения: Апгар ________ , масса_______ г; длина_____ см;
Асфиксия_______ ; когда приложен к груди__________________ .
Терапия _____________________________________________________________________
Выписан из роддома на_______ сутки
Переведен (куда)_____________________________________________________________
Заключение неонатолога _____ .____________
4. Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, травмы,
судороги при высокой температуре). Госпитализация. Хронические заболевания
ребенка.
Терапия:
5. Данные обследования невропатологом:
6. Прочие специалисты
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (1 год 10 мес. – 3 года)
1. Ф.И. ребенка___________________________________________________________
дата рождения_____________ возраст_________ ; п-ка №______ ; дет. сад №_____
2. Дата посещения ________________________________________________________
3. Специалисты___________________________________________________________
4. Повод для обращения___________________________________________________
5. Ф.И.О. матери__________________________________________________________
6. Ф.И.О. отца____________________________________________________________
7. Состав семьи, жилищные условия
8. Адрес, телефон
9. Данные обследования: Речевое развитие:
понимание речи:
– обращенной речи_______
– грамматических форм: ед.-мн. число сущ.
сущ. с ум.-ласк. суффиксами___________
активная речь:
– звукоподражания______________________
– слова
– фразовая речь_______________________________
особенности речи:____________________________
Когнитивное развитие:
размер: знает_____________________ сортирует
форма: знает_____________________ вкладывает
цвет: знает_______________________ сортирует
понятие «такой же»:__________________________
части тела ___ _____
подражательная деятельность пространственные отношения_ память
Развитие крупной моторики:
координация движений_______
ходьба__________________ бег_______________ прыжки__
подъем по лестнице_________________ спуск по лестнице
Развитие мелкой моторики:
координация____________________ захват ______________
Развитие навыков самообслуживания:
еда ________________________
одевание ________________________________
туалет_________________________________
Социализация:
контакт_____________________ особенности
интерес_________________________________
эмоции: адекватность__________________ выраженность
активность
внимание: устойчивость________________ поле _
переключаемость_____________________ объём _
характер игровой деятельности______________
10. Заключение:
11. Рекомендации:
12. Дополнительные сведения:
ДАННЫЕ АНАМНЕЗА
Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. – 1 год 10 мес.».
Источник