Методики обследования нарушений развития ребенка

Методики обследования нарушений развития ребенка thumbnail

Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей
дошкольного возраста
1.Методика Выготского – Сахарова:  предназначена для оценки и исследования уровня и
особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности 
абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется 
возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе 
выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для 
обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа 
процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного 
варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся 
между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. (деревянные цветные
фигурки ­  начиная с 2,5–3­летнего возраста. Наглядно­образный вариант методики ­  
начиная с 3,5–4­х лет.)
2. «Предметная классификация»: Основной целью использования методики «Предметная
классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка 
их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного 
мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, 
ориентированных на работу с детьми разного возраста:  1­я серия: для детей 3 – 5 лет; 2­я 
серия: для детей 5 – 7 лет.
 Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 
цветных изображения (2 серия
3. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву): Исследование 
возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, 
запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности 
ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия 
методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. (для детей от 4,5 до 7­летнего 
возраста.)
4.    Исключение предметов (4­й лишний): Основной целью методики Исключение 
предметов (4­й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, 
понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих 
признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют 
судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно 
невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование 
методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности 
обобщений, к строгости и четкости формулировок. (для детей с 3–3,5лет)
5. «Установление последовательности событий»: Ориентирована на исследование 
особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно­
следственных и пространственно­временных связей, анализ речевого развития ребенка. 
Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в 
диагностической практике сюжетных последовательностей. (от 3,5–4 до 7­летнего 
возраста). 6. Кубики Коса: Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня 
сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей 
пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой 
методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. 
Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента 
познавательной деятельности. (3,5 ­7­летний возраст).
7. Тест Рука: Является проективной методика исследования личности. В отличие от 
классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в 
комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12­
летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает 
промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала 
(изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так 
как его рука является объектом, который существует в реальном мире. (4 — 4,5 до 7­
летнего возраста.)
8.    Методика «СОМОР»:  С ее помощью можно оценить субъективные представления 
ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и 
своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика 
может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной 
работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно­
эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических 
изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого
цвета и примерного перечня вопросов. (от 4 до 7­летнего возраста).
9. «Эмоциональные лица»: Ее использование дает возможность оценки адекватности 
опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие 
эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями 
ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных 
взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с 
детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии 
изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1­я серия ­ 3 
изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2­я серия: 
14 изображений мальчиков и девочек).( с 3­х до 7­летнего возраста.)
10. Цветовой тест отношений: Тест является диагностическим методом, 
предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к 
значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, 
так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. (с 4,5–5­летнего возраста. Верхняя
граница не определена)

Источник

Антошина Зульфия
Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста

Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике.С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным — 30—45 %; в школьном возрасте 20 —30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение. В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.

Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I—VII I видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударствен-ные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т. п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического со провождения ребенка. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно вы являемыми отклонениями в развитии двигательной,сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оп тико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными на рушениями, с недостатками речевого развития, с расстройства ми поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выраженные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения дли тельное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи.

Несмотря на то что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута; обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении; разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями раз вития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап получил название скрининг (от англ. зсгееп — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление ин-дивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик по-знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, рабо-тоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений. Для успешного осуществления психолого-педагогической диагностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».

Источник

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник