Методики обследования нарушений развития ребенка

Методики обследования нарушений развития ребенка thumbnail

Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей
дошкольного возраста
1.Методика Выготского – Сахарова:  предназначена для оценки и исследования уровня и
особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности 
абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется 
возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе 
выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для 
обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа 
процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного 
варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся 
между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. (деревянные цветные
фигурки ­  начиная с 2,5–3­летнего возраста. Наглядно­образный вариант методики ­  
начиная с 3,5–4­х лет.)
2. «Предметная классификация»: Основной целью использования методики «Предметная
классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка 
их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного 
мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, 
ориентированных на работу с детьми разного возраста:  1­я серия: для детей 3 – 5 лет; 2­я 
серия: для детей 5 – 7 лет.
 Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 
цветных изображения (2 серия
3. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву): Исследование 
возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, 
запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности 
ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия 
методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. (для детей от 4,5 до 7­летнего 
возраста.)
4.    Исключение предметов (4­й лишний): Основной целью методики Исключение 
предметов (4­й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, 
понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих 
признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют 
судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно 
невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование 
методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности 
обобщений, к строгости и четкости формулировок. (для детей с 3–3,5лет)
5. «Установление последовательности событий»: Ориентирована на исследование 
особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно­
следственных и пространственно­временных связей, анализ речевого развития ребенка. 
Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в 
диагностической практике сюжетных последовательностей. (от 3,5–4 до 7­летнего 
возраста). 6. Кубики Коса: Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня 
сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей 
пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой 
методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. 
Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента 
познавательной деятельности. (3,5 ­7­летний возраст).
7. Тест Рука: Является проективной методика исследования личности. В отличие от 
классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в 
комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12­
летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает 
промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала 
(изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так 
как его рука является объектом, который существует в реальном мире. (4 — 4,5 до 7­
летнего возраста.)
8.    Методика «СОМОР»:  С ее помощью можно оценить субъективные представления 
ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и 
своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика 
может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной 
работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно­
эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических 
изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого
цвета и примерного перечня вопросов. (от 4 до 7­летнего возраста).
9. «Эмоциональные лица»: Ее использование дает возможность оценки адекватности 
опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие 
эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями 
ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных 
взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с 
детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии 
изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1­я серия ­ 3 
изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2­я серия: 
14 изображений мальчиков и девочек).( с 3­х до 7­летнего возраста.)
10. Цветовой тест отношений: Тест является диагностическим методом, 
предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к 
значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, 
так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. (с 4,5–5­летнего возраста. Верхняя
граница не определена)

Источник

Антошина Зульфия
Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста

Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике.С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным — 30—45 %; в школьном возрасте 20 —30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение. В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.

Читайте также:  Книги по развитию ребенка ссср

Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I—VII I видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударствен-ные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т. п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического со провождения ребенка. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно вы являемыми отклонениями в развитии двигательной,сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оп тико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными на рушениями, с недостатками речевого развития, с расстройства ми поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выраженные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения дли тельное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи.

Несмотря на то что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута; обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении; разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями раз вития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Читайте также:  Ребенок развитие в первый год жизни ребенка

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап получил название скрининг (от англ. зсгееп — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление ин-дивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик по-знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, рабо-тоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений. Для успешного осуществления психолого-педагогической диагностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».

Источник

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Читайте также:  Ребенок 4 года интеллектуальное развитие

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник