Методики на развитие мышления у ребенка с нарушением речи
Деятельность любого человека, в том числе и ребенка носит системный характер.
Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на
его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не
является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно,
вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче
ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность,
полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,
следовательно, и его личность в целом. У детей, имеющих речевые нарушения,
отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических
процессов, в частности в развитии мышления. В связи с этим необходимо строить
коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех
психических процессов, в том числе и мышления.
Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника игра
необходимо учитывать это в построении всей коррекционно-образовательной
деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой
деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность,
учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале
значение слова связано с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе
обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем
самым, объединяя их между собой. Постепенно ребенок учится образовывать
простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается
решить практические задачи по-своему, действительным путём.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с
речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата
этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема
связанности и непротиворечивости детских суждений выступает на первый план.
Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления,
он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в
словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка
есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут
превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря
такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого
объекта выделяются через практические действия. На основании
наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма
наглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая
соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берёт
ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе
преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе
представлений, без применения практических действий. Само понятие образного
мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций
(мыслительных) с опорой на представления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям
при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного
при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида
мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по
определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие
индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка
способность к абстрагированию.
В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.
1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике
решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на
практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен
образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными
образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в
раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным
им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста
представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже
зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут
обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать
такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом
существенных связей.
– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их
сходства и различия.
– Классифицировать – группировать предметы по признакам.
– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.
– Конкретизировать – выделять частное из общего.
– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с
игнорированием других.
Проанализировав этапность формирования мышления мы считаем, что в работе с
детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно использовать следующие игры и
упражнения:
- “Что лишнее”.
Выбрать из нескольких карточек с картинками
изображение с лишним предметом.
Открывая карточку с картинкой, и не показывая
ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя
на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
Можно играть с карточками, а можно
словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится,
а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится –
мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится – царапается,
убегает и т.д.
Называем несколько предметов одним
словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно
озвучить слово “посуда”.
Вариант игры “съедобное -не съедобное”.
Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч
ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы:
самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч
ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро
назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только
цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок –
белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то
существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ
невпопад, и он не соответствует действительности – родитель и ребенок
меняются местами.
Играем в игру “опиши словами”, только с
толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового
словаря, ребенок угадывает о чем идет речь.
Здесь нужно попытаться объяснить
смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще паренной репы”…
Попробуйте рассказать
сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные
сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сопагах), “Синий сапожок” (красная шапочка)…
Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.
Развивая таким образом мыслительные операции мы добиваемся коррекции речевых
несовершенств и развиваем мышление ребенка.
Список использованной литературы.
- Басов А.В, Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. –
Ярославль: “Академия развития”, 1998. - Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М:
“Просвещение”, 1991. - Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации
для организации занятий с детьми 5–6 лет. – М.: Ювента, 2006. - Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. – М: “Просвещение”, 1989. - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. – М.: ТЦ “Учитель”, 2007. - Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая
группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика
игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006. - Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.
Источник
В. В. Тхорикова
Педагог-психолог первой квалификационной категории,
ГБДОУ детский сад № 38 Василеостровского района
Санкт-Петербург
Методическая разработка
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает развитие психических функций, таких как память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
«Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Это отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой» [9].
Овладение ребенком фразовой речью ведет к формированию мышления. Во время игр с предметами у дошкольника появляется стимул для оречевления своих действий: играя, ребенок проговаривает выполняемые действия, и, как следствие, учится размышлять и делать умозаключения. Речь ребёнка способствует появлению и улучшению целых образов, и использованию их в мыслительном плане. У него формируются более гибкие и динамичные образы – представления.
«Речевые нарушения у дошкольников влияют на их общее развитие: тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации» [9].
В процессе диагностики отмечается отставание в формировании мышления у детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи.
«Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» [9].
Общее недоразвитие речи наблюдается и при более сложных формах речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии и заикании. У детей нарушается звукопроизношение, медленно формируются фонематические процессы, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас ниже возрастной нормы при достаточно сформированной импрессивной речи. Скудность активного словаря ведет к нарушению связной речи. Исследование детей – логопатов свидетельствует о нарушении логико – временных связей в повествовании: они переставляют местами части текста, не выделяют и пропускают важные события. Рассказ ребенка сводится либо к перечислениям предметов, либо к двум – трем простым предложениям.
У детей – логопатов речевой опыт крайне беден, языковые средства не сформированы, поэтому часто отсутствует потребность в речевом общении. Разговорная речь малословная, тесно связана с конкретной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Нередко слова и предложения заменяются жестами.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления:
- «Предметно – действенное (наглядно- действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок» [9].
У дошкольников с речевым нарушением отмечается отставание в темпе развития и становления наглядно – действенного мышления. Дети сами не могут обобщить свой опыт ежедневного действия с предметами, имеющими определенное назначение. Вследствие этого, они не могут осмыслить ситуацию, требующую применения конкретных предметов.
Отмечается недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, наблюдается явный разрыв между действием и словом. Так как опыт действия не зафиксирован в слове, действия недостаточно осознаны, то и образы – представления формируются более медленно и фрагментарно.
- «Наглядно – образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе ребенка не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое – то действие» [9].
До конца дошкольного возраста дети с ОНР практически не могут решать наглядно – образные задачи. У них наблюдается отсутствие связи между словом и образом, отмечается слабая взаимосвязь между основными составляющими мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
- «Словесно – логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами» [9].
Так как речь и мышление неразрывно связаны между собой, то и словесно – логическое у дошкольников с ОНР ниже возрастной нормы. Дети затрудняются классифицировать и обобщать предметы, явления и признаки. Их суждения и умозаключения отрывочны, бедны, логически не связаны между собой.
«Три вида мышления (наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое) тесно взаимосвязаны. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно – логического мышления. С другой – развитие словесно – логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач» [9].
Развитие логических функций мышления старших дошкольников в детском саду осуществляется преимущественно через познавательную деятельность. Деятельность, направленная на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию связной речи.
Мышление ребенка формируется в процессе предметной, игровой деятельности, общения. В единстве с процессом овладения речью. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольников.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому.
Приемы, используемые при формировании мышления, традиционны: наглядные – картинки, практические – упражнения, игры, словесные – ответы на вопросы, составление предложений с определенным набором слов.
Одним из наглядных приемов является использование мультимедийных презентаций в логопедической работе. При составлении игр – презентаций необходимо руководствоваться следующими задачами:
– использовать упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
– располагать задания в порядке нарастания сложности;
– при выполнении заданий, стимулировать речевую деятельность ребенка (требовать от дошкольников развернутых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств);
– упражнения повышенной трудности следуете чередовать с более легкими, чтобы повысить уверенность ребенка в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу.
Наблюдается, что регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций повышает готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставляет удовольствие от их выполнения.
Важно отметить, что при решении интеллектуальных задач ребенку требуется подсказка, совет педагога, родителя. Участие в игре взрослого помогает дошкольнику справиться с поставленной целью и делает совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Примеры игр на формирование разных видов мышления:
- Игры, направленные на формирование наглядно –действенного мышления («Покорми мишку!» «Достань игрушку», «Угадай, что в трубке лежит», «Почему скатился мячик» и т.д.).
- Игры, направленные на формирование элементов логического мышления («Что где находится?», «Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Что быстрее, кто сильнее?», «Угадай сказку», «Разгадай головоломку», «История в картинках» и т.д.).
Примеры упражнений для развития словесно – логического мышления.
- Соедини попарно подходящие друг другу предметы. Объясни свои действия. Ребенок ставит нужную картинку в пустой прямоугольник и объясняет свои действия, например: Я съел апельсин, но оставил кожуру.
- Определи, кому принадлежит лодочка. Объясни свой выбор. Ребенок находит нужную лодочку и нажимает мышкой. Образец ответа: Эта лодочка Петина, потому что парус и рубашка сшиты из одной ткани.
3. Проанализируй ситуацию, изображенную на рисунке. Подробно объясни – в чем состоит ее нелепость, неправдоподобность.
4. Найди связь между предметами, изображенными в верхней части рамки (на образце). По аналогии выбери недостающий предмет среди рисунков, данных справа, и поставь в пустой квадрат. Подробно объясни свой выбор.
5. Поставь игрушку на соответствующую тень.
Составь предложения с данным предметом.
6. Найди одинаковые листочки и составь слова. Прочитай слова и составь с ними предложения.
7. Собери все мягкие предметы в бочку. Объясни свои действия.
8. Определи, кому, какой подарок подходит. Составь предложения с союзом «потому что».
Мышление – исключительно сложный психический процесс. «Большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, т.е. на материальной оболочка мышления – речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Список литературы:
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. – Владос, 2012.
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
- Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: Монография. – М., 2003.
- Волковская Т. Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Жукова Н.С,, Мастюкова Е.М,, Филичева Т.Е, Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. СМ. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. Владос, 2002
- Лурия А.Р. Речь и мышление.- М., 1975.
- Психолого – педагогическая диагностика/ Под редакцией Ю.А. Левченко, С.Д, Забрамной.- М., 2003.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М., 2001.
Источник