Методики музыки на развитие личности ребенка

Методики музыки на развитие личности ребенка thumbnail

Методики музыки на развитие личности ребенка

Одним из направлений для разностороннего и гармоничного развития личности является музыкальное развитие. Сегодня представляю Вашему вниманию обзор методик раннего музыкального развития детей, некоторые из которых помогут  заниматься самостоятельно. Читать полностью о методе Судзуки, Карла Орфа, Железновых и методике “Сонатал” М. Л. Лазарева.

Методики музыки на развитие личности ребенка 

1. Метод Судзуки.

Синьити Судзуки – японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространённого метода преподавания музыки.

Автор метода считал, что музыкальные способности присутствуют в каждом из нас с рождения, точно также как и способности к овладению развития речи.

Синьити Судзуки одним из первых доказал, что дети в 3 года могут играть на скрипке и получать от этого удовольствие. При этом раннее развитие музыкальных способностей отражается и  других сферах: дети обладают прекрасными математическими способностями и впечатляют интеллектуальными показателями.

В основе метода – подход к музыкальному обучению как к обучению человеческому слову. Ребенок, выросший в условиях отсутствия речи, останется немым. Тот же принцип, что мы используем при обучении устной речи, по мысли Судзуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен быть окружен музыкой. И должен учиться исполнять музыку по имитации. Поэтому совершенно необходимо с самого рождения окружить ребенка звучащей музыкой.

Как и многие учителя-самоучки, Судзуки разработал свою теорию воспитания детей раннего возраста, исходя из личного опыта, а не на основе научных исследованиий или контролируемых экспериментов.

У этой методики, как и любой другой есть свои особенности:

основное внимание должно  уделяться правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому родитель должен обладать соответствующими  знаниями и навыками, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его.

Кроме того, метод подразумевает коллективное музицирование. А для этого нужно создавать среду.

Методики музыки на развитие личности ребенка 

2. Метод Карла Орфа

Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познавать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные: такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен “играть в музыку”. Российская адаптация метода Орфа представлена  Львом Вячеславовичем Виноградовым, которому я имела честь ассистировать несколько лет. На сегодняшний день этот метод завоевывает все большую популярность и у нас есть много центров, занимающихся по этой системе.

Методики музыки на развитие личности ребенка 

3. Методика Железновых.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой»  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Песенки, потешки,  танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых. Родительское участие в процессе признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

Методики музыки на развитие личности ребенка 

4. М.Л.Лазарев и методика “Сонатал”

“Сонатал” – музыка рождения (от лат. sonus – звук, natal – рожденный).

Это методика для беременных женщин по дородовому (пренатальному) развитию и дальнейшему воспитанию ребёнка с помощью музыки.

 В нём используются три фактора воздействия музыки на организм человека:

 психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы);

физиологический (функциональный трениг единого организма “мать-плод”);

вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).

Основой музыкального воздествия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности: рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

В основе метода “Сонатал” лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.  Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка фото

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. Считается, что  у беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. А мамы, прошедшие метод “Сонатал”, глубже и лучше понимают своего ребенка.

Методики музыки на развитие личности ребенка 

Пусть музыка всегда сопровождает вас!

Автор: Гая Агаян

Источник

Методика музыкального развития.

Тема: «Организованная деятельность по музыке в детском саду,

их виды, методика проведения»

В последние годы в нашей стране придаётся большое значение преобразованиям в духовной сфере современного общества. Видные учёные – педагоги, музыканты, психологи, философы говорят о необходимости повышения роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения. Музыка занимает исключительное место в формировании личности детей дошкольного возраста. Это объясняется её спецификой. Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», а В.М. Медушевский «моделью человеческих эмоций». Именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, его отношения к миру, к людям, к себе. А вот В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание-это не

воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека..

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни, в дошкольном возрасте закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливаетсясвязь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому созданы программы для обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Предлагаемые новые издания программ по музыкально-эстетическому воспитанию детей осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.

Музыкальное занятие –основная форма организации музыкальной

деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их

музыкальных способностей, формируются основы музыкальной и общей

культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.

Задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии:

  • вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

обогатить чувства ребенка;

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • приступить к формированию знаний, умений и навыков.

Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно

в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитательное значение занятий. Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.  Содержанием музыкальных занятий являются: пение  песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
     В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. В содержание занятий входит новый и повторный материал.  Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушателя и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал – это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания.
   В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того  или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность. 
     Центральной фигурой сложного педагогического  процесса, осуществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель – его активный помощник. Так как каждый вид музыкальной  деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств: психологического и педагогическою воздействия на детей, видоизменяемых в зависимости от уровня их возрастного  развития, специфики исполняемого и  программных задач конкретного  занятия. В целом, придерживаясь  программы; музыкальный руководитель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в самаре

Типология музыкальных занятий:

•–вариативность музыкального занятия зависит от структуры, содержания,

участия всех детей или по подгруппам, от включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности.

По составу и количеству детей:

•–фронтальные – присутствует вся группа;

•–по подгруппам (групповые)–6–8человек;

        •–индивидуальные;        

•–объединенные–по2–3группы.

В зависимости от содержания и структуры  эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности, комплексные.
   Наиболее  распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
   Во  второй части занятия педагог  переходит к пению или слушанию учитывая при  этом этапы разучивания произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
   После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач  которой является приведение возбужденного  организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный  руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с  окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей  спрашивают, а младшим говорят, чем  они занимались и как, чтобы закрепить  полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
   Методика  проведения типовых занятий разработана  с достаточной полнотой, однако для  повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности  репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный  руководитель может, например, исключить  слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
   Тематическое  занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:

1) Доминирование определенного вида деятельности (остальные —

вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.

2) Доминирование на занятиях заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми). Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:

1) Собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой —праздничная дата, картины природы, времена года);

2) Музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства,

с раскрытием возможностей музыкального языка).

Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.

Главное при проведении такого вида занятий – не формально чередовать

виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.

По количеству детей-участников занятия делятся индивидуальные, занятия

по подгруппам, фронтальные, объединенные.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; 
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.

  • преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
  • вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические методы, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В.Запорожца и Т.А.Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А.Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка с зпр

Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:

наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение  звучания одного произведения в «живом» исполнении  и  в записи, в исполнении  различных инструментов, сравнение двух-трех контрастных произведений, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.К.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), а также с целью обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.

Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Это беседа, рассказ, пояснения, инструкции.

Назначение словесного метода: организовать внимание и деятельность детей,

углубить и дифференцировать восприятие музыки (при этом используются

эмоционально-образные характеристики музыки – не бытовая, а образная речь). Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.

Практический метод в музыкальном воспитании очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дыхания), в музыкально-ритмических деятельности (используется тактильно-мышечная наглядность), в игре не музыкальных

инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а ребенку предлагается выбор из нескольких

возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных

практических методов является упражнение. Эффективный практический метод – метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. О.П.Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать смену характера и настроения музыки в процессе ее восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные  движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих  характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк).

Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкального воспитания). Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной организации является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеют ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. В дошкольный период ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать и предавать различные эмоциональные состояния героев. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие, активность и творческую инициативу. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются с ними на всю жизнь. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма у детей, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Таким образом, можно  заключить, что планирование музыкальной  деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного  музыкального воспитания детей  в детском саду. Правильно организованные  действия  педагогов  и  родителей  позволяют ребенку  получить  основы  эстетического  воспитания  и  музыкальной  культуры.

Источник